Природа и Эволюция Души

Природа и Миссия Психического Сознания (Природа и Эволюция Души. Часть 1)

Природа и Эволюция Души

Природа и Миссия Психического Сознания

Природа и Эволюция Души. Часть 1

Психическое сознание обладает двумя аспектами – одним из которых является собственно душа, содержащая в себе все свои потенциальные возможности, в то время как другой – это психическая индивидуальность, та, что сила души развивала от жизни к жизни или то, что предоставлено ею для деятельности в нашей настоящей жизни-формации. Психическое сознание проявляет себя с помощью своих инструментов, ментального, витального и физического сознания; оказывая на них своё влияние, когда для этого предоставляется возможность. Но ему редко удаётся оказать на них значительное влияние, и, только в том случае, если оно выходит полностью из своего укрытия и берёт в свои руки непосредственное управление природой, оно может получить и проявить все духовные реализации согласно своим собственным стремлениям и своим собственным путём.1

Шри Ауробиндо

*

Вначале, душа в Природе, психическая сущность, чьё постепенное проявление является первым шагом на пути к духовному преобразованию, полностью скрыто. Тем не менее, это именно та часть, благодаря которой мы существуем и сохраняем свою индивидуальность в Природе. Другие компоненты нашего существа не только изменчивы, но также и смертны; но психическая сущность в нас постоянна и бессмертна и фундаментально остаётся одной и той же всегда: она содержит все основные возможности нашего проявления, хотя и не ограничена ими; она также не ограничена своим проявлением и несовершенством форм своей манифестации, и не затронута несовершенством и нечистотой, недостатками и распадом внешнего сознания. Это вечно чистое пламя божественности в объектах и живых существах, и ничто, что приходит к нему и является частью нашего опыта, не может затронуть его чистоту или погасить его пламя. Духовная субстанция пребывает в чистоте, совершенная и исполнена света, поэтому она воспринимает непосредственно истину сознания и истину природы; она глубоко сознаёт истину и добро, и красоту, ибо истина, добро и красота сродни её собственной естественной природе, и являются формами того, что присуще её собственной субстанции. Также она знает обо всём, что противоречит этому, обо всём, что искажает их первоначальную природу, и сразу видит ложь и зло, уродство и всё недостойное; но она не подвержена их влиянию и не искажается противоположностями, которые с такой силой влияют на её внешние инструменты, разум, жизнь и тело. Ибо душа, бессмертное существо в нас, проявляет себя и использует разум, жизнь и тело в качестве своих инструментов, подвергаясь опыту земного существования, но является совсем иным сознанием, несравненно более великим, чем её проявления.

Если бы психическая сущность не была изначально скрыта, но известна своим подчиненным, и не пребывала бы затворником-Царем в тайных палатах, человеческая эволюция могла бы быть стремительным расцветом души, а не трудным, неравномерным и неуклюжим развитием, таким, каким она является сейчас; нас отделяет от души плотный занавес, и мы не знаем тайный Свет внутри нас, свет тайны в глубине сердца, его священный алтарь. Психическое сознание проявляет себя, но во внешнее сознание доходят только интуитивные проблески, и наш разум не знает их источника; он считает их частью своей собственной деятельности, ибо перед тем, как они приходят к нему, они одеваются ментальной субстанцией: таким образом, не ведая об их происхождении, он следует им, или не следует, соответственно своему настроению и внешним обстоятельствам. Если разум подчиняется нужде витального эго, тогда психическое сознание не в состоянии контролировать природу или проявить в нас нечто от его тайной духовной сути; или же, если разум чересчур уверен в себе и действует согласно своему собственному тусклому свету, привязанный к своим суждениям, воле и деятельности знания, и в этом случае душа останется скрытой и бездейственной, ожидая дальнейшей эволюции разума. Ибо психическое сознание внутри нас приходит в этот мир для того, чтобы поддерживать естественную эволюцию, и первым шагом эволюции должно быть развитие тела, жизни и разума, каждого в свой черед, и каждый из них должен действовать, исходя из своего назначения, отдельно или в совместном, негармоничном сотрудничестве, для того, чтобы расти, накапливать жизненный опыт и эволюционировать. Душа собирает суть всех ментальных, витальных и телесных опытов и использует её для дальнейшей эволюции нашего существования в Природе; но эта деятельность является оккультной и не проявляет себя внешне. В ранних стадиях эволюции материального и витального сознания не присутствует сознание души; психическая деятельность совершается глубоко внутри, но формы проявления этой деятельности являются витальными и физическими, – или ментальными, когда появляется разум. Ибо даже разум, пока он находится в примитивном состоянии, или в достаточно развитом, но слишком поверхностном, не знает о более глубоком источнике этих проявлений. Нам не трудно считать себя физическими, витальными или ментальными существами, используя в жизни витальное и физическое сознание, и игнорируя совершенно существование души: ибо нашим единственным смутным представлением о душе является знание, что это нечто, что переживает смерть тела; но что это такое, мы не знаем, ибо даже тогда, когда мы сознаём ненадолго её присутствие в обычном сознании, мы пребываем в неведении о её существовании, и не ощущаем её непосредственной деятельности в нашем сознании.2

Шри Ауробиндо

 

*

Душа или психическая сущность является неизменной только в том смысле, что она содержит все возможности Божественного внутри себя, но её задачей является воплотить их и, поэтому, в своей эволюции она принимает форму развивающейся психической индивидуальности, эволюционирующей в проявлении индивидуальной Пракрити, и, таким образом, принимает участие в эволюции. Это искра Божественного Огня, который растет позади разума, витального и физического, с помощью психического сознания, до тех пор, пока он не в состоянии преобразовать Пракрити Неведения в Пракрити Знания. Психическое существо – это эволюционирующее психическое сознание, поэтому оно не является всем тем, что душа или психическая сущность несёт внутри себя; оно индивидуализирует и проявляет во временном измерении то, что является вечным в потенциальности своей, по сути своей, оставаясь трансцендентным в этом земном проявлении духа.

