Эпиграфы в Жизни Божественной

Брахман, Пуруша, Ишвара – Майя, Пракрити, Шакти: Неделимый; Брахман; Пуруша и Пракрити; Майя; Единый Бог (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 2)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Брахман, Пуруша, Ишвара – Майя, Пракрити, Шакти

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 2


Неделимый

Он пребывает в существах неделимым, но словно разделен.

(Бхагават Гита, 7.19)

Верховная Реальность, Брахман, воистину Едина. Но она также является и Множеством, которое населяет эту вселенную. Однако, Множество – это не ряд отдельных существований, на которые Единый разделил себя. Это не значит, что каждый его элемент является осколком Реальности и собранные все вместе они составляют Целое. Брахман не является арифметическим целым. Брахман – это сама Реальность. Он – неделим. Он присутствует в каждом из Множества, которым он становится, но не частично. Он присутствует в каждом целиком. Каждое является Единым, а не частью Единого. Видимость отдельных существований – отельных от Единого и отдельных одно от другого – иллюзорна. Факт того, что Единый является всем и каждым из Множества всегда доступен нам, как только мы выходим за пределы видимостей вещей. Брахман, Уникальный, становится совокупностью форм и существ, каждая из которых по своей сути является самим Брахманом.


Брахман

Брахман, Истина, Знание, Бесконечность.

(Тайтирья Упанишада 2.1.1)

Истина, что является основой всего бытия, Истина, что остаётся, когда всё остальное уходит, Истина, от которой всё берет своё начало и которая удерживает всё вместе, несмотря на приводящее в замешательство многообразие, Истина, что превыше ментального разумения, Истина по отношению к которой неведение является неполным приближением, Истина, по отношению к которой ложь является искажением – это Брахман, единая Реальность.

Брахман – это не только Истина, но также и Знание этой Истины. И это Знание является не только Знанием единого Брахмана, но также и множественного Брахмана, которым является вся Вселенная. Это Брахмическое Знание не является знанием, обретенным посредством ума, хотя оно не исключается из деятельности верховного Знания. Это многие виды знания: знание посредством восприятия, знание посредством рассуждения, идеативное знание, интуитивное знание, знание посредством тожества. Последнее является истинным знанием, которое обретается в сознании. Это Знание является самим Брахманом, это не процесс, ведущий к Брахману, но сам Брахман, раскрывающий себя в форме знания.

И Брахман также является Бесконечностью. Хотя Брахман проявляет себя через бесчисленное множество конечных сущностей, по своей природе он бесконечен. В своей бесконечности он превосходит все конечные формации, которые происходят из его Бытия и даже в каждой из конечных форм он сохраняет присущую ему бесконечность. Сознание, пребывающее внутри формы всегда бесконечно.

Истина, Знание, Бесконечность – это не характеристики Брахмана. Брахман раскрывает себя как Истина, как Знание, как Бесконечность.


Пуруша и Пракрити

Знай, что Пуруша и Пракрити вечны и не имеют начала. (Б. Гита, 13.19)

Пуруша и Пракрити, Сознательное Бытие и Природа, это не те сущности, которые начинают своё существование вместе с рождением этого творения и заканчиваются по его прекращению. Это не создания Времени, каким является этот мир. Они вечны. Ибо они являются двумя аспектами Брахмана, который Вечен. Когда Брахман проявляет себя, он переходит в состояние Пуруши, главенствующего Бытия, и в состояние Пракрити, исполнительной Силы. Оба они служат осуществлению намерения Брахмана в проецировании этого проявления из его обширного Бытия. Их взаимодействие является той осью, на которой вращается всё движение. Даже когда проявление прекращается, Пуруша и Пракрити не исчезают, а остаются. Пуруша пребывает в Брахмане, как Сущее и Пракрити пребывает в Брахмане как Сознательная Сила, чит-шакти.


Майя

Человек должен познать Майю как Пракрити, а Владыку Майи как великого Господа всего сущего.

(Светасватара Упанишада 4.10)

Майя – это не сила иллюзии, которая навязывает этот мир множества на чистое Бытие Брахмана. Майя – это сила Брахмана. Это плодотворно созидательная сила. То, что Брахман намеревается проявить, Майя облекает в форму. Она улавливает Идею Брахмана, по мере её появления, и отправляет её в движение формации. Волю Верховного осуществляет его Пракрити. Она не является независимой силой, происхождение которой покрыто тайной. Майя – это сила созидательного Божества. Владыка Майи – в действительности, является Господом всего сущего. Майя формирует то, что повелевает Господь. Майя – это Природа, и владыкой этой Природы является Верховное Бытие. Они оба – это одна и та же Реальность в двух различных ипостасях.


Единый Бог

Это могущество Бога в мире, что вращает колесо Брахмана. Его нужно познать, верховного Владыку всех владык, верховного Бога превыше всех богов. Верховна также и его Шакти, многообразны земные работы её знания и силы. Единый Бог, тайно присутствующий во всех существах, внутреннее Бытие всех существ, все-наполняющее, абсолютное вне всяких определений, мастер всех трудов, свидетель, знающий.

(Светасватара Упанишада 6.1,7,8,11)

Это мировое движение вращается на Колесе Брахмана. И это Колесо приводится в движение Силой, неодолимой Мощью этого Бога. Всё движется согласно Воле этого верховного Владыки всех владык возглавляющих труды бесчисленных сил, верховного Бога, от которого происходят другие боги, царящие в соответствующих им областях. Познай этого верховного Бога, и ты познаешь всё остальное.

Подобно ему, Шакти, его неотъемлемая Сила, также верховна. Ничто не может воспротивиться её трудам, которые, будь то в сфере знания или в сфере силы, многообразны и многократны в своих процессах. Её труды спонтанны и естественны при любых обстоятельствах.

Этот верховный бог находится не только наверху, возглавляя мировое движение. Он присутствует в каждой форме, в каждом движении. Он Обитатель, руководящий всем изнутри, Бытие, которое поддерживает всё изнутри. Он – Единый, но он также и Множество; он повсюду. Он содержит все качества, но он также превыше всех их, являясь запредельным абсолютом. Он главенствует над всем действием; но в то же самое время, он стоит в отдалении и обозревает всё, не принимая ни в чем участия. И он всегда обладает знанием всего, ибо он воистину – это всё сущее.