Природа и Эволюция Души

Три Стадии Самопознания и Тройная Трансформация

Природа и Эволюция Души

Три Стадии Самопознания и Тройная Трансформация

Земля должна преобразить себя и равной Небу стать,
Иль Небеса должны сойти в земной и бренный тлен.
Но для такого измененья в Духе
В сокрытой келье в сердце человека
Психея чудная должна сорвать покров
И, наконец, вступить в природы теcный дом,
Стать во главе природы продвиженья
И править мыслями её, желаньем, телом.

Шри Ауробиндо Савитри Книга VII, Песнь II

В духовном познании своей истинной природы, своего истинного «я», существует три стадии само-реализации, которые в то же самое время являются тремя составными частями фундаментального самопознания. Первая из них состоит в открытии души, не внешней души мысли, эмоций и желания, но тайной психической сущности, божественного элемента внутри нас. Когда душа становится во главе природы, и мы сознательно отождествляемся с ней, разум, жизнь и тело обретают своё истинное значение в качестве инструментов, мы осознаём ведущего внутри, который знает истину, добро, подлинное блаженство и красоту существования, держит под контролем своего истинного закона сердце и интеллект и ведёт нашу жизнь и наше существо к духовному совершенству. Даже пребывая внутри темной деятельности Неведения, у нас есть свидетель, что знает истину, живой свет, что озаряет всё, воля, которая отказывается быть в заблуждении и отделяет истину разума от его ошибок, а сокровенный отклик сердца от его витальных вибраций и ложных требований, истинный пыл и богатство жизни от витальных страстей и беспокойной лжи нашей витальной природы и её темных устремлений. Это первая стадия само-реализации – открыть путь душе, чтобы она стала во главе природы, и божественная психическая индивидуальность воцарилась на месте эго. Следующим шагом является осознать вечное «я» в нас, не рождённое и единое с «я» всего сущего. Эта само-реализация освобождает и универсализирует; даже в том случае, если наша деятельность всё ещё происходит в динамике Неведения, она более не связывает нас и не вводит в заблуждение, ибо наше внутреннее существо пребывает в свете само-познания. Третьей стадией является познание Божественного Существа, кто является одновременно нашим верховным трансцендентным «Я», Космическим Существом, основой нашей универсальности и Божественностью внутри нас, той самой, искрой и интегральной частью которой является наше психическое существо, истинная развивающаяся индивидуальность нашей природы, пламя, растущее в вечный Огонь, от которого оно было зажжено и которое является живым его свидетелем, пребывающим внутри нас и сознательным инструментом его света, силы, блаженства и красоты.

Шри Ауробиндо

*

Существует тысяча путей приближения и реализации Божественного, и каждый из них обладает своими собственными опытами, которые несут свою истину и основываются на базисе, одинаковом для всех по сути, но разнообразном в аспектах, общим для всех, но всеми по-разному выражающимся. Бесполезно обсуждать эти различия; важно следовать своим собственным путем настойчиво и последовательно. В этой йоге вы можете осознать психическое существо как частицу Божественного, которая пребывает в сердце, поддерживаемая Божественным – это психическое существо становится во главе садханы и обращает всё существо к Истине, Божественному, в результате чего происходят изменения в разуме, витальном и физическом сознании, о которых мы не будем говорить здесь – это первая трансформация. Затем мы реализуем единое высшее «Я», Брахмана, Божественное, сначала над телом, жизнью, разумом, а не только внутри сердца, где оно поддерживает их – там, сверху, оно свободно, ничем не связано и не затронуто и представляет собой статичное «Я» пребывающее во всём, а также его динамический аспект, предстающий в качестве активного Божественного Существа и Силы, Ишвары-Шакти, которое содержит в себе все мироздание и пребывает в нем так же, как и за его пределами, осуществляя проявление всех космических аспектов. Но для нас является важным то, что динамический аспект Божественного проявляет себя как трансцендентные Свет, Знание, Сила, Чистота, Покой, Ананда, которые мы осознаём по мере того, как они совершают нисхождение в наше существо и постепенно замещают обычное сознание своей собственной деятельностью – это является второй трансформацией. Мы также начинаем чувствовать, как наше сознание двигается вверх, поднимаясь через множество планов – физический, витальный, ментальный, надментальный к супраментальному и планам Ананды. В этом нет ничего нового; в Тайттирия Упанишаде говорится, что существуют пять Пуруш: физический, витальный, ментальный, Пуруша Истины (супраментальный) и Пуруша Блаженства; там говорится, что необходимо втянуть физическое «я» или Пурушу в витальное, витальное «я» в ментальное, ментальное «я» в «Я» Истины, а «Я» Истины в «Я» Блаженства и таким путем обрести совершенство. Но в этой йоге мы приходим к осознанию не только подобного восхождения, но также и нисхождения силы высшего «Я», что подготавливает возможность нисхождения супраментального «Я» и супраментальной Природы для того, чтобы она смогла овладеть нашей нынешней природой и изменить её, превратив из природы Неведения в природу Знания-Истины (и с помощью супраментального Сознания в природу Ананды) – это третья, или супраментальная, трансформация. Этот процесс не всегда происходит именно в таком порядке, ибо для многих первым начинается духовное нисхождение, которое воспринимается ими не должным образом, так как психическое ещё не вышло вперед и не встало во главе садханы. Психического развития необходимо достичь прежде, чем совершенное и беспрепятственное духовное нисхождение станет возможным, а последнее, или супраментальное, изменение не сможет произойти до тех пор, пока две других трансформации полностью не завершатся.

