Наука жить (Мать об Образовании)

Наука жить

Наука Жить (Мать об Образовании)

Знать себя и контролировать себя

Жизнь без цели всегда безрадостна и ничтожна. У каждого из вас должна быть своя цель. И не забывайте, что достоинство вашей жизни определяется достоинством ее цели.

Ваша цель должна быть возвышенна и широка, благородна и бескорыстна, только тогда и ваша жизнь будет представлять собой действительно нечто ценное как для вас самих, так и для других людей.

Но каким бы ни был тот идеал, который вы избрали своей целью, вы не сможете воплотить его в жизнь в полной мере, если прежде всего не достигнете совершенства в самих себе.

Первый шаг в этом деле — составить себе ясное представление о состоянии и деятельности всего вашего существа — как в целом, так и в отдельных его составляющих. Нужно обязательно научиться отчетливо различать их, чтобы точно определять действительные причины всего происходящего в вашей внутренней жизни, верно разбираться во всем том огромном множестве внутренних побуждений, реакций на происходящее, противоречивых желаний, которые и заставляют вас совершать те или иные действия. Это кропотливое самоисследование, которое должно выполняться со всем возможным усердием и тщательностью, потребует от вас, кроме того, особой настойчивости и искренности, ибо одна из особенностей человеческой природы — и в первую очередь ума — состоит в том, что человек — даже перед самим собой — невольно пытается выставить все свои мысли, чувства, слова, поступки в выгодном для себя свете. Правильного, безошибочного понимания себя можно достичь только в том случае, если мы, наблюдая самым внимательным образом за каждым своим движением, как внешним, так и внутренним, будем, образно говоря, предлагать все их на суд нашего наивысшего идеала с безусловной готовностью согласиться с любым его решением. Ибо, если мы по-настоящему хотим духовно расти и в итоге осознать во всей полноте подлинную истину собственного бытия — то есть исполнить то, ради чего мы и созданы и что называем своей миссией на земле, — мы должны стараться со всем возможным постоянством и последовательностью отвергать или уничтожать в себе все, что может противоречить, противостоять этой истине. Тогда мало-помалу все части, все элементы нашего существа объединятся и в конце концов составят некое однородное, единое целое, центром которого станет наше психическое существо. Потребуется немало времени, чтобы довести это единое целое до заметной степени совершенства. Поэтому для того, чтобы выполнить эту работу, мы должны вооружиться терпением и настойчивостью, а также решимостью продлить свою жизнь настолько, насколько это необходимо для успешного завершения наших усилий.

Одновременно с этой очистительной и объединительной работой вы должны предпринимать все возможные меры для совершенствования внешней части вашего существа, призванной служить орудием для выражения, воплощения даруемой вам высшей истины. Когда эта истина нисходит в вас, пытаясь проявиться в вашем существе, она должна встретить ум, достаточно гибкий и разносторонний, подвижный и развитый, способный облечь воспринимаемую им идею в форму мысли, причем так, чтобы сохранилась первоначальная сила и ясность этой идеи. В свою очередь, мысль, стремящаяся облечься в слова, должна найти в вас способность без искажений выразить ее языковыми средствами. Далее вы должны следовать сформулированной таким образом истине во всех своих чувствах, всех устремлениях и намерениях, всех поступках — во всех движениях вашего существа. Тогда в результате ваших постоянных усилий сами эти движения достигнут в конце концов наивысшего совершенства.

Всего этого можно достичь с помощью четырехсторонней дисциплины. Здесь приводится ее общее описание. Прежде всего следует заметить, что все четыре направления упомянутой дисциплины не являются взаимоисключающими и могут практиковаться одновременно, причем последнее даже желательно. Исходным является направление, которое мы можем назвать «дисциплиной психического существа». Под «психическим существом» мы понимаем определенный психологический центр всего человеческого существа, который содержит в себе высшую истину нашего бытия, определяет нашу способность к познанию этой истины и воплощению ее в жизнь. Таким образом, первоочередной задачей для нас является осознание в себе психического присутствия и практика сосредоточения на этом присутствии — до тех пор, пока оно не станет для нас живым и конкретным и мы не воссоединимся с психическим настолько, что именно его будем воспринимать как свое настоящее «я».

В разные времена в разных уголках земли было найдено и разработано множество методов, позволяющих достичь восприятия психического существа, а затем и полного единения с ним. Одни из этих методов можно назвать психологическими, другие — религиозными, а иные вообще можно даже отнести к своего рода механическим. В действительности, каждый человек должен сам отыскать свой путь — тот, что подходит ему больше всего; если у него есть к этому горячее, неослабевающее стремление и стойкая, непреклонная воля, он так или иначе, внешним ли образом, например чтением и изучением соответствующих произведений, или внутренне — посредством сосредоточения, медитации, откровения и духовного опыта, но, безусловно, найдет помощь, в которой нуждается для достижения своей цели. Однако здесь есть одно совершенно необходимое условие — искренняя воля открыть истину своего существа и воплотить ее в жизнь. «Открыть и воплотить» — вот что должно стать главным делом нашей жизни, той бесценной жемчужиной, которую мы должны добыть во что бы то ни стало. Чем бы вы ни занимались и что бы ни делали, каким бы ни было ваше ремесло, живое стремление постичь истину собственного существа и слиться с ней воедино должно обязательно присутствовать во всяком вашем действии, чувстве и мысли.

