Природа и Эволюция Души

Появление Психического Сознания (Природа и Эволюция Души. Часть 5)

Природа и Эволюция Души

Появление Психического Сознания

Природа и Эволюция Души. Часть 5

Человек – это ментальное существо и разум ведёт его жизнь и тело; но разум является тем руководителем, который, зачастую, ведом своими подчинёнными и следует навязанной ему их собственной воле. Разум, несмотря на свою власть, большую часть времени остаётся беспомощным перед бессознательным и подсознательным, которые затемняют его ясность и уносят его на волне инстинкта или импульса; несмотря на свою ясность, он позволяет витальным и эмоциональным импульсам  одурачивать себя и даёт своё одобрение неведению и заблуждению, неверной мысли и неверному действию, или он вынужден пассивно наблюдать за тем, как природа следует тому, что он знает, исполнено опасности, злонамеренности и неправедности. Даже тогда, когда он силен и преобладает, и видит ясно, Разум, хотя и приносит значительную ментализированную гармонию, не может интегрировать всё сознание и природу. Эта гармонизация контроля низшего сознания неэффективна, ибо, в то время, как одна часть природы доминирует и воплощает себя, другие части подавляются и им отказано в полном проявлении. Она может быть первым шагом на пути, но не окончательным решением; поэтому, у большинства людей не существует доминирующей позиции разума и той гармонии, которую приносит его власть, но присутствует только его ведущая роль, а, в остальном, существует шаткое равновесие личности, наполовину сформированной, наполовину формирующейся, а иногда, и отсутствие равновесия, связанное с отсутствием центрального руководства или в связи с нарушением обретенного в прошлом нестойкого  баланса. Всё это является временным, до тех пор, пока не приходит первая истинная гармонизация, которая наступает в результате контакта с вашим истинным центром. Ибо истинное центральное сознание – это душа, но это сознание скрыто позади, и у большинства людей является только тайным свидетелем или, скорее, конституциональным монархом, который позволяет своим министрам править страной и передаёт им бразды правления своей империей, молчаливо соглашаясь с их решениями, и только иногда высказывая своё мнение, которым они могут в любой момент пренебречь, чтобы поступить по-своему. Но это происходит только до того момента, когда душа-личность, в которой проявляет себя неизменная психическая сущность, не достигает определенной ступени развития; когда она становится достаточно сильной и её внутренняя божественная суть может проявить себя с её помощью, тогда душа выходит вперед и осуществляет контроль над природой. Именно тогда, когда истинный правитель выходит вперед и берет в свои руки бразды правления, происходит истинная гармонизация нашего сознания и нашей жизни.1Шри Ауробиндо

