Природа и Эволюция Души

Деятельность и Влияние Психического Существа (Природа и Эволюция Души. Часть 2)

Природа и Эволюция Души

Деятельность и Влияние Психического Существа

Природа и Эволюция Души. Часть 2

По мере того, как эволюция идёт вперёд, Природа начинает медленно проявлять наши оккультные части сознания; она заставляет нас всё более и более внимательно смотреть внутрь самих себя, или предлагает их более ясные формирования на поверхности. Душа в нас, или психический принцип, уже давно начала принимать тайную форму; она развивает душу-личность, индивидуальное психическое сознание, которое является его представителем. Это психическое сознание остаётся скрытым позади плотной завесы глубоко внутри нас в качестве истинного ментального, истинного витального и истинного или тонкого физического сознания: оно действует во внешней жизни с помощью влияний и откровений, которые оно проецирует на поверхность; эти проявления формируют ту часть поверхностного сознания, которая является собранием внутренних влияний, видимой формацией и внешней структурой, именно эту часть мы называем собой. В этой поверхностной формации неведения мы смутно сознаём нечто в себе, что мы зовём душой, и что отличается от разума, жизни и тела; мы чувствуем, что это не только ментальная идея или неясный инстинкт, но ощутимое влияние на нашу жизнь и индивидуальность, и деятельность. Особенное стремление ко всему, что истинно, хорошо, прекрасно и утонченно и отличается чистотой в нашей мысли, эмоциях, поведении и характере – так мы обычно  осознаём самое общее и характерное влияние психического сознания. О человеке, у которого отсутствует этот элемент, или он равнодушен к прекрасному и благородному, мы говорим, что у него нет души. Ибо именно это влияние мы с готовностью считаем своей более утонченной и божественной частью, которая является наиболее сильной в нас, чтобы стремиться к совершенствованию своей природы.

Но это психическое влияние или деятельность не поднимается на поверхность в первоначальной чистоте своего проявления и не остаётся легко узнаваемым для нас; если бы это было так, мы бы могли с ясностью различить в себе элемент души и сознательно следовать всему тому, что она говорит нам. Оккультная ментальная, витальная и физическая деятельность вмешивается, пытаясь использовать его и извлечь из него собственную выгоду, низводит до уровня своего сознания его божественность, искажает и принижает его проявление, смешивая его с нечистотой и ничтожностью разума, жизни и тела. После того, как оно достигает поверхности в таком искажённом и низведенном состоянии, оно воспринимается неясностью внешнего сознания, во всём неведении его природы, и, поэтому, испытывает дальнейшее искажение и смешивание с нечистотой внешнего сознания. Оно до такой степени теряет свою первоначальную природу, что его влияние вызывает ложное применение, ложную формацию, которая толкает сознание в неверном направлении, и результатом влияния того, что по природе своей безошибочно и является проявлением духа, становится ошибка; сознание формируется, представляя собой смесь психического влияния и ментальных идей и мнений, витальных желаний и нужд, привычных физических тенденций. И эта формация смешивает с искаженным психическим влиянием усилия внешнего сознания, исходящие из неведения, хотя и с желанием сделать хорошо, в его стремлении к высшим идеалам; ментальное воображение, зачастую темное даже в своих идеалах, иногда совершающее катастрофические ошибки, лихорадочное стремление эмоционального существа, пенящегося чувствами, сентиментализм, динамический энтузиазм витального, полные инерции реакции физического, возбуждение нервное и телесное – все эти влияния объединяются в единую формацию, которая, зачастую, ошибочно считается душой, и её темная, полная заблуждения деятельность принимается за движения души, за психическое сознание и его деятельность или реализацию внутреннего влияния. Психическая сущность, по природе своей, свободна от всех нечистых примесей, но то, что исходит от него, не защищено иммунитетом; поэтому вся эта путаница становится возможной.1

Шри Ауробиндо

*

Например, возьмите движение или вдохновение, которое исходит из психических глубин сознания – ибо оно приходит даже к тем, кто не знает о существовании своего психического сознания – вдохновение, которое приходит из глубины; для того, чтобы его присутствие было замечено, оно должно подняться к поверхности. И, по мере того, как оно поднимается к поверхности, оно смешивается со всякого рода вещами, которые не имеют к нему никакого отношения, но хотят использовать его для своей собственной выгоды. Например, все желания и страсти витального, которое, как только сила из глубины поднимается к поверхности, использует её для своих собственных целей. Или, если человек живёт в разуме, и хочет понять и дать оценку своему опыту с помощью суждений, разум использует это вдохновение или силу, которая поднимается к поверхности, для своей собственной пользы и удовлетворения – и, таким образом, оно становится смешанным, и это сразу всё портит. И, так как это происходит постоянно, то постоянно внешние движения смешиваются с вдохновением из глубины и искажают его, скрывают и оскверняют его, и совершенно разрушают его природу до неузнаваемости.

