Этапы супраментальной трансформации и бдительность при нисхождении сил (Подкаст “Основы Йоги”#25)

Этапы супраментальной трансформации
и бдительность при нисхождении сил

25 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 25 на канале Youtube:
https://youtu.be/RRnBXJcInI8


Текст “Основ Йоги” 25 серии

* * *

Трансформация полового центра и его энергии необходима для физической сиддхи; ибо эта энергия служит поддержкой для всех ментальных, витальных и физических сил природы в теле. Она должна быть превращена в массу и движение внутреннего Света, созидательной Силы, чистой божественной Ананды. Только привнесение в этот центр супраментального Света, Силы и Блаженства может изменить ее. Что касается его последующей деятельности, то ее определит супраментальная Истина, а также творческое видение и воля Божественной Матери. Но это будет деятельность сознательной Истины, а не Тьмы и Неведения, которым принадлежат половое желание и наслаждение; это будет мощь сохранения и свободного от желания излучения жизненных сил, а не растрачивания и пустого расточительства. Не воображайте, что супраментальная жизнь будет всего лишь возвышенным удовлетворением желаний витального и тела; ничто не может быть большим препятствием Истине в ее нисхождении, чем эта надежда на прославление животного в человеческой природе. Ум хочет, чтобы супраментальное состояние было подтверждением его собственных взлелеянных им идей и предубеждений; витальное хочет, чтобы оно было прославлением его желаний; физическое хочет, чтобы оно было богатым продолжением его утех, развлечений и привычек. В таком случае супраментальное состояние было бы лишь раздутым до предела завершением животной и человеческой природы, не переходом от человеческого к Божественному.

Читать далее

Про Секс, Сексуальный Импульс и Йогу (Подкаст “Основы Йоги”#24)

Про Секс, Сексуальный Импульс и Йогу (Подкаст "Основы Йоги"#24)

Пища и Трасформация Тела,
Сексуальное желание и Интегральная Йога

24 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 24 на канале Youtube:
https://youtu.be/024Ch4fbfxI


Текст “Основ Йоги” 24 серии

* * *

Весь принцип этой Йоги состоит в том, чтобы отдать себя без остатка Божественному и только ему, и посредством единения с Божественной Силой-Матерью привнести в себя трансцендентный свет, силу, широту, покой, чистоту, сознание-истину и Ананду супраментального Божественного. Поэтому в данной Йоге не может быть места для витальных связей или взаимообменов с другими людьми; любая такая связь или взаимообмен немедленно привязывает душу к низменному сознанию и к его низменной природе, препятствует истинному и полному единению с Божественным и мешает как восхождению к супраментальному сознанию-Истине, так и нисхождению супраментальной Ишвари Шакти. Еще хуже, если бы этот взаимообмен принял форму половой связи или сексуального наслаждения, даже если не будучи сопряжено с внешним действием; поэтому в садхане подобные вещи абсолютно запрещены. Само собой разумеется, что любой физический акт такого рода непозволителен; но даже любая более тонкая форма также исключена. Лишь став единым с супраментальным Божественным мы можем обрести в нем свою истинную духовную связь с другими; в этом высшем единстве не может быть места для такого грубого движения низменного витального.

Читать далее

Пища и Трасформация Тела, Сексуальное желание и Интегральная Йога (Подкаст “Основы Йоги”#23)

Пища и Трасформация Тела,
Сексуальное желание и Интегральная Йога

23 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 23 на канале Youtube:
https://youtu.be/0UrqKEVLpXw


Текст “Основ Йоги” 23 серии

* * *

Трансформация, к которой мы стремимся, – нечто слишком обширное и сложное, чтобы прийти сразу; ей нужно дать возможность прийти поэтапно. Физическое изменение представляет собой последний из этих этапов и, в свою очередь, является постепенным процессом.