Центральное сознание является сознанием, которое стоит над различными рождениями, следующими одно за другим, но бессмертно по своей природе, ибо оно не нисходит в земное сознание, но находится над ним – оно удерживает вместе ментальное, витальное и физическое сознание, и все различные части личности, и контролирует жизнь с помощью ментального сознания, ментальной мысли и воли, или с помощью психического сознания, в зависимости от того, какое сознание является преобладающим и находится впереди. Если оно не осуществляет контроль над сознанием, то низшее сознание находится в большом беспорядке, и каждая часть индивидуальности действует сама по себе, так что отсутствует связность мысли, чувства и деятельности.

Психическое сознание находится не сверху, но позади – его местонахождением является место позади сердца, его сила лежит не в знании, но в безошибочном духовном чувстве – оно обладает самым ясным восприятием истины и врожденным распознаванием её, которое является природой восприятия души и её ощущением. Это наше самое глубокое внутреннее сознание, которое поддерживает все остальные части сознания, ментальную, витальную и физическую, но оно также совершенно скрыто ими, и только может оказывать на них влияние, но не использовать своё право действовать непосредственно; её открытая деятельность становится возможной и ведущей только в последней стадии развития психического сознания или с помощью йоги. Интуитивное знание будущих событий и предупреждение о последствиях определенных действий, исходят в вас не от психического сознания, но от внутреннего сознания, иногда от внутреннего ментального, иногда от внутреннего витального, а иногда это может быть тонкий физический Пуруша. Внутреннее сознание – внутренний разум, внутреннее витальное, внутреннее или тонкое физическое – знают многое, чего не знают внешний разум, витальное и внешнее физическое, ибо оно находится в более непосредственном контакте с тайными силами Природы. Психическое сознание является самым глубоким внутренним сознанием; его свойствами являются непосредственное восприятие истины, которая является врожденным для субстанции его сознания, чувство добра, истины, красоты и Божественного.3

Шри Ауробиндо

*

Душа – это свидетель, основа, истинное сознание, которое переживает весь опыт нашего существования, но она является мастером только теоретически, фактически же, она не руководит внешним сознанием и, поэтому, не является мастером, anisa, до тех пор, пока она позволяет Неведению преобладать. Ибо это позволение подразумевает, что Пракрити играет с Пурушей, и делает с ним всё, что хочет. Если он хочет вернуть своё господство, и превратить теорию в практику, ему необходимо совершить длительную тапасью. Психическое сознание всегда было скрытым, позволяя разуму, физическому и витальному сознанию проявлять себя, в то время, как оно получает опыт с их помощью, и, разумеется, это опыт неведения ментального, витального и физического. Почему же вы ожидаете, что они сразу же должны измениться, как только вы шепнете им на ухо: «Да будет Свет»? Они обладают огромной опровергающей силой и могут отказать и отказать наотрез. Разум сопротивляется с упрямой настойчивостью в споре и находится в постоянном заблуждении в своём понимании идей, витальное сопротивляется с упрямой яростью и поддерживает аргументацию разума, принимая его сторону, физическое сознание сопротивляется с упрямой инерцией и неизменной приверженностью старым привычкам и, когда они прекращают сопротивление, приходит Природа и говорит: «Как, ты думаешь, ты избавишься от меня так легко? Этому не бывать», и она осаждает вас и опять и опять бросает на вас прежние движения, окутывает вас подавленностью и унынием,  ввергает вас в хаос своих стремлений до тех пор, пока она в силах сделать это.4

Шри Ауробиндо

*

На определенной стадии в Йоге, когда разум значительно успокаивается, и более не приводит на каждом шагу самодостаточность своих ментальных утверждений, когда витальное становится стабильным и подчиненным, не настаивая более на своей собственной безрассудной воле, требованиях и желаниях, когда физическое в значительной степени изменилось, и более не погребает внутреннее пламя под массой своих внешних привычек, тьмы и инерции, глубокое внутреннее сознание, в течение долгого времени скрытое внутри, и ощущаемое только в редких случаях, наконец-то выходит вперёд, и освещает своим светом остальную природу, становясь ведущим в Садхане. Его природой является целеустремленное стремление к Божественному или Высшему, целеустремленное и, в то же время, достаточно пластичное в своей деятельности; оно никогда не создаёт той одержимости, которая свойственна ограниченному интеллекту или ханжеству закоренелых идей и импульсов фанатичной витальной силы; оно постоянно, с гибкой уверенностью, указывает путь к Истине, автоматически различая верный шаг от ложного, выделяя божественное или устремленное к Богу движение от нечистой смеси небожественного. Его деятельность можно сравнить с деятельностью прожектора, который освещает всё, что должно быть преобразовано в природе; в нем живёт пламя настойчивой воли и стремления к совершенству, к алхимическому преображению всего внутреннего и внешнего существования. Оно видит божественную суть повсюду, но отвергает его маску или искажающее его обличье. Оно настаивает на Истине, воле, силе и мастерстве, на Радости, Любви и Красоте, но на Истине того вечного Знания, которая превосходит практическую истину Неведения, на внутренней радости, а не на витальных наслаждениях, – ибо оно, скорее, предпочтет очищающее страдание и печаль унизительному удовлетворению, – оно настаивает на любви, которая стремится к высшим идеалам и не привязана к столпу эгоистической чувственности, увязшей в грязи, на красоте, возведённой к священнодействию интерпретации Вечного, на силе и воле, и мастерстве, которые являются инструментами не эго, но Духа. Его воля устремлена к обожествлению жизни, и выражению, с её помощью, высшей Истины, её приверженности Божественному и Вечному.

Но самый глубокий смысл в природе психического сознания раскрывается в его стремлении к Божественному путём сокровенной любви, радости и единства. Ибо оно, более всего, находится в поиске божественной Любви, так как именно божественная Любовь привлекает его более всего и является его заветной целью, его светилом Истины, сияющим над светлой пещерой, в которой живёт новорожденный Бог внутри нас. В изначальной долгой стадии его роста и развития он искал земной любви, нежности, согласия и сострадания, доброжелательности, он тянулся к красоте и добру, ко всему прекрасному, свету, силе, мужеству, ко всему, что может помочь сделать утончённым и очистить грубую простоту человеческой природы; но он знает, как нечисты даже самые лучшие человеческие движения, и как темны и ограничены, облаченные в эго и самообман сентиментальной лжи, его низкие проявления, которые всегда пытаются извлечь выгоду из имитации движений души. Как только он выходит вперёд, он с готовностью разрушает все старые связи и несовершенную сентиментальность эмоций, и замещает их несравненно более великой духовной Истиной любви и единства. Он всё ещё допускает существование человеческих форм и движений, но при условии, что они устремлены к одному Единому. Он принимает только связи, которые помогают ему, преклонение сердца и разума перед Гуру, союз подобных себе искателей Духа, духовное сострадание к человеческому и животному миру Неведения и населяющим его народам, радость, счастье и удовлетворение красотой, которая приходит в результате восприятия Божественного повсюду. Он погружает природу внутрь, и побуждает её встретить имманентное Божественное в тайном сердечном центре, и, пока присутствует это стремление, никакой упрёк эгоизма, и никакое внешнее побуждение альтруизма или долга, филантропии или служения не обманет его или заставит отвернуться от сокровенного стремления и подчинения влечению Божества внутри него. Он поднимает сознание к трансцендентному экстазу, и готов стряхнуть со своих крыльев все притязания мира в своём восхождении к Единому Наивысшему; но он также зовёт вниз трансцендентную Любовь и Блаженство спасти и преобразить этот мир ненависти и раздора, разделенности и тьмы, хаотичного Неведения. Он открывается универсальной Божественной Любви, бесконечному состраданию, интенсивной и могучей воле нести свет всему сущему, объятиям Мировой Матери, которая дарит любовью своих детей, божественной Страсти, что приходит во тьму ночи для спасения мира, живущего в универсальном Бессознании. Его не привлекают и не вводят в заблуждение ментальные подобия или витальные злоупотребления этих глубоких и великих истин существования: он обнажает их лучом своего прожектора, и зовёт вниз всю истину божественной Любви преобразить эти искажения, освободить ментальную, витальную и физическую любовь от её убогости и извращенности, и открыть для них их истинную долю изобилия близости и единства, восходящий экстаз и нисходящее блаженство.5

Шри Ауробиндо

*

Я не понял объяснения психического сознания, которое ты дала:

«Вы можете сказать, например, что создание индивидуального сознания явилось  результатом проекции во времени и пространстве одной из бесконечных возможностей, скрытой в верховном истоке всего проявления, которое посредством единого универсального сознания принимает конкретную форму в законе или истине индивидуальности и, таким образом, путём прогрессивного развития становится его душой или психическим сознанием» – Мать

Это философский вопрос… Вы знаете различие между тем, что субъективно и тем, что объективно? Вы знаете это! Теперь, вообразите эту Реальность, о которой мы говорили, которая является источником всего сущего, идущей от субъективного состояния к объективному. То есть, то, что было внутри, становится как бы спроецированным снаружи. То же самое происходит с психическим сознанием: изменяется только состояние. И, таким образом, внутри находятся все возможности объективного существования; внутри они находятся в непроявленном, потенциальном состоянии; снаружи они проецируются, подобно тому, как картинка проецируется на экране кино: мы видим это перед собой. И каждый элемент, который был возможностью внутри, каждый закон существования, становится законом реализации. И каждая из этих возможностей становится реальностью сознания, индивидуальностью, если хотите, чего-то существующего объективно. Именно этот закон является источником центра психического сознания: это истина сознания или закон сознания. Будда называл это «законом», и он имел в виду Дхарму. Это истина сознания. Именно это нерушимо соединяет его опять со своим истоком. И это является началом психического сознания. Таким образом, по мере того, как оно развивается, как картинка на экране кино, оно принимает всё более и более сложную и точную форму своего проявления. Но реальность этой формы остаётся прежней, и она связана с Единым. И все звенья связаны вместе, и воспроизводят Единого.6

Мать

*

Истинное сознание и психическое сознание, это одно и то же?

Нет. То, что называется истинным сознанием, это то, что также называется истинной существа. Это божественный элемент в вас, который и является вашей индивидуальной реальностью. Это тот божественный элемент, который делает вас уникальной индивидуальностью, и, в то же время, он является частью единого Бытия и, следовательно, является одним Бытием; то есть в то время, как он является определенным аспектом, который и делает вас индивидуальностью, в то же время, это интегральная часть Единого, которая делает вас только объективным проявлением Его.

Это истинное сознание. Психическое сознание является земной формацией. Люди несут в себе психическое сознание, которое развивалось на земле от одной жизни к другой, будучи проекцией божественного Сознания в Материи для того, чтобы пробудить Материю из инерции её существования и вернуть её к Божественному Сознанию.