Шри Ауробиндо

Стать Сознательным о Психическом Существе —
Необходимость Садханы

В обычной жизни не найдётся среди миллиона людей и одного человека, который находится в сознательном контакте со своим психическим существом, даже если он длится одно мгновение. Психическое существо присутствует и действует внутри, но до такой степени незримо, что не осознаётся внешним существом, как будто его совсем нет. И в большинстве случаев, преобладающем большинстве, почти у всех людей, создаётся впечатление, как будто оно уснуло и остаётся совершенно бездейственным, будто бы находится в некоем оцепенении.

И только с помощью садханы, сопровождаемой постоянным усилием, вы можете добиться сознательного контакта с психическим существом. Разумеется, в исключительных случаях – совершенно исключительных, и это случается так редко, что их можно посчитать на пальцах – в тех случаях, когда психическое существо полностью сформировано, свободно, мастер и господин своей природы, возвращение на землю в человеческом теле является результатом его свободного выбора, ибо оно пришло для того, чтобы сделать свою работу. И в этом случае, даже если человек не совершает садхану сознательно, психическое существо может быть достаточно сильным для того, чтобы установить сознательный контакт. Но эти случаи являются исключением, которое подтверждает правило.

Почти во всех случаях необходимо постоянное и длительное усилие, для того чтобы стать сознательным о своём психическом существе. Обычно считается, что если вы можете сделать это за тридцать лет, вам необыкновенно повезло – я имею в виду тридцать лет непрерывного усилия. Может случиться так, что это произойдёт скорее. Но это происходит так редко, что вы сразу говорите: «Это необыкновенный человек.» Это люди, которые считаются божественными существами и являются великими йогами, великими духовными подвижниками.

Мать

*

Милая Мать,
Ты написала мне, что войти в контакт с психическим существом нелегко. Почему ты думаешь, что это трудно? И с чего мне нужно начинать?

Я сказала «нелегко», потому что этот контакт не спонтанный – он осознанный. Психическое существо всегда оказывает влияние на мысли и действия, но человек редко осознаёт это. Для того чтобы стать сознательным о психическом существе, вы должны захотеть это сделать и в тишине и безмолвии разума войти глубоко в сердце своего существа, за пределы ощущений и мыслей. Вы должны сформировать привычку безмолвной концентрации и нисхождения в глубину своего существа.

Открытие психического существа является определенным и совершенно конкретным фактом, и это известно всем, кто пережил подобный опыт.

Мои благословения.

Мать

Психическое Существо и Трансформация

Психическое существо всегда присутствует в вас, но оно не ощутимо, ибо оно закрыто разумом и витальным; когда оно более не скрыто, оно пробуждается. Когда оно пробуждается, оно начинает руководить остальным существом, оказывает на него своё влияние и изменяет его, чтобы оно смогло стать истинным проявлением внутренней души. Именно это изменение называется внутренней трансформацией. Трансформация не может произойти без пробуждения психического существа.

Шри Ауробиндо

*

Та трансформация, которая обращает сознание к свету и делает верное отношение спонтанным, естественным и постоянным, а также спонтанно отвергает всё, что неистинно, является психической трансформацией. Следует заметить, что человек обычно живёт в витальном, и тело является его инструментом, а разум является его советчиком и исполнителем (кроме тех немногих ментальных людей, которые живут, в основном, повинуясь ясности разума, но даже они находятся в подчинении у витального в их обычных движениях). Духовная трансформация начинается тогда, когда душа начинает настаивать на более глубокой жизни, и завершается тогда, когда психическое существо становится основой и руководителем сознания, и разум, витальное и тело становятся ведомыми им и находятся у него в повиновении.