Внутренняя трансформация не может быть вызвана физическими средствами, как позитивными, так и негативными. Наоборот, само физическое изменение может быть вызвано лишь нисхождением супраментального сознания в клетки тела. Пока это не произошло, по крайней мере тело и обслуживающие его энергии следует частично поддерживать обычными средствами – едой, сном и т.п. Пищу следует принимать в верном настрое, с верным сознанием; сон следует постепенно преобразовывать в йогический отдых. Преждевременный и неумеренный физический аскетизм, Тапасья, может поставить под угрозу ход садханы, нарушая нормальное соотношение сил в различных частях системы и тем самым привнося в нее разлад. В ментальную и витальную части может влиться большая энергия, но нервы и тело могут в результате перенапрячься и утратить прочность необходимую для того, чтобы поддерживать игру этих более высоких энергий. Вот почему крайний физический аскетизм в данном случае не относится к числу существенных составляющих садханы.

Нет никакого вреда в том, чтобы поголодать время от времени день или два или уменьшить количество потребляемой пищи до необходимого минимума; но полный отказ от еды на длительный период не рекомендуется.

* * *

Садхаку следует полностью отвернуться от вторжения полового импульса в витальное и физическое сознание, – ибо, если он не преодолеет половой импульс, в теле его не сможет утвердиться божественное сознание и божественная Ананда.

* * *

Верно то что одного только подавления или сдерживания желания недостаточно и само по себе неэффективно, но это не значит, что желаниям надо потакать; это значит, что желания следует не просто подавлять, а отторгать из своей природы. Место желания должно занять целенаправленное стремление к Божественному.

Что касается любви, то она должна быть обращена исключительно к Божественному. То, что люди называют любовью, это витальный взаимообмен для обоюдного удовлетворения желания, витальный импульс или физическое удовольствие. Между садхаками не должно быть ничего подобного; ибо стремление к подобному взаимообмену или потворствование такому импульсу лишь уводит прочь от садханы.

Шри Ауробиндо
“Основы Йоги”, Глава 4. Желание; Пища; Секс


Следующий эпизод будет опубликован на YouTube канале по ссылке:
https://www.youtube.com/channel/UCr5LI7XF089dv-pQPVFVKJQ

Читать подробнее о Подкасте “Основы Йоги”

Роль поста и голодания в йоге – внутреннее отношение к пище (Подкаст “Основы Йоги”#22)

Роль поста и голодания в йоге - внутреннее отношение к пище

Роль поста и голодания в йоге – внутреннее отношение к пище

22 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 22 на канале Youtube:
https://youtu.be/I5WExBS_uDI


Текст “Основ Йоги” 22 серии

* * *

Не оставляйте без внимания эту сторону природы (желание поесть) и не превращайте ее в нечто особенное; следует заниматься ею, очищать ее и ставить под контроль, но не придавать ей при этом чрезмерного значения. Существует два способа овладения ею: первый состоит в том, чтобы практиковать отстранённость от желания, учиться рассматривать пищу как чисто физическую необходимость, а витальное удовлетворение желудка и вкус еды – как нечто несущественное; второй заключается в способности принимать любую пищу, не делая предпочтений, и находить в ней (как бы ни отзывались о ней другие, хорошо или плохо) одну и ту же расу, – не данной пищи как таковой, а всеобщей Ананды.

* * *

Пренебрегать телом, предоставляя ему постепенно разрушаться, – это ошибка; тело представляет собой инструмент садханы, и его следует поддерживать в хорошей форме. Не следует привязываться к материальной части нашей природы, но не следует также и презирать ее или относиться к ней пренебрежительно.

Цель этой Йоги – не только единение с высшим сознанием, но и трансформация (посредством его силы) низшего, включая физическую природу человека.

Чтобы есть, не обязательно иметь желание или сильную тягу к пище. Йогин ест не под воздействием желания, а для того, чтобы поддерживать тело.