Очень важно, чтобы эта внутренняя работа сопровождалась еще одним вспомогательным процессом, которым никак нельзя пренебрегать, а именно — развитием ума. Ибо ум, как один из инструментов нашего самосовершенствования, может в равной степени оказать нам большую помощь в этом деле или, напротив, обратиться в значительное препятствие. Человеческому уму в его обычном, «нормальном» состоянии свойственны ограниченность кругозора, поверхностность суждений, косность в понятиях и представлениях, — поэтому необходимо постоянно прилагать усилия к тому, чтобы расширить его кругозор, сообщить ему большую гибкость, ясность и глубину. Вот почему так важно всегда стараться рассматривать события и явления с возможно большего числа точек зрения. Для такой практики существует упражнение, которое с успехом служит этой цели, то есть придает гибкость вашему мышлению, возвышает его. Упражнение состоит в следующем: в возможно более ясной и определенной формулировке выдвигается какой-либо тезис, ему противопоставляется антитезис, сформулированный с такой же точностью. Теперь с помощью вдумчивого умственного изучения нужно расширить содержание проблемы, образованной парой противоположных суждений, и, поднимаясь над этим противоречием, найти его разрешение в объединяющем противоположности синтезе — идее более масштабной, высокой и содержательной.

Можно составить и проделать множество других упражнений в том же духе; некоторые из них могут оказывать благоприятное воздействие также и на ваш характер и обладают таким образом двоякой ценностью, поскольку служат сразу двум целям, одна из которых — воспитание и развитие ума, другая — умение владеть собой, управлять своими чувствами, а значит, и теми последствиями, источником которых они могут быть. Например, нужно постоянно упражняться в том, чтобы не позволять своему уму составлять суждения о других людях. Дело в том, что ум не является самостоятельным инструментом познания. Человеческий ум сам по себе не способен находить подлинное знание, но именно знанием он должен приводиться в движение. Знание же обретается в сферах значительно более высоких, нежели те, которым соответствует уровень человеческой ментальности, в частности более высоких, чем даже область чистых идей. Ум должен находиться в покое и внимании, чтобы быть в состоянии воспринять нисходящее свыше знание и выразить его. Ум — это орудие, которое служит нам для того, чтобы облекать в конкретные формы получаемые свыше знания, упорядочивать их и управлять нашими действиями; выполняя именно эти функции, ум в полной мере осуществляет свое подлинное предназначение и действительно по-настоящему приносит нам пользу.

Стоит упомянуть еще одно правило для надлежащего воспитания ума, которое — если вы сумеете превратить его в привычку — в значительной степени благоприятствует развитию вашего сознания в целом. Правило состоит в том, что если у вас с кем-либо возникает разногласие по какому-либо поводу — например, вам нужно совместно с вашим оппонентом принять какое-либо решение или предпринять какие-либо действия, — вы ни в коем случае не замыкаетесь в кругу собственных представлений, не ограничиваете себя исключительно собственным видением дела. Напротив, вы стараетесь понять точку зрения своего оппонента, поставив себя на его место; вместо того, чтобы бессмысленно спорить и ссориться или, хуже того, доводить дело до драки, вы ищете решение, способное удовлетворить обе стороны, а оно всегда найдется у людей действительно доброй воли.