*

Кроме того, для человеческого разума нелегко отличить, в достаточной степени, душу или истинное сознание, а также любой другой духовный элемент от ментальной или витальной формации, в которой он проявляет себя; но это происходит только в том случае, когда разум ещё не развит с достаточной полнотой. В животном разум почти не отличается от витального и витально-физического сознания; его движения до такой степени связаны с витальными, что он не может отделить себя от них, и не в состоянии существовать независимо от них и наблюдать за ними; но в человеке разум стал независимым, он может осознать свою ментальную деятельность и видеть её отличие  от витальной деятельности, его мысль и воля могут отделить себя от ощущений и импульсов, желаний и эмоциональных реакций, могут существовать независимо от них, наблюдать за ними и контролировать их, позволяя или отказывая им в их деятельности: он всё ещё не знает тайны своего сознания достаточно хорошо для того, чтобы сознавать себя с совершенной определенностью, как ментальное существо, присутствующее в жизни и теле, но у него уже есть такое восприятие, и внутренне он занимает эту позицию. Также и душа в человеке, вначале не проявляет себя, как нечто совершенно отдельное от разума и ментализированной жизни; её движения вовлечены в деятельность разума, её проявления кажутся ментальными и эмоциональными проявлениями; ментальное человеческое существо не сознаёт душу в себе, как отдельное от разума жизни и тела сознание, которое существует независимо от них, видит, контролирует и придаёт форму их деятельности и формированию: но, по мере того, как происходит внутреннее развитие, и это именно то, что может, должно и происходит на самом деле, – в конце концов, наступает это неизбежное событие в нашей эволюционной судьбе. Может произойти внезапное проявление, в котором сознание отделяет себя от мысли, и видит себя во внутреннем безмолвии духом в разуме, или отделяет себя от витальных проявлений, желаний, чувств, динамичных импульсов, и сознаёт себя как дух, поддерживающий жизнь, или отделяет себя от ощущений тела и сознаёт себя, как дух, одушевляющий Материю: в это время мы открываем себя как Пурушу, ментальное сознание или жизнь-душу, или тонкое сознание, поддерживающее тело. Многие удовлетворяются этим открытием и считают его истинным сознанием, и, в определенном смысле, они правы; ибо это Атман или Дух проявляет себя в качестве Пуруши в отношении к деятельности Природы, и это откровение о его присутствии является достаточным для того, чтобы отделить духовный элемент: но познание себя может идти дальше, оно может отделить себя от всякого проявления в форме и деятельности Природы. Ибо, становится очевидным, что эти проявления духа являются представителями божественной Сущности, формами и инструментами которой являются разум, жизнь и тело: в таком случае, мы являемся Душой, которая созерцает Природу, зная все её движения в нас, не с помощью ментального восприятия и наблюдения, но непосредственно внутренним сознанием и его непосредственным восприятием мира, видением истины вещей, и поэтому, способной своим появлением осуществить контроль над нашей природой и изменить её. Только тогда, когда сознание находится в совершенном безмолвии, и находится в неподвижности или же не затронуто внешними движениями, мы можем стать сознательными об Атмане, духовной субстанции нашего существа, существовании, которое превосходит даже душу индивидуальности, простирая себя в универсальность, превосходящую всю зависимость от любого проявления естественной формы и деятельности, простирая себя ввысь, в трансцендентность, пределы которой незримы. Именно такие освобождения духовного сознания в нас являются основными шагами духовной эволюции в Природе.

С помощью этих решающих изменений истинный характер эволюции становится очевидным; ибо до тех пор происходит только подготовка к ним, давление психической Сущности на разум, жизнь и тело с целью подготовить истинную деятельность души, давление Духа с целью освобождения от эго, от внешнего неведения, обращение разума и жизни к некой тайной Реальности, – предварительные опыты, фрагментарные впечатления одухотворенного разума, одухотворенной жизни, но всё это происходит при отсутствии полного изменения, без всякой вероятности внезапного появления души или духа, или же коренного преобразования природы. Когда происходит подобный переворот, он является знаком деятельности в нас врожденного, тайного, самосуществующего сознания, которое знает себя простым фактом собственного существования, знает всё, что находится в нем таким же образом, отождествлением или же истинным непосредственным сознанием, которое объемлет, пронизывает, входит в объект, открывает себя в объекте и сознает в нем нечто, что не является ни разумом, ни жизнью, ни телом. Таким образом, становится очевидным существование духовного сознания, которое представляет собой нечто иное, чем ментальное, и оно свидетельствует о существовании духовного сознания в нас, которое является чем-то иным, чем наша внешняя ментальная личность. Но вначале, это сознание может ограничить себя статусом отделенности от деятельности нашей невежественной внешней природы, созерцая её и ограничивая себя знанием, видением всех вещей в духовном свете и видением существования. В отношении деятельности оно всё ещё может зависеть от своих ментальных, витальных и физических инструментов, или оно может позволить им действовать в соответствии с их собственной природой, чтобы самому оставаться удовлетворенным собственным опытом и знанием своей природы, внутренним освобождением и неизбежной независимостью и свободой: но оно также может, и обычно совершает определенное руководство, оказывая влияние на мысль, жизнь и физическую деятельность, осуществляя очищающий и возвышающий контроль, принуждая их продвигаться к высшей истине своей природы, и подчиняться или же быть инструментами проявления более божественной Силы, светлого устремления, источником которого является не ментальное, но духовное сознание, имеющее определенные божественные характеристики, – вдохновение, исходящее от Атмана или повеления Владыки всего сущего, Ишвары. Или же природа может повиноваться тайному влиянию, исходящему от психической сущности, чтобы следовать внутреннему свету и внутреннему руководству. Это уже представляет собой значительную эволюцию и означает начало психической и духовной трансформации.2Шри Ауробиндо

*

Психическое, кроме совершенно исключительных случаев, не получает возможности своего проявления во внешнем сознании; ему необходима Йога или Садхана для того, чтобы проявить себя, и, по мере того, как оно проявляет себя и постепенно выходит вперед, оно очищает сознание. То есть его присутствие становится ощутимым, не только как тайное влияние и поддержка, но оно заполняет собой внешнее сознание, и более не находится в зависимости у своих инструментов и доминирующего  положения  разума, витального или тела, но руководит ими и формирует их, наполняя светом и показывая им их истинную деятельность.3Шри Ауробиндо

*

Душа содержит в себе всю возможную силу, но, в основном, она находится под покровом, и только то, что выходит вперед, и проявляется в природе, приносит изменение. В некоторых людях психический элемент обладает значительной силой, в других он слаб; есть люди, в которых разум является самой сильной частью, поэтому он занимает руководящую роль, в других витальное преобладает и подчиняет себе остальное сознание. Но с помощью садханы психическое получает возможность выйти вперед  всё в большей и большей степени, до тех пор, пока оно не становится руководящей и ведущей частью сознания. Если бы оно уже занимало ведущую роль, тогда борьба и трудности разума и витального не были бы такими интенсивными; ибо каждый человек в свете психического сознания смог бы видеть и чувствовать истину и следовать ей всё в большей и большей степени.4Шри Ауробиндо

*

… оно (психическое существо) находится под покровом, также как и его сознание; только его влияние проявляет себя в разуме, витальном и физическом. Когда это сознание не находится под покровом, когда вы осознаёте свою душу (психическое существо), когда его чувства и сознание становятся вашими, тогда ваше сознание находится в контакте с психическим. Чувства и стремления психического устремлены к истине, истинному сознанию и Божественному.5Шри Ауробиндо

*

Психическое сознание всегда присутствует в вас, но оно не ощутимо, ибо оно закрыто разумом и витальным; когда оно более не скрыто, оно пробуждается. Когда оно пробуждается, оно начинает руководить остальным сознанием, оказывает на него своё влияние и изменяет его, чтобы оно могло стать истинным проявлением внутренней души. Именно это изменение называется внутренней трансформацией. Трансформация не  может произойти без пробуждения психического сознания.6Шри Ауробиндо

*

Когда пробуждается психическое сознание, вы начинаете сознавать свою душу; вы знаете своё истинное сознание. И вы более не совершаете ошибки, отождествляя себя с ментальным или витальным сознанием. Вы не принимаете их за собственную душу.

Кроме того, пробужденное психическое сознание даёт вам истинное бхакти к Богу или к Гуру. Это бхакти совершенно иное, чем то, что исходит от ментального или витального.

В разуме вы можете испытывать восхищение или поклонение перед интеллектуальным величием человека – или Гуру, но это всего лишь ментальная реакция; она ни к чему особенному не приводит. Она не открывает всё внутреннее сознание; но только устанавливает ментальный контакт.

Витальное бхакти выдвигает постоянные требования. Оно ставит свои собственные условия. Оно совершает самоотдачу Богу, но на определенных условиях. Оно говорит Богу: «Ты так велик, я поклоняюсь тебе, пожалуйста, выполни моё желание, удовлетвори мою амбицию, сделай меня великим, сделай меня великим йогом, великим садхаком, и так далее.»

Неозаренный разум также совершает самоотдачу Истине, но он ставит свои собственные условия. Он говорит Истине: «Удовлетвори моё суждение и моё мнение», – он требует, чтобы Истина показала ему себя в его собственных, понятных ему представлениях.

Витальное сознание также требует от Истины, чтобы она проявила себя в его собственном движении или силе. Витальное сознание использует Силу Высшего Сознания для своих собственных целей, также оно использует витальное сознание своего Гуру.

Оба эти сознания (ментальное и витальное) обладают arriere pensee (ментальной ограниченностью) в своей самоотдаче.

Но психическое сознание и его бхакти – это совершенно иное состояние. Ибо оно находится в непосредственном общении с тайным Божественным, поэтому, оно способно на истинное бхакти. Психическое бхакти не выдвигает никаких требований, не ставит никаких условий. Оно удовлетворено своим собственным существованием. Психическое сознание знает истинный путь повиновения Истине. Оно, воистину, отдаёт себя Богу или Гуру, и, так как оно отдаёт себя со всей искренностью, оно также может получить со всей искренностью.

К тому же, когда психическое существо выходит вперед, оно грустит, когда ментальное или витальное сознание несознательно. Эта грусть является свидетельством оскорбления чистоты.

Когда разум продолжает играть в свои собственные игры, или витальное сознание уносится на волне своих импульсов, именно психическое говорит им: «Я не хочу, чтобы вы вели себя так; в конце концов, для чего здесь присутствую я? Я нахожусь здесь для того, чтобы проявилась Истина, а не ваши собственные движения.»

Психическая грусть – это нечто иное, чем ментальное разочарование или витальная печаль, или же физическая подавленность.

Если психическое сознание обладает определенной силой, оно ощущается в ментальном или витальном сознании и принуждает их к изменению. Но если оно слабо, эти части пользуются его слабостью и используют психическую грусть в своих собственных целях.

В некоторых случаях, психическое сознание выходит вперед, расстраивает ментальное или витальное сознание и всё приводит в беспорядок. Но если разум или витальное сознание сильнее чем психическое, тогда оно оказывает влияние только время от времени, и постепенно уходит назад. Вся его грусть остается без ответа; так как ментальное и витальное сознание продолжают свою невежественную деятельность.

И наконец, психическое сознание отказывается быть обманутым внешними проявлениями. Оно не идет на поводу у лжи. Оно отказывается быть подавленным невежеством и ложью – и оно никогда не преувеличивает истину. Например, если всё вокруг него настаивает: «Бога нет», психическое сознание отказывается верить этому. Оно говорит: «Я знаю, и я знаю потому, что я непосредственно ощущаю его».

И именно потому, что оно знает истину, которая стоит за внешними проявлениями, оно не может быть обмануто ими. Оно немедленно чувствует Силу.

Также, когда психическое сознание пробуждается, оно сбрасывает всё внешнее с эмоционального существа и освобождает его от сентиментальности и низших эмоций.

Но ему не свойственны сухость разума или преувеличение витальных чувств. Оно даёт искреннюю форму выражения каждой эмоции.7Шри Ауробиндо

*

Та трансформация, которая обращает сознание к свету и делает верное отношение спонтанным, естественным и постоянным, и спонтанно отвергает всё, что неистинно, является психической трансформацией. Это означает, что человек обычно живёт в витальном сознании и тело является его инструментом, а разум является его советчиком и исполнителем (кроме тех немногих ментальных людей, которые живут, в основном, повинуясь ясности разума, но даже они находятся в подчинении у витального в их обычных движениях). Духовная трансформация начинается тогда, когда душа начинает настаивать на более глубокой жизни и завершается тогда, когда психическое сознание становится основой и руководителем сознания, а разум, витальное и тело ведомы им  и находятся у него в повиновении. Разумеется, как только это происходит, сомнения, подавленность и отчаяние никогда более не приходят, хотя трудности всё ещё существуют. Если это происходит частично, даже в этом случае, такие состояния не приходят или совершенно мимолетны, как облака на поверхности – ибо психическое сознание подобно непоколебимой скале поддержки и твердой определенности, которая даже в том случае, если она покрывается облаками, не исчезает полностью.8Шри Ауробиндо