* * *

В самом деле, при наличии крепкого ума и нервов или динамичной силы воли с помощью голодания можно на время войти в заманчивое для ума состояние внутренней энергии и восприимчивости, а обычных реакций голода, слабости, кишечных расстройств и т.д. можно полностью избежать. Но тело при этом страдает от истощения, а в витальном легко может развиться нездоровое состояние перенапряжения, обусловленное избыточным притоком витальной энергии, которую нервная система не в состоянии усвоить или распределить. Нервным людям следует избегать искуса голодания, так как у них оно часто сопровождается галлюцинациями или утратой внутреннего равновесия, либо ведет к ним. Голодание особо опасно, если побуждается чувством протеста или обретает черты голодовки, ибо в этом случае оно потворствует витальному движению, которое легко может стать вредной привычкой, пагубной для садханы. Даже если упомянутых реакций удалось избежать, в голодании все равно не много пользы, так как восприимчивость и энергия свыше должны приходить благодаря напряженности сознания и сильной воле к садхане, а не под воздействием искусственных или физических средств.

Шри Ауробиндо
“Основы Йоги”, Глава 4. Желание; Пища; Секс


Следующий эпизод будет опубликован на YouTube канале по ссылке:
https://www.youtube.com/channel/UCr5LI7XF089dv-pQPVFVKJQ

Читать подробнее о Подкасте “Основы Йоги”

Наслаждение едой и йогическое питание (Подкаст “Основы Йоги”#21)

Наслаждение едой и йогическое питание

21 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 21 на канале Youtube:
https://youtu.be/3-YBt12AVuY


Текст “Основ Йоги” 21 серии

* * *

Привязанность к пище, жадность до пищи и страстная тяга к ней, придание ей чрезмерной важности, – вот что противоречит духу Йоги. В осознании того, что нечто имеет приятный вкус, нет ничего плохого; не должно быть лишь желания или тоски по этому, ликования по поводу его получения, равно как и неудовольствия или сожаления по поводу его отсутствия. Человек должен быть спокоен и беспристрастен, не расстраиваться и не досадовать, когда пища невкусная или не изобильная, – съедая ровно столько, сколько нужно, не больше и не меньше. Не должно быть ни тяги, ни отвращения.

Постоянно думать о еде и занимать этим ум – совершенно неверный путь избавления от желания поесть. Отведите элементу питания верное место в жизни, маленький уголок, и не сосредотачивайтесь на нем, думайте о других вещах.

* * *

Не занимайте свой ум мыслями о еде. Принимайте ее в нужном количестве (не слишком много, не слишком мало), без жадности или отвращения, как средство, данное вам Матерью для поддержания тела, а также с верным настроем, преподнося ее Божественному в вас; тогда ей не придется порождать тамас.

* * *

Подавление вкуса, расы отнюдь не является частью этой Йоги. От чего надлежит избавиться, так это от витального желания и привязанности, жадности до еды, излишней радости по поводу получения пищи, которая вам нравится, сожаления и недовольства по поводу ее отсутствия, придания пище чрезмерного значения. Как и во многих других случаях, критерием здесь служит беспристрастность.

* * *

Посетившая вас идея отказа от пищи – это ложное вдохновение. Вы можете и далее обходиться небольшим количеством пищи, но не можете обходиться без нее вообще, за исключением относительно коротких периодов времени. Помните, что говорит Гита: “Йога не для того, кто ест слишком много, и не для того, кто отказывается есть вообще”. Витальная энергия – это одно, ее можно черпать в больших количествах без пищи, а в результате голодания она нередко увеличивается; но физическая субстанция, без которой жизнь теряет свою опору – это нечто иное.

Шри Ауробиндо
“Основы Йоги”, Глава 4. Желание; Пища; Секс


Следующий эпизод будет опубликован на YouTube канале по ссылке:
https://www.youtube.com/channel/UCr5LI7XF089dv-pQPVFVKJQ

Читать подробнее о Подкасте “Основы Йоги”

Обретение свободы от желаний – секрет равнозначности и беспристрастности (Подкаст “Основы Йоги”#20)

Обретение свободы от желаний –
секрет равнозначности и беспристрастности

20 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 20 на канале Youtube:
https://youtu.be/Soe0nhPNlAo

Следующий эпизод будет опубликован на YouTube канале по ссылке:
https://www.youtube.com/channel/UCr5LI7XF089dv-pQPVFVKJQ

Читать подробнее о Подкасте “Основы Йоги”


Текст “Основ Йоги” 20 серии

* * *

Аскетизм ради аскетизма не является идеалом этой Йоги, но самоконтроль в витальном и надлежащий порядок на материальном плане составляют очень важную ее часть, – и даже аскетическая дисциплина более подходит нашей цели, нежели распущенность, полное отсутствие истинного контроля. Господство над материальными благами не означает, что человек должен полными горстями щедро разбрасывать их или портить, едва они ему приходят или еще быстрее. Господство подразумевает верное и аккуратное использование вещей, а также самоконтроль в их использовании.