Почему эти внешние импульсы, когда они приходят в контакт с вдохновением, поднимающимся из глубины, всё портят, вместо того, чтобы быть преобразованными?

А! извините, это взаимное движение. И оно зависит от пропорции. Вдохновение, которое приходит изнутри, разумеется, действует. Оно не полностью поглощено и разрушено, это совсем не так. Оно действует, но смешивается с более внешним сознанием, теряет свою чистоту и первоначальную силу. Но, тем не менее, что-то остаётся, и результат зависит от пропорции сил, и эта пропорция является различной в зависимости от сознания индивидуального человека.

Приходит время, когда вы сами зовёте глубокое внутреннее вдохновение, и отдаёте себя ему, когда оно может войти в вас почти в совершенной своей чистоте и, в результате этого, вы будете действовать в согласии с Божественной Волей.

Смешение неизбежно; это только то, что обычно происходит. И пропорция является совершенно различной, в зависимости от индивидуальности. Для некоторых, когда психическое сознание внутри принимает решение, и посылает силу, это совершенно явное психическое вдохновение. Иногда, вы можете видеть что-то вроде тени, которая исходит от разума или витального; но это влияния, которые не несут в себе особенной важности, и не меняют природу психического вдохновения, если вы не позволите им вмешаться.

Все эти вещи поправимы, иначе о прогрессе не могло бы быть и речи.2

Мать

*

Что является самым эффективным методом пробуждения психического сознания?

Но его совсем не нужно пробуждать! Оно всегда бодрствует, и не только бодрствует, но также и действует без вашего ведома. Вам кажется, что оно спит потому, что вы не ощущаете его!

В самой основе своей, без этой внутренней воли психического сознания, я убеждена, что человек был бы весьма темным и непримечательным существом, и вся его жизнь сводилась бы к животному существованию. Каждый проблеск стремления всегда является проявлением психического влияния. Без присутствия психического и его влияния, не только не было бы прогресса, но также отсутствовало бы и желание прогресса.3

Мать

*

В обычной жизни, без сомнения, присутствует действие психического – без него человек был бы только думающим и планирующим животным. Но его деятельность в человеке, в основном, скрыта, и ему необходимо ментальное или витальное сознание, чтобы проявить себя, обычно в смешанной и не доминирующей форме, поэтому оно не лишено ошибок; оно совершает, зачастую, верное движение, но делает это неверным путем, оно движимо верным чувством, но совершает ошибку в его применении, или в человеке, к которому оно относится, месте или обстоятельствах. Психическое, если оно не находится в сознательной личности, не получает возможности проявления во внешнем сознании в полной мере; ему необходима Йога или Садхана для того, чтобы выйти вперёд, и, по мере того, как оно всё более и более проявляет себя впереди, оно очищается от примесей. Это означает, что его присутствие становится ясно ощутимым, не только смутным ощущением поддержки и присутствия, но заполняя всё внешнее сознание, и не являясь более зависимым или подчиненным своим инструментам – разуму, витальному и телу, но доминируя, и формируя их в свет истины, и показывая им, что является их истинной деятельностью.4

Шри Ауробиндо

*

Это деятельность психического сознания, а не само сознание, смешивается с ментальными, витальными и физическими искажениями, так как ему необходимо использовать их, чтобы проявить то немногое, то истинное психическое чувство, которое может пройти через плотный занавес. С помощь стремления сердца к Божественному, психическое сознание освобождается от этих ограничений.5

Шри Ауробиндо

*

Психическое сознание находится глубоко внутри сердца, – глубоко внутри, а не на поверхности, где находятся обычные чувства. Но оно не может выйти вперед и заполнить собой внешнее сознание так же, как оно делает это внутри, – тогда сами эмоции перестанут быть частью витального сознания, но станут психическими эмоциями и чувствами. Психическое сознание, когда оно приходит вперёд, проявляет своё сознание повсюду, например, в разуме, для того, чтобы преобразить его идеи, или в теле, для того, чтобы изменить его привычки и реакции.6

Шри Ауробиндо

*

Ты однажды сказала, что как только мы находим своё психическое сознание, мы его никогда не теряем, разве это не так? Но можем ли мы входить в контакт с ним только иногда, когда мы являемся восприимчивыми?

Если вы установили контакт со своим психическим сознанием, результат этого совершенно окончательный и бесповоротный.