Но, в определенных случаях, истинное сознание можно найти в психическом сознании, то есть оно пребывает в психическом сознании – но не всегда.

В психическом сознании всегда есть божественное Присутствие, но божественное Присутствие было истоком формирования психического, и является эманацией божественного Сознания; в то время, как истинное сознание не является земной формацией, ибо оно предваряет земную формацию.7

Мать

*

Психическое сознание формируется внутренней Истиной и организовано вокруг неё.8

Мать

*

Отождествляет ли себя психическое сознание с внутренней Истиной?

Оно организовывает себя вокруг неё и входит в контакт с ней. Психическое сознание движимо Истиной. Истина, это нечто вечно самосуществующее и лишенное какой-либо зависимости от времени и пространства, в то время, как психическое сознание является сознанием, которое растёт, формируется, и развивается, индивидуализируясь всё более и более. Таким образом, оно становится способным проявлять эту Истину, вечную Истину, единую и неизменную. Психическое сознание – это развивающееся существо, что означает, что взаимодействие между психическим сознанием и Истиной также является прогрессивным. Опыт психического сознания приходит вместе с опытом внутренней Истины. Все те, кто пережили этот опыт – не ментальный опыт, но интегральный опыт контакта с психическим сознанием, не контакт с идеей, которую вы сконструировали для себя, но истинный контакт – все они говорят одно и то же: с той минуты, когда появляется контакт, вы становитесь совершенно сознательными о вечной Истине внутри себя, и вы видите, что это и есть цель жизни и направляющая сила мира. Вы не можете получить один контакт без другого; фактически, именно этот опыт заставляет вас понять, что вы находитесь в контакте со своим психическим сознанием. Это не обязательно должен быть сознательный контакт, но нечто, что направляет вашу жизнь.

Некоторые люди говорят, что нечто за пределами их собственной воли, организует для них всю жизнь, ставит их в необходимые условия, которые способствуют благоприятным обстоятельствам, появлению нужных людей, устраивает всё для них во внешнем мире. В своём внешнем сознании они хотели одного, и добивались этого, но случилось нечто иное. Спустя некоторое время они начинают понимать, что с ними произошло именно то, что должно было произойти. Вы можете ничего не знать о психическом сознании внутри вас и, тем не менее, быть ведомым им. Ибо, для того, чтобы стать сознательным о чем-либо, вы, прежде всего, должны признать, что это существует. Некоторые люди не признают этого. Я знала людей, которые пережили истинный контакт со своим психическим сознанием, не зная о том, что это было, ибо в них не было ничего, что соответствовало бы знанию этого контакта.9

Мать

*

Я говорила вам, что большую часть времени люди не имеют психического сознания внутри себя. Мне бы хотелось объяснить это более подробно… Вы должны помнить, что внутреннее сознание не находится в третьем измерении. Если вы откроете своё тело, вы найдете там только серозные оболочки, которые находятся в третьем измерении. Внутреннее сознание находится в ином измерении, и когда я говорю, что некоторые люди не имеют психического сознания внутри себя, я не имею в виду, что психическое сознание не присутствует в центре их существа, но что их внешнее сознание такое незначительное и ограниченное, такое темное, что оно не в состоянии находиться в контакте не просто сознательном, но близком, постоянном, с психическим сознанием, которое превосходит его по всем параметрам, будучи настолько выше и глубже, чем внешнее сознание, что между ними нет никакой связи, ибо качественно и по природе своей они ни в чем не являются сродни. Религии гласят, что в вас присутствует божественная искра – хорошо, что они называют это «искрой», ибо она настолько мала, что её можно поместить в тело в любом месте без особого труда. Но это совсем не означает, что она находится в теле: ибо она находится внутри сознания в ином измерении и есть люди, которые находятся в контакте с ней, и другие, у которых его нет. Но если вы представите себе божественное Присутствие в атоме, это сравнение будет легче понять, ибо здесь вы прикасаетесь к такому ничтожно малому пространству, что находитесь на грани, где нельзя более провести различие между мирами двух, трех, четырёх или пяти измерений. Если вы знакомы с современной физикой, вы поймёте, что я имею в виду. Размеры атома и его составных частей, с точки зрения пространственных параметров, настолько малы, что их нельзя понять нашим трехмерным пониманием, к тому же, они следуют законам, которые совершенно не подчиняются этой трехмерной идее. Поэтому, если вы рассмотрите атом, можно сказать, что божественная искра находится в центре каждого атома, и, в этом случае, вы не уйдёте далеко от истины; но я не говорила о божественной искре, я говорила о психическом сознании, которое представляет собой совсем иное сознание. Психическое сознание является сущностью, которая обладает формой; оно организовано вокруг центрального сознания, и, имея форму, обладает измерением, но измерением совсем иным, чем третье измерение внешнего сознания.10

Мать

*

Психическое сознание является представителем Божественного в человеке. В этом-то всё и дело, вы понимаете – Божественное – это не нечто отдаленное и недоступное. Божественное находится внутри вас, только вы не сознаёте этого, так как оно действует в вас, скорее, как влияние, чем Присутствие. Вы должны чувствовать постоянное Присутствие, вы должны каждую секунду спрашивать себя, как видит Божественное. Вначале вы спрашиваете, как видит Божественное, потом вы спрашиваете, чего хочет Божественное, затем вы спрашиваете, как действует Божественное. И вам не нужно идти в недоступные миры, оно находится здесь, рядом. Только, в данный момент, все ваши старые привычки и общая несознательность скрывают от вас его, поэтому вы не можете видеть его и чувствовать. Вы должны поднять эту завесу.11