* * *

Если вы хотите осуществлять Йогу, то должны постепенно встать на йогическую позицию во всех делах, малых и великих. На нашем пути эта позиция состоит не в силовом подавлении, а в беспристрастности и отстранённости от желания, равном отношении к объектам желания. Силовое подавление (сюда входит и ограничение себя в пище) представляет собой явление того же порядка, что свободное попустительство; в обоих случаях желание остается: в одном случае оно подпитывается попустительством, в другом – остается скрытым и распаляется подавлением. И лишь когда отступаешь от него, отделяешь себя от низшего витального, отказываясь считать его желания и требования своими, а также культивируешь по отношению к ним полную беспристрастность и невозмутимость сознания, низшее витальное как таковое само начинает постепенно очищаться и становиться спокойным и беспристрастным. Каждую приходящую волну желания надо наблюдать так же тихо и с той же нерушимой отрешенностью, как если бы наблюдалось нечто, происходящее вне вас, – ей надо позволить пройти, отторгнуть ее от сознания и спокойно поставить на ее место истинное движение, истинное сознание.

Шри Ауробиндо
“Основы Йоги”, Глава 4. Желание; Пища; Секс

Глава 4. Желание; Пища; Секс – “Основы Йоги” (Подкаст#19)

19 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 19 на канале Youtube:
https://youtu.be/EhaO-Tp-b9c

Следующий эпизод будет опубликован на YouTube канале по ссылке:
https://www.youtube.com/channel/UCr5LI7XF089dv-pQPVFVKJQ

Читать подробнее о Подкасте “Основы Йоги”


Текст “Основ Йоги” 19 серии

* * *

Чтобы полностью избавиться от желания, требуется долгое время. Но если вы сможете сразу же отделить его от своей природы и осознать как силу, которая приходит извне и запускает когти в витальное и физическое, избавиться от этого оккупанта будет легче. Вы слишком привыкли ощущать его частью себя или чем-то привитым вам, – из-за этого вам сложнее иметь дело с его движениями и положить конец его старому контролю над вами.

Вам следует полагаться главным образом, прежде всего и в основном на Силу Матери и ни на что иное, сколь бы полезным оно ни казалось. Солнце и Свет могут помочь и помогут, если это истинный Свет и истинное Солнце, но они не в состоянии занять место Силы Матери.

Читать далее

Глава 4. Желание; Пища; Секс – “Основы Йоги” (Подкаст#18)

18 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 18 на канале Youtube:
https://youtu.be/NAzp42hXHm8

Следующий эпизод будет опубликован на YouTube канале по ссылке:
https://www.youtube.com/channel/UCr5LI7XF089dv-pQPVFVKJQ

Читать подробнее о Подкасте “Основы Йоги”