*

Используя выражение «открытие психического» я имел в виду не обычное психическое открытие, которое приносит определенное количество психической любви и бхакти (а не витальное), но то, что мы называем приход психического во внешнее сознание. Когда это происходит, вы сознаёте психическое сознание с его простой спонтанной самоотдачей, и чувствуете его возрастающий непосредственный контроль (не просто полускрытое влияние) над разумом, витальным и физическим. В особенности, приходит психическое распознавание, которое сразу озаряет мысли, эмоции, витальные требования, физические привычки и ничего не оставляет во тьме, замещая верными движениями неверные. Именно это, обычно, трудноосуществимо и происходит необыкновенно редко, ибо чаще всего, распознавание является ментальным, и именно разум пытается упорядочить и организовать сознание. В этом случае, нисхождение высшего сознания через разум открывает психическое, вместо непосредственного открытия психического сознания.9Шри Ауробиндо

*

Под приходом психического сознания вперед, во внешнее сознание, имеется в виду следующее: Психическое сознание находится обычно глубоко внутри. Очень немногие люди осознают свои души – большинство людей, когда они говорят о своей душе, обычно имеют в виду витальное + ментальное существо или (ложную) душу желания. Психическое остаётся позади и действует только опосредованно, через разум, витальное и физическое, каждый раз, когда у него появляется возможность. По этой причине, психическое сознание обладает только небольшим и частичным, тайным и смешанным влиянием на жизнь большинства людей, кроме тех случаев, когда оно полностью развито. Когда оно выходит вперед – это означает, что оно выходит из-под покрова, и его присутствие хорошо ощутимо во внешнем сознании, и его влияние наполняет, доминирует и преобразует разум, витальное и их движения, даже физическое. Вы сознаёте свою душу, ощущаете, что она и есть ваше истинное сознание, а разум и остальные части становятся лишь инструментами глубокого внутреннего сознания внутри нас.10Шри Ауробиндо

*

«Сохраняйте своё психическое сознание пробужденным и всегда впереди»: что означает «всегда впереди»

Это означает во внешнем сознании, вместо того, чтобы находиться позади и иметь косвенное влияние, которое проявляет себя очень редко; вы должны держать его непосредственно впереди сознания, в активном сознании.11Мать

*

Как мы можем узнать, когда психическое сознание выходит вперед?

…Разве вы не чувствуете этого? Оно не ощущается вами? Я не говорю о маленьком ребенке, ибо он не обладает чувством контроля и самонаблюдения, у него нет способности самонаблюдения. Но, когда вы становитесь взрослее, разве вы не ощущаете его? Разве с ним вы не чувствуете себя по-иному?… (Ребенок в согласии кивает головой) А!… Ни один из вас не посмеет мне сказать, что присутствие психического не заставляет вас чувствовать себя гораздо лучше, полным света, надежды, доброй воли, щедрости, сострадания ко всему миру, и видеть жизнь, как поле деятельности, прогресса и реализации. Разве нет никакой разницы между этим состоянием и вашим обычным сознанием, когда вы скучаете, не находите себе места, сердитесь и ворчите, когда всё кажется уродливым, неприятным, злым, когда вы никого не любите, вам хочется всё разбить, вы гневаетесь, легко чувствуете себя больным, обессиленным, лишенным энергии и радости? Разница все-таки есть, не правда ли?12Мать

*

Как мы можем узнать, когда психическое сознание находится впереди?

Дитя моё, когда это происходит, вы знаете об этом. Если вы не ощущаете его, это значит, что оно ещё не пришло. Это подобно тому вопросу, который люди иногда задают мне: «Как я могу узнать, когда я нахожусь в контакте с Божественным?» Сам вопрос является доказательством того, что они не находятся в контакте. Ибо если бы они находились в контакте, они не задавали бы этот вопрос. Это нечто, что явно ощутимо. В случае психического сознания, я могу сказать то же самое. Когда психическое выходит вперёд, вы знаете об этом без всяких сомнений. Следовательно, вы более не задаёте этот вопрос.13Мать

*

(Признаки того, что психическое сознание выходит вперед:) Всеохватывающее чувство любви, бхакти, самоотдача, вы отдаёте всего себя, внутреннее видение, которое всегда видит ясно, что является верным или неверным с духовной точки зрения и автоматически отвергает всё неверное – движение всеобъемлющего подношения и посвящения всего в себе Матери.14Шри Ауробиндо

*

По каким признакам мы можем сказать, что психическое сознание выходит вперед?