Мать

*

Психический мир или план сознания является той частью мира, а психическое сознание той частью сознания, которое непосредственно находится под влиянием Божественного Сознания… Это мир гармонии, и всё в нём движется от света к свету, от прогресса к прогрессу. Это местонахождение Божественного Сознания, Божественный Атман в индивидуальном сознании. Это центр света, истины и знания, красоты и гармонии, которые Божественное в каждом из вас творит своим присутствием, постепенно; оно находится под влиянием, сформировано и движимо Божественным Сознанием, частью которого являетесь и вы. В каждом из вас присутствует глубокое внутреннее сознание, которое вы должны найти для того, чтобы осуществить контакт с Божественным. Это промежуточное сознание между Божественным Сознанием и вашим внешним сознанием; это строитель внутренней жизни, то, что проявляет во внешней природе порядок и закон Божественной Воли. Если вы становитесь сознательными в своём внешнем сознании о психическом существе внутри вас, и объединяетесь с ним, вы можете найти чистое Вечное Сознание и жить в нём; вместо того, чтобы жить, движимым Неведением, подобно тому, как движимо человеческое сознание, вы становитесь сознательным о присутствии вечного света и знания внутри вас, и вы отдаёте себя ему, посвящаете себя ему интегрально, и он движет вами всегда и во всём.

Ибо ваше психическое сознание, это та часть, которая уже отдана Божественному. Именно его влияние, которое постепенно распространяется изнутри на самое внешнее и материальное сознание, приведёт к трансформации всей вашей природы. В нем не может быть тьмы и неясности; это та ваша часть, которая полна света. Люди, в большинстве своём, не знают о своём психическом сознании; усилие Йоги заключается в том, чтобы сделать вас сознательными о своей душе, чтобы процесс вашей трансформации мог произойти в течении одной жизни или нескольких лет, вместо того, чтобы быть медленным и тяжким трудом на протяжении столетий.

Психическое сознание это то, что переживает смерть, ибо это ваша вечная часть; оно несёт сознание вперёд от жизни к жизни.

Психическое сознание – это настоящая индивидуальность истинного и божественного индивидуума внутри вас. Ибо ваша индивидуальность означает ваш особенный характер проявления, и ваше психическое сознание является особенным аспектом единого Божественного Сознания, которое оформилось в вас. Но в психическом сознании нет того чувства разделенности между индивидуальным и универсальным сознанием, как в других частях вашей природы. Там вы осознаёте, что ваша индивидуальность является вашим собственным проявлением, но в то же время вы знаете, что это объективизация универсального сознания. Как будто вы взяли часть себя, и поместили её перед собой, и тогда, вы смогли бы смотреть друг на друга и взаимодействовать друг с другом. Эта двойственность была необходима для того, чтобы создать и установить объективизированные взаимоотношения и получать от этого удовольствие; но в вашем психическом сознании отделение, которое обостряет двойственность, воспринимается ничем иным, как иллюзией и видимостью.12

Мать

*

Вы должны объединить в себе то, что вы зовете своей индивидуальностью со своей истинной психической индивидуальностью. Ваша внешняя индивидуальность представляет собой ряд сменяющихся личностей, который, тем не менее, обладает определенной цельностью и преемственностью, постоянством вибрации посреди всей  множественности. Это что-то вроде реки, которая никогда не бывает одной и той же и, тем не менее, сохраняет некую определенность русла и постоянство своего течения. Ваше обычное сознание – это только тень вашей истинной индивидуальности, которую вы сможете реализовать только тогда, когда ваша обычная индивидуальность, местонахождение которой постоянно меняется, ибо она находится то в ментальном, то в витальном, а то и в физическом сознании, войдёт в контакт с психическим сознанием, и познает его как свою истинную реальность. Тогда вы станете единым, ничто не потревожит и не затронет вас, и вы будете совершать постоянный и стойкий прогресс…13

Мать

*

Психическое сознание находится за сердечным центром в середине груди (не в физическом сердце, ибо все центры находятся посредине тела), и расположено глубоко за ним. Когда вы идёте от витального центра в психическое сознание, вы чувствуете, как будто вы спускаетесь глубоко, глубоко вниз, пока не достигнете центрального местонахождения психического сознания. На поверхности сердечного центра находится эмоциональное существо; от него вы идёте глубоко вниз для того, чтобы найти психическое сознание. Чем дальше вы идёте, тем интенсивнее вы чувствуете психическое счастье…14

Шри Ауробиндо

*

Человек, так как он является ментальным существом, придаёт самую большую важность мыслящему разуму и его рассуждениям и воле, и его подходу к Истине до такой степени, что он склоняется к мысли, что это единственный верных подход. Сердце с его эмоциями и бесчисленными движениями является, с точки зрения его интеллекта, темной, неясной и, зачастую, опасной и вводящей в заблуждение силой, которая должна быть контролируема логикой рассуждений ментальной воли и интеллекта. И, несмотря на всё это, в сердце, или, скорее, позади него, находится глубокий мистический свет, который, в том случае, если он не является интуицией, – ибо интуиция, хотя и не принадлежит разуму, но нисходит через него, – обладает непосредственным контактом с истиной, и находится ближе к Божественному, чем человеческий разум, который так гордится своим знанием. Согласно древнему индуистскому  учению, место имманентного Божественного, тайного Пуруши, находится в мистическом сердце, – в тайной камере, hrdaye guhayam, как говорится в Упанишадах, – и, согласно духовному опыту многих Йогинов, именно из этих глубин исходит голос внутреннего пророка.