Текст “Основ Йоги” 18 серии

* * *

Требование и желание – всего лишь две стороны одного и того же, а в случае желания чувство вовсе не обязательно должно приходить в возбуждение или беспокойство; напротив, желание может быть тихо укорененным и постоянным, либо тихо возвращаться опять и опять. Требование или желание приходят из ментального или витального, а психическая или духовная потребность – это совсем другое. Психическое не требует и не желает, оно стремится; оно не выдвигает никаких условий для своей самоотдачи и не отвращается, когда его стремленье не находит отклика сразу, – ибо психическое всецело доверяет Божественному или Гуру, и может ждать должного часа или нисхождения Божественной Милости. Психическому свойственна настойчивость, но оно оказывает свое давление не на Божественное, а на природу, выделяя своим светом все недостатки, преграждающие путь к реализации, отсеивая в переживании или движениях Йоги все смешанное, невежественное или несовершенное и никогда не удовлетворяясь собой или существующей природой, пока не сделает ее полностью открытой Божественному, свободной от всех форм эго, совершившей самоотдачу, простой и верной в занимаемой ею позиции и всех ее движениях. Вот что надлежит утвердить до конца в уме, витальном и физическом сознании, прежде чем станет возможной супраментализация всей природы. В противном случае то, что вы обретаете, оказывается более-менее блестящими озарениями и переживаниями на ментальном, витальном и физическом плане, которые наполовину проливают свет, а наполовину запутывают, будучи вдохновлены каким-то более обширным умом или витальным или, в лучшем случае, из ментальных сфер, что лежат над человеком, посредничая между интеллектом и Над-разумом. Вплоть до определенного момента все это может весьма стимулировать и удовлетворять человека, и хорошо для тех, кто желает получить духовную реализацию на этих планах; но супраментальная реализация – нечто гораздо более трудное и взыскательное по части условий осуществления, и труднее всего обеспечить её нисхождение на физический уровень.

Шри Ауробиндо
“Основы Йоги”, Глава 4. Желание; Пища; Секс

Глава 4. Желание; Пища; Секс – “Основы Йоги” (Подкаст#17)

17 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 17 на канале Youtube:
https://youtu.be/1IBxZrsUrfM?t=3

Следующий эпизод будет опубликован на YouTube канале по ссылке:
https://www.youtube.com/channel/UCr5LI7XF089dv-pQPVFVKJQ

Читать подробнее о Подкасте “Основы Йоги”


Текст “Основ Йоги” 17 серии

* * *

Все обычные витальные движения не относятся к нашему истинному существу и приходят извне; они не принадлежат душе и не возникают в ней, но представляют собой волны общей Природы, Пракрити.

Желания приходят извне, входят в подсознательное витальное и поднимаются к поверхности сознания. Мы осознаем их лишь тогда, когда они достигают поверхности и ум начинает сознавать их. Желания кажутся нам нашими, потому что мы чувствуем, как они поднимаются из витального в ум, и не знаем, что они пришли извне. Нашему витальному существу принадлежит, равно как и заставляет его реагировать, не само желание, а привычка откликаться на привходящие из всеобщей Пракрити волны или потоки внушения.

* * *

В сущности, отторгать желание – значит отторгать элемент вожделения, вынося его за скобки сознания как элемент чуждый, не принадлежащий нашему истинному я и внутренней природе. Но отказ потворствовать внушениям желания также служит частью отторжения; воздержание от внушенного действия, если это действие неверное, должно входить в йогическую практику. Подавлением это можно назвать лишь тогда, когда отказ осуществляется неправильно, посредством какого-то ментального аскетического принципа или строгой моральной нормы. Разница между подавлением и сущностным внутренним отторжением – это разница между ментальным или моральным контролем и духовным очищением.

Когда живешь в истинном сознании, чувствуешь желания вне себя, чувствуешь, как они входят в ум и витальные части извне, из всеобщей низшей Пракрити. В обычном повседневном сознании человек этого не ощущает; люди начинают осознавать желание лишь тогда, когда оно уже здесь, когда оно проникло внутрь и нашло приют или привычное пристанище, и они поэтому думают, что это желание – их собственное, что это часть их самих. Следовательно, первое условие избавления от желания состоит в том, чтобы начать всё осознавать истинным сознанием; ибо отвергнуть желание при этом становится гораздо легче, чем тогда, когда приходится бороться с ним как с частью себя, которую надлежит исторгнуть из своего существа. Нарост сбросить легче, чем отсечь то, что мы ощущаем частью своей плоти.

Легче избавляться от желания и тогда, когда психическое существо выступает на передний план; ибо в психическом существе как таковом нет желаний, в нем есть лишь стремления, а также поиск Божественного и любовь к нему, равно как и ко всему с ним связанному. Постоянно ощущаемое присутствие психического существа само по себе вызывает появление истинного сознания и почти непроизвольно исправляет движения нашей природы.

Шри Ауробиндо
“Основы Йоги”, Глава 4. Желание; Пища; Секс