Далее необходимо остановиться на дисциплине в отношении витального существа. Это существо в нас является вместилищем наших побуждений и желаний, источником, с одной стороны, высокого воодушевления, а с другой — насилия, с одной стороны — кипучей энергии, с другой — полной подавленности и угнетенного состояния духа; в нем гнездятся все наши страсти и мятежные порывы. Оно является движущим началом нашего существа и может, с одной стороны, побуждать нас к созиданию и осуществлению всевозможных целей, а с другой — превращать нас в разрушителей всего и вся. Возможно, эта часть человеческого существа труднее всего поддается правильной дисциплине. Это долгая и кропотливая работа, требующая огромного терпения и совершенной искренности перед самим собой, ибо без полной внутренней честности вы с первых же шагов начнете обманывать себя, и любая попытка добиться какого-либо конкретного результата в духовном развитии (в данном случае, в совершенствовании витального существа) окажется напрасной. При добровольном сотрудничестве витального любая духовная цель, любое внутреннее преобразование становятся реально достижимыми. Вся трудность как раз и состоит в том, чтобы склонить витальное к постоянному и добровольному сотрудничеству. Витальное существо — это, образно говоря, отличный работник, но обычно во всякой работе он ищет прежде всего собственного удовлетворения. Если же ему в этом отказывают — полностью или частично, он обижается, дуется и, в конце концов, в ответ наотрез отказывается принимать участие в деле; все это приводит к тому, что жизненные силы, воодушевление и бодрость духа покидают вас, оставляя вместо себя отвращение к миру и к людям, уныние или возмущение, подавленность и неудовлетворенность. В такие моменты лучше всего оставаться в покое, не предпринимая никаких действий, поскольку в этом состоянии можно натворить множество глупостей и полностью перечеркнуть или же в той или иной мере испортить результаты, достигнутые в течение, быть может, не одного месяца постоянных и целенаправленных усилий. Подобные кризы менее продолжительны и опасны у тех, кто сумел установить связь со своим психическим существом, — что позволяет им постоянно хранить в себе живое присутствие огня, стремления к истине и сознание идеала, которого предстоит достичь. Это сознание позволяет им правильно обращаться с витальным существом — так, как обращаются с непослушным ребенком, терпеливо и настойчиво, раз за разом объясняя и показывая ему, в чем состоит истина и свет, стараясь переубедить его и вновь пробудить в нем стремление к благу, которое временно угасло в нем, оказалось как бы скрытым от него. Действуя подобным образом, вы сможете использовать каждый внутренний конфликт для того, чтобы совершить новое продвижение вперед, сделать еще один шаг по направлению к цели — совершенству витального. Возможно, ваше продвижение вперед будет медленным, трудным, исполненным неудач и падений, но если, несмотря ни на что, вы будете мужественно, с воодушевлением и оптимизмом стремиться к поставленной цели, можете быть уверены — день вашего торжества непременно настанет и все ваши трудности растают и испарятся без следа в лучезарном сиянии сознания-истины.

Наконец, с помощью разумного, умело построенного физического воспитания мы должны сделать наше тело достаточно сильным и пластичным, превратить его в надежный инструмент для материального воплощения нисходящей силы Истины, которая стремится выразить себя в нас и через нас.

В действительности, тело должно не властвовать над нами, а повиноваться нам; тело по самой своей природе — это послушный и верный слуга. Однако, к сожалению, этот слуга редко обладает способностью (а ему следовало бы иметь ее!) оценить, что правильно, а что не правильно в его отношениях со своими извечными господами — умом и витальным. Он просто слепо повинуется им, к большому ущербу для собственного здоровья. Ум с непреложностью и нерушимостью и в то же время произвольностью его правил и принципов, витальное — с его страстями, излишествами и увлечениями быстро нарушают естественное равновесие в теле, что приводит к прогрессирующей утомляемости, бессилию, болезням. Тело нужно освободить от этой тирании, что возможно, только если в нем устанавливается непосредственная и постоянная связь с психическим центром. Тело обладает самой разносторонней пластичностью, удивительной приспособляемостью к самым разнообразным условиям и невероятной выносливостью. Оно способно на очень многое, оно способно на такое, чего мы и представить себе не можем. И когда над ним перестанут хозяйничать невежественные деспотичные узурпаторы, когда оно будет подчиняться одной только высшей истине существа, мы будем поражены его способностям и возможностям. Сохраняя полный и постоянный покой, уравновешенность, нерушимую согласованность в работе всех своих органов и частей, сильное и крепкое, оно будет готово в любое мгновение выполнить то, что от него потребуется, потому что научится получать отдых прямо в процессе деятельности и восстанавливать силы и энергию (которые оно будет расходовать разумно и с пользой) при помощи непосредственного взаимодействия с вселенскими силами. При таком уравновешенном, а потому и здоровом образе жизни тело достигнет, в конце концов, нового гармоничного состояния, которое будет воплощением гармонии высших сфер; в этом состоянии оно обретет совершенство пропорций и идеальную красоту форм. Причем эта гармония будет постоянно развиваться и совершенствоваться; ибо истина человеческого существа отнюдь не статична — она находится в процессе непрерывного развертывания, становления всевозрастающего совершенства. Когда же тело усвоит этот принцип всевозрастающей гармонии и начнет в полной мере следовать ему, тогда, вполне возможно, нам удастся — посредством ряда непрерывных физических преобразований — избежать разрушения и разложения тела. И тогда смерть перестанет быть непреложным законом — потому что для смерти не останется никаких оснований.

Когда мы достигнем такой степени совершенства — в чем, собственно, и заключается наша цель, мы обнаружим, что истина, которую мы стремились найти, содержит в себе четыре главных аспекта: Любовь, Знание, Силу и Красоту. Все эти атрибуты Истины будут естественным и непосредственным образом выражены в нашем существе, которое станет Ее живым воплощением. Психическое будет представлять собой живой сосуд истинной и чистой любви, ум — вместилище непогрешимого знания, витальное исполнится непобедимой мощи и неиссякаемой энергии, тело станет воплощением совершенной красоты и всеобъемлющей гармонии.

Мать
Бюллетень, ноябрь 1950 г.


Рубрика “Наука Жить”

 

Читать Дальше:

Ауро-Книга
Мать (Мирра Альфасса)
Наука Жить Мать об Образовании

Принять Участие:

Ауро-Книга