Но, перед тем как происходит этот контакт, вы можете, в определенных обстоятельствах, сознательно получить психическое влияние, которое всегда вызывает озарение в сознании, и обладает значительными последствиями.7

Мать

*

«Нашей единственной целью всегда должно быть само Божественное, к которому, явно или неявно, всегда стремится нечто в нашей тайной природе.» – Шри Ауробиндо, «Синтез Йоги»

Что означает нечто в нас, которое стремится…?

Это какая-то часть сознания, которая всегда разная в разных людях, и которая инстинктивно открыта влиянию психического.

Всегда существует одна часть – иногда, совершенно скрытая, которую мы не сознаём – нечто в сознании, что повернуто к психическому и получает его влияние. Это сознание является посредником между психическим сознанием и внешним сознанием.

Это может быть разная часть сознания в разных людях. Это то место в природе человека, в котором он может прикоснуться к психическому сознанию и получить психическое влияние. Это зависит от человека; ибо каждый человек несёт в себе свою такую часть сознания.8

Мать

*

Какая часть сознания стремится к любви и покою?

Та часть на любом уровне вашего сознания (физическом, витальном или ментальном), которая открыта психическому влиянию.9

– Мать

*

Что означает «психическое равновесие»?

Психическое равновесие означает равновесие сознания, которое приходит в результате того, что психическое сознание, которое управляет всеми движениями существа, является мастером всей деятельности сознания. Психическое всегда находится в совершенном равновесии. Поэтому, когда оно активно и управляет сознанием, оно неизбежно приносит состояние равновесия.

…Тогда почему ты говорила нам: «Психическое равновесие является необходимым»?

Это означает, что помощь психического равновесия совершенно необходима. Не психическое сознание должно обрести равновесие: но ваше внешнее и внутреннее сознание должно быть открыто влиянию психического равновесия. В психическом всегда присутствует баланс. Влияние психического сознания даёт равновесие.10

– Мать

*

Мать, направляет ли психическое сознание  индивидуальную жизнь?

Да. Это происходит совершенно бессознательно для индивидуального человека большую часть времени; но именно психическое сознание организовывает его существование – только в общих чертах, потому что, для того, чтобы вмешиваться в детальное существование, должен быть сознательный союз между внешним сознанием, то есть витальными и физическим существом, и психическим сознанием, но, обычно, его нет. Так что, внешне, когда речь заходит о деталях… например, один человек спросил меня в глубокой задумчивости: «Если психическое существо, или, скорее, Божественное, которое пребывает в психическом, руководит нашей жизнью, разве не Он решает, сколько кусочков сахара я кладу себе в чашку чая?» Это был его вопрос, слово в слово. Так что, ответом ему было бы: «Нет, потому, что психическое сознание не осуществляет детального влияния».

Это нечто подобное тому, что происходит, когда вы толкаете свой кулак в кучу металлических или древесных стружек, все крошечные элементы металлической или древесной стружки организованы таким образом, чтобы принять форму вашего кулака, но они не делают это сознательно. Это происходит благодаря работе сознания, которое толкает ваш кулак. Никто не принимает решения, что каждый элемент металлической стружки окажется на определенном месте; но это является эффектом энергии, которая толкнула кулак, и эта энергия организовала отдельные элементы. Нечто подобное этому происходит, когда действует психическое сознание, оно организовывает все обстоятельства вашей жизни, но не решает для вас деталей вашего существования…11

Мать

*

Если внутри вас психическое существо обладает достаточным сознанием, чтобы присматривать за вами, и готовить вам путь для продвижения вперед, оно может притягивать к вам всё, что помогает вам, людей, книги, обстоятельства, с вами происходят различные совпадения, которые приходят к вам, как будто бы принесенные некой благожелательной волей, которая даёт вам знак, оказывает помощь, поддерживает вас, и заставляет принимать определённые решения, чтобы направить вас в нужном направлении. Но, как только вы приняли необходимое решение, как только вы решили найти истину своего существа, и искренне пошли по этому пути, тогда всё объединяется, и кажется, что всё происходит само собой, чтобы помочь вам двигаться вперед…12 Мать


Рубрика “Природа и Эволюция Души”

 

Читать Дальше:

Природа и Эволюция Души
"Природа и Эволюция Души" – Шри Ауробиндо, Мать (электронная книга)

Принять Участие:

Ауро-Книга

Ссылки:

1. SABCL 19:893-95
2. CWM 8:193-94
3. CWM 4:165
4. SABCL 9:362-63
5. SABCL 24:1108
6. SABCL 24:1115
7. CWM 16:248
8. CWM 7:422-23
9. CWM 17:76
10. CWM 6:393, 395
11. CWM 7:222-23
12. CWM 4:261