Эта двойственность, это противостояние глубины и слепоты созданы двойным характером человеческого эмоционального существа. Ибо впереди в человеке расположено сердце витальных эмоций, которые подобны животным, но обладают сложностью и разнообразием; его эмоции идут на поводу у эгоистической страсти, слепых инстинктов и  привязанностей и всей игры витальных импульсов с их несовершенством, извращением и, зачастую, низким и убогим проявлением, – таким образом, сердце постоянно осаждается и отдаётся на волю похоти, желаний, гнева, интенсивных и яростных требований, жадности и убогой ничтожности темных и низких сил, и находится в рабском подчинении у любого импульса. Эта смесь эмоционального сердца и чувственного, требовательного витального, создаёт в человеке ложную душу желания; именно этому грубому и опасному элементу разум справедливо не доверяет, и чувствует необходимость его контролировать, хотя его реальный контроль, или то сдерживание, которое он устанавливает над нашей неистовой витальной природой, по сути своей, всегда остаётся обманчивым и очень неопределенным. Но истинная душа человека находится не там; она живёт в истинном невидимом сердце, скрытая в сияющей камере природы: там, под лучами божественного света находится наша душа, безмолвное глубокое сознание, о котором знают немногие; ибо, если душа есть у всех, то только немногие сознают свою истинную душу, или чувствуют её непосредственный импульс. Там живёт искра Божественного, которая является истинным истоком темной массы нашей природы, и вокруг неё растёт психическое сознание, формирующаяся душа или истинный Человек внутри нас. По мере того, как психическое сознание растёт, и движения его сердца отражают его откровения и импульсы, человек становится всё более и более сознательным о своей душе, и, пробуждаясь к проблескам Бога внутри него, всё более и более допускает импульсы более глубокой жизни и сознания, и следует божественной природе. Одним из решающих моментов интегральной Йоги является освобождение психического сознания, которое выходит вперёд и, наконец-то, может в полной мере пролить поток своих откровений, видений и импульсов на разум, жизнь и тело человека, и начинает возводить сознание божественности в земной природе.15

Шри Ауробиндо

*

… Не смейте принимать свои чувства за психическое сознание – это две абсолютно разные вещи! Люди всегда считают, что когда они испытывают эмоции, чувства, они входят в контакт с психическим сознанием. Но на самом деле, чувства и эмоции не имеют ничего общего с психическим сознанием, ибо они являются чисто витальными. Хотя они и самая утонченная часть витального сознания, всё же они витальные. Вы входите в контакт с психическим сознанием не с помощью чувств, но посредством необыкновенно интенсивного стремления и отрешенности.16

Мать

*

Не путайте психическое сознание с внешним сознанием. Психическое сознание может быть совершенным, в то время как внешнее может быть идиотическим. Не смешивайте их вместе. К сожалению, большую часть времени, они не имеют ничего общего. Ибо внешнее сознание совершенно не знает о психическом сознании; но в той степени, в которой оно сознательно, оно отражает совершенство психического.17

Мать

*

Есть истинное психическое, которое всегда безукоризненно, и есть психическое, которое открывается ментальным, витальным, и другим мирам, в которых содержатся всевозможные вещи, хорошие и плохие, истинные и ложные, мысленные советы и предложения разных видов и разнообразные сообщения. Нельзя равнодушно отдавать себя их воле, но необходимо развить достаточное знание и опыт для того, чтобы различать их природу и сохранять собственное равновесие, уничтожая ложь, полу-истины и тому подобное.18

Шри Ауробиндо

*

Основным источником стремления, из которого оно исходит или проявляется в той или иной части сознания, является психический центр.19

Мать

*

Всё стремление к совершенству исходит от него, но вы не знаете его источника, ибо вы не сотрудничаете с ним открыто и не отождествляетесь с его светом. Не думайте, что я говорю об эмоциональной части вашего сознания, когда я говорю о психическом. Эмоции принадлежат к высшему витальному, а не к собственно психическому. Психическое – это вечное пламя, которое горит в вас, устремляясь к Божественному, оно несёт с собой то ощущение силы, которое разрушает все преграды, преодолевает всё сопротивление. Когда вы отождествляетесь с ним, у вас появляется чувство божественной истины – тогда вы чувствуете, что весь мир находится в совершенном неведении и ходит вверх ногами, даже не подозревая об этом!20

Мать

*

Когда вы чувствуете спонтанное восхищение перед истинным, прекрасным и благородным, в вас проявляется нечто от Божественного. Вы должны знать, что это психическое сознание, душа в вас, с которой ваше физическое сознание приходит в контакт, и тогда сердце устремляется в порыве служения и поклонения ко всему, что исходит от божественного.21

Мать

*

И в самом деле, проявление истинной психической жизни в вашем сознании, это покой и счастливая безмятежность.22

Мать

*

Психическое сознание всегда безукоризненно, или оно должно быть очищено?

Оно всегда пребывает в чистоте. Но оно индивидуализировано и независимо в своей деятельности. То, что является психическим сознанием в вас, всегда безукоризненно, по самой природе своей, ибо оно находится в контакте с Божественным и проявляет истину сознания. Но оно может быть искрой во тьме сознания, или существом света, сознательным, полностью сформированным и независимым. Между этими двумя состояниями находятся все возможные степени развития психического сознания.23

Мать

*

Существует ли различие между «духовным» и «психическим»?

Это совсем не одно и то же. Психическое является сознанием, организованным божественным Присутствием, и принадлежит земле – я не говорю о вселенной, только о земле; ибо только на земле вы можете найти психическое сознание. Остальная вселенная сформирована совсем по-иному.