Шри Ауробиндо

*

Посвящение является процессом, с помощью которого вы тренируете своё сознание для того, чтобы отдать его Божественному. Но трансформация является спонтанным движением сознания, обращением его внутрь, прочь от внешних объектов, и устремлением его к Божественному. Она происходит и является результатом прикосновения изнутри и свыше. Само-посвящение может помочь вам открыться прикосновению свыше, или же прикосновение может снизойти само. Кроме того, трансформация может также произойти в качестве кульминации длительного процесса стремления и Тапасьи. В этом процессе нет установленных правил.

Когда психическое существо выходит вперед, тогда трансформация становится несложным делом и может произойти внезапно, или трансформация может вывести психическое существо вперед.

Это может произойти тем или иным путем – либо, когда есть прикосновение и реализация, и в результате этого психическое занимает своё истинное место, либо психическое может выйти вперед и подготовить природу для реализации.

Трансформация – это нечто, что происходит постепенно, но, разумеется, до того, как цель трансформации будет достигнута, должна произойти реализация.

Шри Ауробиндо

Психическое изменение – Это Первая Необходимость

Душа, психическое существо, находится в непосредственном контакте с божественной Истиной, но она скрыта в человеке разумом, витальным существом и физической природой. Вы можете практиковать йогу и получать озарения в разуме и мыслях; вы можете завоевать силу и предаваться всем видам опытов в витальном; вы можете даже добиться удивительных физических Сиддхи; но если истинная сила души не проявит себя, если психическая природа не выйдет вперед, ничего истинного не сможет произойти. В этой йоге психическое существо является той силой, которая открывает остальную природу истинному супраментальному свету и, в конце концов, верховной Ананде. Разум может открыться сам только своим собственным высшим пределам; он может успокоить себя и расшириться в Безличностное; он может одухотворить себя в некое статическое освобождение или Нирвану; но супраментальное не сможет найти достаточной основы в одном одухотворенном разуме. Если душа пробуждается, если происходит новое рождение из обычного ментального, витального и физического в психическое сознание, тогда эта йога может быть сделана; иначе (одной силой разума или любой другой части) это сделать невозможно.

Шри Ауробиндо

*

Разумеется, гораздо лучше, если психическое сознательно и активно, прежде чем снят покров между индивидуальным и универсальным сознанием, что происходит тогда, когда внутреннее существо выходит вперед во всей своей полноте. Ибо тогда становится безопасным проход через опасности и трудности той области, которую я называю Промежуточной Зоной.

Шри Ауробиндо

*

Всё в садхане может быть опасным, кроме психического преображения.

Шри Ауробиндо

*

Очищение и посвящение являются совершенной необходимостью в садхане. Те, кто получает духовные опыты до очищения, подвергают себя большому риску: гораздо лучше вначале очистить сердце, ибо только тогда путь становится безопасным. Вот почему я советую вначале пройти через психическое преображение природы – ибо это и означает очищение сердца: обратить его полностью к Божественному и подчинить разум и витальное контролю внутреннего существа, души. Всегда, когда душа выходит вперед, появляется верное руководство изнутри, которое знает, что должно быть сделано, чего необходимо избегать, что является неверным и верным в мыслях, чувствах, деятельности. Но это внутреннее влияние появляется по мере того, как сознание становится всё более и более очищенным.

Шри Ауробиндо

*

Я прочитал ваш отчет о садхане. Я думаю, мне нечего добавить – ибо всё это хорошо – за исключением того, что сейчас вам важнее всего сосредоточиться на том, чтобы разжечь психическое пламя в сердце и стремление к психическому существу, чтобы оно вышло вперед в качестве руководителя и ведущего садханы. Когда психическое сделает это, оно покажет вам те «скрытые узлы эго», о которых вы говорите, и развяжет их или сожжет психическим пламенем. Психическое развитие и психическое изменение разума, витального и физического сознания является необыкновенно важным процессом, так как это делает безопасным и легким нисхождение высшего сознания и последующую духовную трансформацию, без которой супраментальная трансформация всегда будет оставаться лишь отдалённой перспективой. Силы и т.д. играют определенную роль, но довольно незначительную в том случае, если не происходит психического преображения.

Шри Ауробиндо

*

Что касается опытов – это хорошо, но проблема в том, что они не изменяют природу, они лишь обогащают сознание – даже реализация Брахмана на уровне разума, за редким исключением, оставляет природу такой же, какой она была прежде. Вот почему мы настаиваем на необходимости психической трансформации – ибо это именно то, что изменяет природу – её основным инструментом является бхакти, самоотдача и тому подобное.

Шри Ауробиндо

 
0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий