Бхагавадгита

Бхагавадгита

Бхагавадгита

«Бхагавадгита» («Песнь Бога») — одно из самых почитаемых священных писаний в Индии. Это произведение, «в котором, как в фокусе, сходятся все линии развития древней индийской философии». Литература о Гите громадна, к ней написано множество комментариев, она переведена на многие языки мира.

Шри Ауробиндо на пути своей йоги пришел к тому, что окончательной целью духовных поисков является полная трансформация человека и воплощение божественной жизни на земле. В свете этой цели он увидел Гиту иначе, чем древние и современные комментаторы: для него это не только великий литературно-религиозный памятник прошлого, но и энергия, формирующая будущее. Не только источник мудрости, освещающий индивидуальный путь, но и сила, которой предстоит оказать активное влияние на жизнь всего человечества. «История знает четыре великих события: осада Трои, жизнь и распятие Христа, изгнание Кришны во Вриндаване и его беседа с Арджуной на поле Курукшетра. Осада Трои породила Элладу, изгнание во Вриндаване породило религию преданности и любви (ибо прежде были только медитация и поклонение), Христос со своего креста научил Европу человеколюбию, беседе на поле Курукшетра еще предстоит освободить человечество», — писал он в своих «Мыслях и афоризмах».


Тайна Гиты


Купить книгу “Тайна Гиты”

Тайна Гиты - Бхагавадгита с комментариями Шри Ауробиндо (электронная книга)


Бхагавадгита

ГЛАВА 1. КУРУКШЕТРА

Арджуна, олицетворяющий человека своего времени, охвачен горем и отчаянием в самый критический момент своей жизни на поле боя Курукшетра. В этот момент в нем возникает вопрос о смысле человеческой жизни и деятельности вообще. Все повествование Бхагавадгиты развивается вокруг этого изначального вопроса Арджуны.

ГЛАВА 2. САНКХЬЯ И ЙОГА

Ответ Учителя разворачивается на двух различных уровнях:

Кредо арийского воина (шлоки 1—38). Сначала дается краткий ответ, основанный на философских и этических идеях Веданты и общепринятых понятиях долга и чести, составлявших нравственный кодекс арийского общества.

Йога разумной воли (шлоки 39—72). Затем дается ответ, основанный на внутреннем, сокровенном Знании, открывающем глубинные истины нашего бытия, — на самом деле, именно с этого момента начинает формулироваться учение Гиты как таковое. Гита закладывает первое основание, тонко и искусно объединяя учения Санкхьи, Йоги и Веданты.

ГЛАВА 3. ЙОГА ДЕЙСТВИЯ

Действия и жертвоприношение (шлоки 1—26). Арджуну, как человека практичного, сбивает с толку эта глубокая метафизика, он просит дать ему ясное и простое правило, как ему поступать. Гита начинает более развернуто, конкретно и конструктивно формулировать свою доктрину действия — работы, выполняемой как жертвоприношение Божественному.

Детерминизм Природы (шлоки 27—43). Арджуна получает совет всегда поступать согласно закону собственной природы. «Все существа следуют своей природе, какая польза в сопротивлении?» (3.33).

ГЛАВА 4. БОЖЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Концепция Аватаров: возможность и цель нисхождения Божественного (шлоки 1—15). Божественный Учитель, Аватар, приводит Арджуне в качестве примера себя и свой образ действия. В Индии всегда верили в существование Аватаров, в то, что Божество нисходит и воплощается в форме, являя себя человечеству; эта вера закрепилась в людях как логический результат ведантического взгляда на жизнь и прочно вошла в сознание людей.

Божественный деятель (шлоки 16—23). Равное ко всему отношение, отсутствие желаний, покой, радость и свобода — вот признаки, по которым можно распознать божественного деятеля; все они глубоко субъективны и совершенно не зависят от такого внешнего признака, как совершение или несовершение действий.

Смысл жертвоприношения (шлоки 24—42). Гита выявляет внутреннее значение ведического жертвоприношения, раскрывая символизм древних мистиков Вед.

ГЛАВА 5. ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ДЕЙСТВИЙ И ЙОГА ДЕЙСТВИЯ

Здесь Гита описывает совершенную уравновешенность того, кто, возвысившись, познал Брахмана и вошел в сознание Брахмана, а в последних девяти шлоках этой главы развивает свою идею Брахма-йоги и повествует о Нирване в Брахмане.

ГЛАВА 6. НИРВАНА И ДЕЙСТВИЯ В МИРЕ

Настоящая глава развивает идею завершающих шлок пятой главы. Это говорит о том, что Гита придает им особое значение.