Вселенная содержит все планы сознания, которые находятся выше, чем физический: в ней находятся глобальный физический план, который состоит из ментального, витального и так далее, и все планы над ментальным являются для нас планами духовными, и именно этот «дух» постепенно, медленно материализует себя для того, чтобы приблизиться к Материи. Например, существа, населяющие Оверментальный план, и все существа более высоких уровней не имеют психического сознания – «ангелы» не несут в себе психического сознания. Только на земле начинается психическая жизнь, и это именно тот процесс, с помощью которого Божественное пробудило материальную жизнь к необходимости вернуться к своему божественному источнику. Без психического, Материя никогда бы не пробудилась от своего бессознания, она бы никогда не стремилась к божественной жизни своего источника, к духовной жизни. Поэтому, психическое сознание в человеке является проявлением духовного стремления; но собственно духовная жизнь независима от психической.24

Мать

*

Существует ли различие между «духовным» и «психическим»? Являются ли они различными планами сознания?

Да, психическое сознание относится к индивидуальной манифестации; психическое есть то, что Божественное в вас проявляет динамическим путём, в игре. Но, когда мы говорим о духовном, мы имеем в виду нечто, что концентрируется в Божественном, а не во внешнем проявлении. Духовный план – это нечто статичное, которое стоит за внешним и над ним; оно поддерживает инструменты внешней природы, но само не затронуто и не участвует во внешнем проявлении здесь.

Но, когда вы говорите о духовных вещах, внимательно следите, чтобы ограничения слов не ввели вас в заблуждение. Когда я говорю о психическом или духовном, я имею ввиду необыкновенно глубокие и истинные вещи, смысл которых находится за поверхностным значением слов и они глубоко родственны даже в своём различии.25

Мать

*

Какое различие между психическим изменением и духовным изменением?

Психическое изменение является изменением, с помощью которого вы осуществляете контакт с имманентным Божественным, Божественным, которое находится в центре каждого человеческого сознания, и для которого психическое сознание является его оболочкой и проявлением. С помощью психического изменения вы идёте от индивидуального Божественного к универсальному Божественному и, наконец, к Трансцендентному.

С помощью духовного изменения вы осуществляете контакт с Верховным Бытиём.26

Мать

*

Не путайте психическую реализацию и духовную реализацию, ибо психическая реализация оставляет вас во времени и пространстве, в проявленной вселенной.

В то время, как результатом духовной реализации будет проецирование вашего сознания вне творения, вне времени и пространства.27

Мать

*

В чем заключается деятельность психического сознания?

… Что вы имеете в виду? В чём состоит его функция? А! Очень хорошо. Вы можете сказать, что оно выполняет роль электрического провода, который соединяет генератор электричества с лампой. А теперь, если кто-то понял, о чём я говорю, путь он объяснит мои слова!

Что такое генератор, и что такое лампа? (Смех)

Вы хотите знать, что является генератором, а что лампой? В этом и состоит всё дело. Что такое генератор, и что такое лампа? Или, скорее, что подразумевается под генератором, и что под лампой?

Генератор – это Божественное, а лампа – это тело.

Это тело, это видимое сознание.

Таким образом, в этом и состоит функция психического сознания. Это означает, что если бы в Материи не было психического сознания, она не смогла бы осуществить непосредственный контакт с Божественным. И, к счастью, благодаря присутствию психического в Материи, контакт между Материей и Божественным может быть непосредственным, и мы можем сказать каждому человеку: «Вы несёте Божественное внутри вас, и стоит вам лишь прийти внутрь себя, чтобы увидеть и найти Его.» Это нечто, что свойственно только человеку, или, скорее, обитателям земли. В человеке психическое сознание становится более сознательным, сформированным и более независимым. Оно индивидуализируется в человеке. Но это свойственно только земле. Это непосредственное вливание, особенное и освобождающее, в самую бессознательную и темную Материю, для того, чтобы она могла постепенно пробудиться к божественному Сознанию, божественному Присутствию и, наконец, к собственно Божественному. Именно присутствие психического сознания в человеке делает его исключительным существом – я не люблю говорить ему об этом, потому, что он и так слишком много думает о себе; его мнение о себе настолько высоко, что нет необходимости напоминать ему об этом! Но, тем не менее, это факт – до такой степени, что есть существа других планов сознания во вселенной, которых люди называют демиургами или полубогами, и даже сами боги с духовного уровня, который Шри Ауробиндо называет Оверментальным, которые очень хотят родиться в физическом теле на земле, чтобы получить опыт психического сознания, ибо у них его нет. Эти существа, разумеется, обладают многими характеристиками, которых нет у людей, но у них нет божественного присутствия, которое можно получить исключительно на земле, и ни в каком другом месте. Все те, кто населяют высшие миры, Высший Разум, Оверментальный план и другие уровни, не несут в себе психического сознания. Разумеется, у существ витальных миров его тоже нет, но они не сожалеют об этом, ибо они не хотят божественного присутствия. И только некоторые из них, совершенно особенные, в редких случаях, когда они хотят измениться, тогда они действуют немедленно и рождаются в физическом теле. Все остальные не хотят этого опыта, ибо это нечто, что связывает их и ограничивает законом, который они не признают.

Но это является неоспоримым фактом, и я должна заявить, что исключительным качеством человека является присутствие психического сознания, и, откровенно говоря, он не использует всех его возможностей в полной мере. Он совсем не считает это качество в себе чем-то необыкновенным и желанным, ибо он относится к этому присутствию с пренебрежением – именно так! Он предпочитает ему идеи своего разума, желания своего витального сознания и привычки своего физического сознания.

Я не знаю, читали ли вы Библию; Библию читать не очень интересно, кроме того, она очень длинная, но, тем не менее, там есть история, которая мне всегда очень нравилась. Она говорит о двух братьях, если я не ошибаюсь, Исаве и Якове. Однажды Исав был очень голоден, он был охотником или чем-то вроде этого; так вот, он вернулся домой, сильно проголодавшись, и сказал об этом Якову, и он настолько проголодался, что предложил своему брату: «Если ты отдашь мне свою чечевичную похлебку, я отдам тебе своё право перворожденного.» Вы можете увидеть в этой истории совершенно поверхностный смысл, но, на самом деле, она несёт в себе очень глубокое значение: право перворожденного – это право, которое даётся сыну Бога. Таким образом, он был готов отдать своё божественное право только потому, что был голоден, за конкретную, материальную вещь, пищу. Это очень старая история, но она несёт в себе вечную истину.28

Мать

*

… с самого рождения в физическом теле, в глубине сознания живёт психическое присутствие, которое толкает всё существо к своему воплощению (открытию своего божественного Сознания). Но кто знает о нём и распознаёт его, своё психическое сознание? Это обычно случается только в особенных обстоятельствах, к сожалению, в большинстве случаев, это трагические обстоятельства, иначе человек будет продолжать оставаться несознательным. В глубине вашего существа живёт психическое сознание, которое находится в постоянном поиске, в постоянном стремлении пробудить ваше сознание и вернуть единство (с вашим божественным Сознанием). Но вы ничего не знаете об этом.29

Мать

*

Мать, зависит ли индивидуальная жизнь от того опыта, который необходим психическому сознанию?

Да, в значительной степени!

Я только сегодня говорила с одним человеком, и я сказала ему, что как только вы становитесь совершенно сознательным о своём психическом сознании, в то же самое время вы осознаёте причину своего настоящего существования и опыт, который необходим психическому сознанию; и, вместо того, чтобы накапливать этот опыт полубессознательно, вы можете сократить этот опыт и помочь своему психическому сознанию в течение немногих лет получить опыт, на который у него бы ушло  несколько жизней. Это означает, что между вами и вашим психическим сознанием может установиться плодотворное сотрудничество. Психическое сознание, когда оно может оказывать влияние на внешнюю жизнь, приносит в неё свет, порядок, тишину и радость контакта с Божественным. Но также и физическое существо, или сознание тела, если оно отождествляет себя с психическим сознанием и, благодаря этому, знает, какой опыт необходим психическому, оно может помочь ему получить этот опыт в очень короткий промежуток времени, и не только сохранить время, но и избавить психическое существо от многих дополнительных существований. Это взаимная помощь.

Одним словом, вот, что означает йога. Йога помогает вам стать полностью сознательным о своей судьбе, и своей миссии во вселенной, и не только в настоящий момент, но и какой она была в прошлом, и какой она будет в будущем. И, благодаря этому знанию, вы можете собрать с помощью концентрации сознания все эти опыты за очень короткий промежуток времени и сохранить много жизней, сделать за несколько лет то, на что могло бы уйти много жизней. Психическое сознание идет постепенно через все эти опыты, пока оно не становится полностью зрелым, независимым и свободным, его освобождение заключается в том, что оно больше не нуждается в новой жизни. Если ему необходимо вернуться в физический мир, оно возвращается только потому, что ему необходимо совершить определенную работу, и вернуться назад является решением его свободной воли. Но, до тех пор, пока не произойдёт освобождение, оно должно приходить назад, для того, чтобы получить тот опыт, который ему необходим. Если же случится так, что физическое существо является сознательным и достаточно развито, и готово стать полностью сознательным о своём психическом, в таком случае, оно может создать все обстоятельства, и получить опыт во внешнем мире, который необходим для психического сознания, для того, чтобы обрести зрелость и независимость именно в этой конкретной жизни.30

Мать

*

… каждое психическое сознание, которое присутствует в теле, несёт в себе части сознания, сформированные в настоящем существовании. Его работа всегда заключается в том, чтобы преобразовать их; словно они являются той частью вселенной, которая дана ему для трансформации. И, даже если его миссия является гораздо более обширной, чем преобразование собственной личности, пока оно не преобразует своё собственное внешнее и внутреннее сознание, оно не сможет перейти к более обширной части своей миссии… Вы не можете изменить внешний мир, до тех пор, пока вы не начнете изменять себя. Это является первым условием; и для каждого человека, великого и обыкновенного, старого и молодого – под старым я имею в виду тех, кто прожил очень долгую жизнь и молодые – это те, кто живёт совсем недолго – это один и тот же труд. Вот почему, жизнь на земле является для психического сознания возможностью продвинуться вперёд в своём развитии.31 Мать


Рубрика “Природа и Эволюция Души”

 

Читать Дальше:

Природа и Эволюция Души
"Природа и Эволюция Души" – Шри Ауробиндо, Мать (электронная книга)

Принять Участие:

Ауро-Книга

Ссылки:

1. SABCL 9:364
2. SABCL 19:891-93
3. SABCL 22:268-69
4. SABCL 24:1111
5. SABCL 20:145-49
6. CWM 6:27-28
7. CWM 7:105-06
8. CWM 15:323
9. CWM 15:326-27
10. CWM 4:139-40
11. CWM 12:430
12. CWM 3:62-63
13. CWM 3:125
14. SABCL 24:1115
15. SABCL 20:140-41
16. CWM 7:253
17. CWM 7:20
18. SABCL 23:1047
19. CWM 3:130
20. CWM 3:124-25
21. CWM 3:158
22. CWM 2:57
23. CWM 5:394
24. CWM 4:164-65
25. CWM 3:63-64
26. CWM 16:223
27. CWM 14:107-08
28. CWM 6:160-62
29. CWM9:16-17
30. CWM 6:447-48
31. CWM 7:76