Йога на Каждый День – регулярно обновляемый блог о развитии сознания, внутреннем поиске и познании себя и вселенной.

Шри Ауробиндо Мать

Высшее витальное; высшая Милость; подчинение силам Лжи

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Милая Мать, здесь написано: «Недостаточно того, чтобы психическое отвечало и высшее ментальное принимало или даже низшее* витальное подчинялось и внутреннее физическое сознание чувствовало влияние.» Значит ли это, что также есть и высшее витальное?

* – Во французском издании книги была допущена ошибка, слово “внутреннее”, было переведено как “низшее” (interior и inferior). (прим. пер)

Да, высшему витальному, как правило, гораздо легче подчиниться, ибо оно находится под влиянием ментального и, иногда, даже психического; поэтому оно понимает легче. Его гораздо легче обратить, чем низшее витальное, которое, по своей природе, является витальным желаний и импульсов. Поэтому, понимаете, он хотел сказать, что низшее витальное может подчиниться, оно согласно повиноваться, делать то, что ему скажут, но оно не испытывает при этом никакой радости. Оно несчастно; иногда даже оно страдает, оно подавляет свое возмущение внутри и подчиняется, но оно не сотрудничает. И, пока витальное не начнет сотрудничать с радостью и истинной любовью, ничего не нельзя сделать; трансформация не может произойти.

Милая Мать, здесь ошибка! На французском написано “низшее витальное”, но в английском это “внутреннее витальное”!

Внутреннее? Внутреннее витальное? Да, но здесь она была тщательно воспроизведена! Это наша книга. (Мать показывает книгу напечатанную в Ашраме). Да, разумеется, это “внутреннее”! (Павитра спрашивает во всех ли изданиях была воспроизведена эта ошибка) Во всех изданиях стоит слово низшее вместо внутреннего. Но, вот это – наше издание, и мы должны его исправить. А вот это – первое издание, напечатанное во Франции. Впрочем, буквы “t” и “f” очень похожи. (Обращаясь к ребенку, который собирался говорить) Итак, ты думаешь, что избежал своего вопроса? (смеется) (Другому ребенку) Тебе нечего спросить? (Следующему ребенку) И тебе?

Я не понимаю этого: “Ибо, если она (высшая Милость) подчинится требованиям Лжи, она упустит свою собственную цель…” Что значит упустит свою собственную цель?

Да. Это значит, что она будет действовать вопреки своей работе. Милость пришла, и она работает чтобы воплотить истину. Если она примет условия, которые навязывает ей Ложь, она не сможет больше ничего сделать. Вот, я могу привести вам бесчисленное количество примеров людей, которые настаивают на том, чтобы все, что касается их, происходило определенным образом. Они умоляют, иногда даже требуют, чтобы все было так, а не иначе; и, то, о чем они просят – это полная противоположность Истины; и, если Милость подчинится их требованиям, она поступит против своего собственного замысла и разрушит его, другими словами, она поступит вопреки своей собственной работе и своей собственной цели. Она приходит сюда, чтобы реализовать истину; если она подчинится лжи, то она отвернется от истины. И люди, это происходит очень часто, переворачивают все с ног на голову, чаще всего, из-за своего невежества и глупости; но, иногда, это они делают это намеренно, настаивая на том, чтобы их условия были выполнены, они пытаются осуществить сделку, в отношении своей самоотдачи, и они торгуются…. Да, многие это делают несознательно – как я сказала, по глупости и неведению. Но есть и те, кто делает это сознательно; и поэтому они хотят, чтобы их условия были выполнены. Они говорят: “Если все будет вот так…” И, в конце концов, они доходят до того, что говорят Божественному: “Если Ты вот такой, если Ты выполнишь мои условия, я Тебе подчинюсь!” Они не говорят именно этих слов, иначе, это звучало бы совершенно нелепо, но они делают это почти постоянно. Они говорят: “О, Божественное является вот таким. Божественное поступает вот так. Божественное должно отвечать вот так.” И они продолжают делать это и не осознают, что просто навязывают свои представления и желания о том, чем Божественное должно быть и что оно должно делать. И поэтому, когда Божественное не делает того, что они хотят и не выполняет условия, которые они ему навязывают, они говорят: “Вы не Божественное!” (смеется) Это так просто. “Вы не выполняете установленные мною условия, и, следовательно, вы не являетесь Божественным!” Но, они делают так постоянно! Поэтому, естественно, если бы Божественная Милость, чтобы удовлетворить желания этих людей, подчинилась их требованиям, она бы действовала против своего собственного замысла и разрушила свою собственную работу!