В главах с седьмой по двенадцатую Гита представляет подробное и емкое метафизическое толкование природы Божественного Бытия. На этом основании она тесно увязывает между собой знание и преданность Божеству и создает их синтез — точно так же, как в первых главах Гита увязала между собой совершение действий и знание и создала их синтез, заложив первую основу своего учения.

ГЛАВА 7. ПРЕДАННОСТЬ БОГУ И ЗНАНИЕ

Две природы (шлоки 1—14). Гита различает две Природы: феноменальную и духовную. Это первая новая метафизическая идея Гиты. Благодаря ей Гита, исходя из положений философии Санкхьи, превосходит эти положения и придает им ведантический смысл.

Синтез преданности Богу и знания (шлоки 15—30). Гита — это не метафизический или философский трактат. Она ищет высочайшую истину для высочайшего практического применения. Поэтому философскую истину, представленную в начале этой главы, она обращает в первую отправную точку для объединения действий, знания и преданности.

ГЛАВА 8. ВЕРХОВНОЕ БОЖЕСТВО

Здесь мы впервые встречаем описание Всевышнего Пуруши — Божества, которое превосходит в своем величии даже Неизменное и которому Гита далее (в 15-й главе) дает имя Пурушоттама. Эти термины заимствованы из Упанишад.

ГЛАВА 9. ДЕЙСТВИЯ, ПРЕДАННОСТЬ БОГУ И ЗНАНИЕ

В этой главе Гита начинает говорить о самом тайном и сокровенном. Это познание Божества во всей полноте, обещанное Арджуне Владыкой его существа (7.1). Обратиться к Богу всем своим существом и полностью соединиться с Ним — это путь возвышения из мирского существования до существования божественного.

ГЛАВА 10. ВЫСОЧАЙШЕЕ СЛОВО

Высочайшее слово Гиты (шлоки 1—11). Божественный Аватар возвещает, кратко суммируя уже сказанное, что именно в этом заключается суть его высочайшего слова — и нет никакого другого.

Силопроявления Бога в становлении (шлоки 12—42). В этой части перечисляются Вибхути, или формы, в которых Божественное проявляет свою силу в мире. Так повествование подводит к видению Мирового Пуруши, описанному в следующей главе.

ГЛАВА 11. ВИДЕНИЕ ДУХА ВРЕМЕНИ

Здесь Божество раскрывается в образе Времени, и из миллионов уст этого Бога исходит команда к действию, назначенному освобожденному Вибхути. Видение мирового Пуруши — одно из самых сильных поэтических описаний Гиты.

ГЛАВА 12. ПУТЬ И БХАКТА

В одиннадцатой главе учение достигает своей изначальной цели и обретает некую завершенность. Остается еще сказать о том, в чем суть различия между общепринятым ведантическим взглядом на духовное освобождение и бескрайней всеобъемлющей свободой, которую открывает для духа учение Гиты. Двенадцатая глава подводит к этому знанию, а последующие шесть глав развивают его и приводят к грандиозному заключению.

ГЛАВА 13. ПОЛЕ И ПОЗНАВШИЙ ПОЛЕ

Различия между Пурушей и Пракрити, Душой и Природой, в общих чертах обозначенные в этой главе в терминах философии Санкхьи, закладывают базис, на котором Гита основывает свою концепцию об освобожденном существе, обретшим единство с Божественным в сознательном законе своего бытия.

ГЛАВА 14. ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ ГУН

В этой главе Гита продолжает развивать свою концепцию о деятельности гун, о выходе за пределы гун, а также о том, как незаинтересованные действия ведут к знанию, которое объединяется с бхакти; иными словами, знание, действия и любовь к Божественному становятся единым состоянием, которое затем восходит к величайшей кульминации — к верховной тайне отдачи себя на волю Владыки Бытия.

ГЛАВА 15. ТРИ ПУРУШИ

Вся доктрина Гиты, несмотря на все многообразие линий ее повествования и широту ее подходов, сводится к одной главной мысли — к идее о некоем тройственном сознании — тройственном, но при этом едином, — присутствующем во всем диапазоне бытия. В этой главе все отдельные представления об этом сознании сводятся в фокус единого видения. Начинается глава с описания мироздания согласно ведантическому образу дерева ашваттха.

ГЛАВА 16. ДЭВА И АСУРА

Теперь Гита готова дать психологическую дисциплину, с помощью которой может быть преобразована наша земная человеческая природа. Свои наставления об этом светоносном пути она предваряет описанием различий между двумя типами существ: дэвами и асурами.

ГЛАВА 17. ГУНЫ, ВЕРА И ДЕЙСТВИЯ

Здесь Гита анализирует деятельность в свете фундаментального понятия о трех гунах и их преодоления в результате следования саттвической дисциплине. В этой главе она особенно подчеркивает значение Веры, шраддхи — стремлению к вере, к познанию, к Истине и к жизни в согласии с Истиной, — Истине она отводит самое важное место.

ГЛАВА 18. ВЫСОЧАЙШАЯ ТАЙНА

  1. (1-39) Гуны, разум и действия

Прежде чем перейти к своему грандиозному финалу — высочайшей тайне духовного превосхождения всех дхарм, — Гита представляет итоговую психологическую классификацию деятельности и разума человека.

  1. (40-48) Свабхава и свадхарма

В этих шлоках Гита по ходу дела касается вопроса, имеющего огромную важность: это древнее представление о чатурварне — общественном устройстве, которое существенно отличалось от нынешней системы четырех каст.

III. (49-56) К Высочайшей Тайне

Здесь Гита вновь формулирует суть своего откровения.

  1. (57-78) Высочайшая Тайна

Итак, божественный Учитель изложил суть учения и Йоги своему ученику. Хотя учение Гиты связано с конкретной ситуацией и раскрыто главному герою на поле Курукшетра, оно несет в себе гораздо более глубокий смысл и является универсальным законом для всех, кто готов подняться выше уровня обычного ума и жить и действовать в высочайшем духовном сознании.


Введение к Бхагавадгите

Шри Ауробиндо, журнал «Дхарма», 1909—1910 гг.

Гита занимает первое место среди мировых священных писаний. Знание, переданное в Гите в сжатом виде, есть самое высокое и самое тайное знание. Закон правильной жизни, дхарма, о котором говорит Гита, включает в себя все прочие законы праведного бытия и является их основой. Указанный в Гите путь действий есть вечный путь, которым наш мир восходит к высотам Духа.

Гита — словно бездонный океан, источник несметных богатств. Можно потратить всю жизнь, пытаясь измерить ее глубины, но так и не добраться до самого дна и не понять, насколько она глубока. Можно искать сто лет, но не собрать и сотой доли сокрытых в Гите бесчисленных сокровищ. Но тот, кому удастся добыть пусть малую толику ее богатств, из бедняка превращается в богача, из глубокого мыслителя — в мудреца, из ненавидящего Бога — в Его поклонника; а могучий герой, человек действия, возвращается на поле своей деятельности во всеоружии, готовый осуществить цель своей жизни.

Гита — неисчерпаемый источник сокровищ. Даже если продолжать разрабатывать эту золотую жилу столетие за столетием, новые поколения всегда будут находить в ней все новые и новые бесценные сокровища, приводящие в изумление и восторг.

Вот что такое эта Книга, исполненная глубокого оккультного знания. И в то же время ее язык — совершенно ясен, стиль изложения — прост, что позволяет легко уловить ее лежащий на поверхности смысл. От одного скольжения по поверхности ее бездонных вод, не погружаясь вглубь, можно испытать прилив сил и ощутить радость. Просто прогуливаясь в окрестностях этой золотоносной шахты, не спускаясь под землю, можно найти в траве золотые самородки, которые обеспечат нам безбедное существование до конца наших дней.

К Гите написаны тысячи комментариев, но никогда не иссякнет потребность в новых толкованиях этой Книги. Никогда не родится выдающийся ученый или мудрец, который сможет написать такие комментарии к Гите, прочитав которые, мы скажем: «Достаточно, не нужно новых толкований, эти комментарии выразили и исчерпали весь смысл этой Книги». Приложив все свои интеллектуальные усилия, мы можем надеяться охватить и объяснить лишь немногие грани этого великого знания. Углубившись в практику йоги или восходя от вершины к вершине по пути незаинтересованного действия, мы сможем лишь констатировать, что нам удалось пережить совсем немногие истины или применить на практике и воплотить в жизнь только отдельные наставления, которые содержатся в Гите.

Чтобы понять смысл и цель, которую ставит перед собой Гита, прежде всего, необходимо понять, кто является Рассказчиком, кто — слушателем, а также в какое время и при каких обстоятельствах происходит изложение. Рассказчик — это сам Господь Шри Кришна, слушатель — Его друг, выдающийся герой Арджуна, величайший из людей; повествование происходит перед началом страшного кровопролитного сражения на поле Курукшетра.

Многие утверждают, что Махабхарата — это не больше, чем символ: Шри Кришна олицетворяет Бога, Арджуна — человеческую душу, сыновья Дхритараштры — внутренних врагов прогресса человеческой души, а армия Пандавов — силы, которые ведут к освобождению. Такое толкование Махабхараты означает представить ее весьма заурядным произведением в мировой литературе и свести на нет глубокий и важный смысл, заложенный в Гите, ее практическую пользу для жизни человека действия и ее высокое учение, способствующее прогрессу человечества. Сражение на поле Курукшетра — это не только фон, на котором разворачивается действие Гиты: это главный сюжетный мотив произведения и наилучшая возможность для исполнения закона, который объясняет Гита. Понимание битвы на поле Курукшетры только как символа сводит этот закон Гиты не к активной позиции человека-героя, которой следует придерживаться в жизни, а к пассивной аскетической созерцательности, неприемлемой в этой жизни.

Шри Кришна является Рассказчиком. В священных писаниях говорится, что Шри Кришна есть сам Бог. В Гите Шри Кришна тоже объявляет себя Богом. Там сказано, что, согласно концепции Аватаров (в четвертой главе) и учению о Вибхути (в главе десятой), Бог скрыто обитает в телах всех существ, проявляет себя до некоторой степени в своих силопроявлениях — в отдельных выдающихся существах — и полностью воплощается в личности Шри Кришны. Многие полагают, что Шри Кришна, Арджуна и Курукшетра — не более, чем метафоры, и для понимания истинного смысла Гиты нужно ими пренебречь. Но мы не можем отбросить эту часть учения. Если мы принимаем концепцию Аватаров, то как мы можем пренебречь Шри Кришной? Таким образом, сам Бог возвещает свое учение и передает это знание.

Шри Кришна — Аватар. Воплотившись в человеческом обличье, он принял закон человеческого тела, разума и духа и в соответствии с ним ведет свою игру — лилу. Если мы сможем уловить очевидный и сокровенный смысл этой игры, то сможем постичь смысл, цели и методы игры вселенской. Главная характерная черта этой великой игры заключается в действии, проистекающем из всеобъемлющего знания. Что это за знание, лежащее в основе этого действия и этой игры, раскрывается в повествовании Гиты.

Шри Кришна Махабхараты — это человек действия, герой, великий йогин, выдающаяся личность, основатель империи, государственный деятель и воин, познавший Брахмана, будучи воплощенным в теле кшатрия. Его жизнь — несравненная манифестация и таинственная игра Верховной Силы, Махашакти. Гита несет в себе объяснение этой тайны.

Шри Кришна — Господь миров, вселенский Васудэва; но при этом, скрывая свое величие, Он вступает в игру, завязывая с людьми отношения отца и сына, брата и мужа, соратника, друга и врага. Его жизнь таит в себе высший секрет арийского знания и высочайший смысл пути божественной любви и преданности. Их основные принципы тоже освещаются в учении Гиты.

Воплощение Шри Кришны происходит на стыке двух эпох: Двапара-юги и Кали-юги. В каждом эволюционном цикле, кальпе, на границе эпох Бог всегда воплощается во всей своей полноте. Кали-юга — это наихудшая и наилучшая из четырех эпох мирового цикла. В эту эпоху миром правит демон Кали, побуждающий человека к греху и являющийся главным врагом человеческого прогресса; именно в период правления Кали происходит наибольшая деградация и падение человека. Но в этот же период возрастает сила, обретаемая в борьбе с препятствиями, и возникает новый мир с разрушением старого — это тоже характерно для Кали-юги. Элементы зла, которые должны быть уничтожены в ходе земной эволюции, обнажаются благодаря своему бурному росту и подвергаются уничтожению; с другой стороны, засеваются и дают всходы семена нового мира, которые впоследствии превращаются в деревья в Сатья-юге, следующей за веком Кали. Более того, подобно тому, как в астрологии в движении планет по небосводу существуют суб-периоды вращения каждой из них, так же и в Кали-юге можно выделить четыре последовательных суб-периода, соответствующие четырем эпохам Сатья, Трета, Двапара и Кали. В процессе этого циклического движения в Кали-юге наблюдается период великого падения, который сменяется периодом восходящего движения, затем еще одно великое падение — и снова могучее устремление ввысь; все это служит целям Господа. На стыке Двапара-юги и Кали-юги Бог, воплотившись на Земле, позволяет разгуляться злу, затем искореняет это зло, засевает семена добра и создает благоприятные условия для их произрастания; затем начинается эпоха Кали. Шри Кришна передал в Гите сокровенное знание и практический метод, который может способствовать установлению эпохи Истины — Сатья-юги. Когда приходит время суб-периода Сатьи в рамках эпохи Кали, повсеместное распространение закона, изложенного в Гите, становится неизбежным. Ныне это время настало, именно поэтому Гиту, которая ранее была известна лишь мудрецам и ученым мужам, сегодня начинают открывать люди самых широких слоев не только в Индии, но и за ее пределами.

Поэтому невозможно отделить Шри Кришну как Рассказчика от Его Слова, от Гиты. Шри Кришна и Гита — одно целое, Гита — это сам Шри Кришна в своей форме Слова.


Разел “Бхагавадгита” подготовлен на основе
книги “Тайна Гиты”, 
пер. Андрея Шевченко