Вы чувствуете себя безмятежным и счастливым, полным доверия и глубокого и истинного благоволения, и находитесь в необыкновенной близости к божественному присутствию.15Мать

*

Когда психическое сознание выходит вперед, существует автоматическое распознавание истинного и неистинного, божественного и небожественного, всего того, что верно и неверно в окружающих предметах и людях с духовной точки зрения, а также ложных витальных и ментальных движений, все внешние атаки моментально становятся явными и не в состоянии причинить вреда; постепенно витальное и физическое, также как и разум, озаряются психическим светом и истиной, и очищают свои движения и чувства…16Шри Ауробиндо

*

Некоторые из этих (более высоких и глубоких) опытов могут прийти как открытие внутреннего ментального и витального сознания, внутреннего, более обширного и тонкого разума, сердца и жизни внутри нас, без полного проявления души, психической сущности, так как и здесь присутствует сила непосредственного контакта с сознанием: но опыт может быть смешанного характера; ибо, в этом случае, может быть проявление не только сублиминального знания, но также и сублиминального неведения. Недостаточное расширение сознания, ограниченность ментальной идеи, сентиментальная эмоциональность или вид темперамента могут стать на пути внутреннего проявления, так, что общим результатом будет всего лишь несовершенное творчество и деятельность, вместо свободного проявления души. При отсутствии психического влияния и его полного проявления, определенные опыты, более обширного знания и силы, превосходящие обычные проявления, могут привести к увеличению эго, и даже, вместо проявления того, что божественно и духовно, могут вызвать поток титанических или демонических сил, или менее опасных агентов, которые, хотя и не столь разрушительны, всё же являются представителями низших космических сил. Но руководство и ведущая роль души привносит во все опыты тенденцию света, интеграции, гармонии, и той верности и истинности, которая столь свойственна психической сущности.17Шри Ауробиндо

*

Психическое сознание появляется медленно у большинства людей, даже после того, как они начали садхану. Так много в разуме и витальном должно быть изменено и преобразовано перед тем, как психическое сможет быть совершенно свободным. Вы должны ждать до тех пор, пока процесс необходимых изменений не зайдет столь далеко, что вековечный покров разорвется и душа выйдет вперед, чтобы осуществлять контроль над природой. Воистину, ничто не даёт такого внутреннего счастья и радости – хотя покой может прийти с помощью ментального и витального освобождения или роста прочной равнозначности в сознании.18Шри Ауробиндо

*

Если тайная психическая Личность может выйти вперёд и, замещая душу-желание, руководить открыто и всеобъемлюще, а не только скрыто и частично, внешней природой разума, жизни и тела, тогда они могут быть преобразованы в воплощения души, в соответствии с её представлениями об истинном, верном и прекрасном и, в конечном итоге, вся природа будет обращена к истинной цели жизни, высшему завоеванию, восхождению к духовному существованию.19Шри Ауробиндо

 *

Когда психическое выходит вперёд, садхана становится простой и естественной, и всё остальное только вопрос времени и естественного развития. Когда разум или витальное, или физическое сознание находится впереди, тогда Садхана – это тапасья и борьба.20Шри Ауробиндо

*

…когда психическое сознание выходит вперёд и становится мастером, вся деятельность становится необыкновенно гармоничной в самой основе своей, хотя трудности всё ещё есть и существует неравномерность продвижения, но они лишены неожиданностей и не носят более резкого характера.21Шри Ауробиндо

*

(Для того, чтобы выдвинуть психическое сознание вперед) не существует определенного процесса. Оно приходит так же, как всё остальное – вы должны стремиться к нему, и это сможет произойти только тогда, когда вы значительно продвинетесь  вперед.22Шри Ауробиндо

*

… эго и витальное сознание с их требованиями и желаниями всегда являются основным препятствием для появления психического. Ибо они заставляют вас жить, действовать и даже совершать садхану для самих себя, в то время, как жить в психическом сознании означает жить, действовать и совершать садхану ради Божественного.23Шри Ауробиндо

*

Если желание отвергнуто и более не управляет мыслью, чувством или деятельностью, и существует постоянное стремление всеобъемлющей и искренней самоотдачи, психическое, обычно, со временем открывается само.24Шри Ауробиндо

*

Самым первым условием полного появления души является непосредственный контакт внешнего сознания с духовной Реальностью. Это необходимо потому, что психический элемент в нас обращается всегда в ту сторону, в которой материальная Природа проявляет себя высшей Реальностью и может служить её знаком и символом. Вначале оно ищет эту реальность, стремясь ко всему, что истинно, хорошо и прекрасно, ко всему, что чисто и утонченно, благородно и возвышенно: но, хотя это прикосновение, которое проявляет себя внешними знаками и стремлениями, может видоизменить и подготовить природу, оно не может всеобъемлюще и глубоко изменить её внутренне. Ибо для такого глубокого изменения необходим непосредственный контакт с самой духовной Реальностью, так как ничто иное не может так глубоко затронуть основы нашего сознания, пробуждая его или заставляя природу претерпеть изменение. Ментальные представления, эмоциональные и динамические проявления приносят определенную пользу и несомненно, имеют свою ценность; Истина, Добро и Красота являются изначальными и мощными символами Реальности, и даже в своих проявлениях для разума, сердца и жизни могут вести к духовному восхождению: но именно в духовной субстанции и их сознании То, чьим символом они являются, должно стать нашим непосредственным опытом.25Шри Ауробиндо

*

Стремление, постоянное и искреннее, и желание обратиться к одному Божественному являются лучшим средством для того, чтобы освободить путь для психического сознания.26Шри Ауробиндо

*

Приверженность и все более полное внутреннее посвящение являются лучшим средством для того, чтобы открыть психическое сознание.27Шри Ауробиндо

*

(Чистота) является одним из самых важных условий для открытия психического сознания…28Шри Ауробиндо

*

Только тогда психическое сознание может открыться полностью, когда садхак избавился от витальных побуждений в своей садхане и способен к простой и искренней самоотдаче… Если в нем происходит любое обращение к эго или неискренность его стремлений, если йога совершается под давлением витальных требований, или для удовлетворения духовных амбиций, гордости, тщеславия, в поиске власти, позиции или влияния на других, и йогическая сила используется для преследования витальных желаний, тогда психическое сознание не может открыться или открывается только частично и на очень краткий промежуток времени, после чего оно скрывается опять, за витальной деятельностью; психическое пламя не может гореть в удушающем витальном дыме. Кроме того, если разум играет ведущую роль в йоге и отодвигает внутреннюю душу на задний план, или если бхакти или другие движения садханы становятся более витальными, нежели психическими, происходит та же самая последовательность событий. Чистота, простая искренность и способность неэгоистической, несмешанной самоотдачи без претензий или требований являются условиями полного открытия психического сознания.29Шри Ауробиндо


Рубрика “Природа и Эволюция Души”

 

Читать Дальше:

Природа и Эволюция Души
"Природа и Эволюция Души" – Шри Ауробиндо, Мать (электронная книга)

Принять Участие:

Ауро-Книга

Ссылки:

  1. SABCL 19:899-900
  2. SABCL 19:855-56
  3. SABCL 9:363
  4. SABCL 24:1109-10
  5. SABCL 24:1098
  6. SABCL 24:1096
  7. SABCL 24:1103-04
  8. SABCL 24:1105
  9. SABCL 24:1096
  10. SABCL 24:1097
  11. CWM 6:409
  12. CWM 6:6
  13. CWM 6:396
  14. SABCL 24:1104-05
  15. CWM 17:74
  16. SABCL 24:1107-08
  17. SABCL 19:909
  18. SABCL 24:1098
  19. SABCL 18:226-27
  20. SABCL 24:1109
  21. SABCL 24:1109
  22. SABCL 24:1098
  23. SABCL 24:1099
  24. SABCL 24:1099
  25. SABCL 19:900-01
  26. SABCL 24:1099
  27. SABCL 24:1099
  28. SABCL 25:175
  29. SABCL 24:1098-99