из беседы Матери 7.07.1954

Основы Йоги

1. Покой — Мир — Ровность

Основы Йоги - Шри Ауробиндо

1. Покой — Мир — Ровность

“Основы Йоги”

Шри Ауробиндо

Невозможно заложить основание в йоге если разум беспокоен. Первое, что необходимо — тишина в уме. К тому же, растворение личного сознания не является первой целью йоги: первая цель — открыть его высшему духовному сознанию и для этого тишина так же является первой необходимостью.

(Прим. ред.: в английском языке Шри Ауробиндо использует слово “peace”, которое обычно переводится на русский как “покой”, однако, Шри Ауробиндо четко разделяет два состояния “calm” и “peace”. Кроме того, в русском языке слово “мир” также используется для перевода слова “world”. С другой стороны можно воспользоваться словом умиротворенность, которое хотя бы в своем корне несет слово мир. Таким образом будет дано четкое определение психологического состояния, но должен заметить что это лишь размышления которые присутствуют при переводе, в то время как в медитации гораздо действеннее повторять слово мир, чем умиротворенность.)

Читать далее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Йога Царя: Йога освобождения Души (Краткое содержание “Савитри”. Книга I. Песнь 3)

Краткое содержание Савитри

Йога Царя: Йога освобождения Души

Краткое содержание “Савитри”

Книга I. Песнь 3

М.П. Пандит

Рождение Савитри в этом мире стало ответом на стремление Земли, озвученное Ашвапати – предводителем человечества и Владыкой Жизни. Он был тем, кто воплотил призыв человечества и смог принести вниз Искупающую Милость в форме своей дочери Савитри.

Сам Ашвапати не был простым смертным, смирившимся с темпом и волей эволюционирующей Природы. Он был особым существом, которому была дана особенная миссия подготовки изнурённого борьбою человечества к следующему этапу продвижения к Божественному. Внешне он был наделён всеми атрибутами, присущими обычному представителю человечества, но внутренне он знал о своём высшем происхождении, своей роли и силах, готовящихся в его существе к часу своего проявления.

Он поставил своё существо на службу Мастера Эволюции, привёл свои действия в гармонию с действиями высочайшего космического Духа и превратился в сознательное вместилище могущественных Сил Сверхприроды, которые спустились в него. Он расширил своё существо, чтобы заключить всю вселенную в своё сознание; он прорвался ввысь через твердыню разума и возвёл мост между материальной вселенной и Божественностью за её пределами. Земля и Небеса в нём соединились.

Он видел великие преображения, происходящие в нём самом, великие инструменты знания, силы, восприятия и блаженства, заменяющие ограниченные инструменты, свойственные ментальному человеку. Всё стало для него открытой книгой – жизнь людей вокруг него и миры свыше.

Перед ним открылись истоки вселенной в Сверхсознательном, источник божественного Желания, из которого произросло, как из семени, творение, грандиозные линии Процесса, по которым проявление следует своим предначертанным курсом.

Он испытал в себе не только созидающие энергии Света, Силы и Блаженства, но также сопротивление и отступления, вызванные всё ещё нетрансформированными элементами бессознания, тьмы и инерции в его физических частях.

Он продвигался вперёд, неся всю свою природу – не оставляя ни одной части, какое бы сопротивление она не оказывала – и достиг прочного, незыблемого статуса в Вечном Духе.

Из этой области сознания, раскинувшейся над вихрями Природы, он протянул свою помощь изнурённому миру, помощь, ещё более действенную, поскольку сам он уже добился  освобождённого состояния и обрёл контроль над Силами и Энергиями Высшей Природы. Его озарённое восприятие проявляющейся Истины Духа и его намерение содействовать эволюционному движению расы, облекая его в ту форму, которую он видел в своём восприятии, неизгладимо запечатлевались в  жизнях и умах людей.

Шри Ауробиндо Мать

Внутренний воин; уловки; необратимая трансформация

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

По причине бушевавшего ливня, класс проходил в спортивном зале. Перед началом класса, Мать объявила, что занятия по новой книге “Мать” она будет проводить по-другому. Что она сама будет читать текст книги, а не дети, как это было прежде. Но, они должны будут прочитать главу заранее и подготовить по одному вопросу, для того, чтобы задать его в классе. Эта беседа основана на Главе I книги Шри Ауробиндо “Мать”.

Милая Мать, здесь написано: “подчинение… внутреннего Воина, который сражается с ложью и тьмой.” Кто этот “внутренний Воин”?

Это обращенное витальное сознание. Витальное, обращенное на сторону Божественного, подобно воину. Оно даже имеет облик воина. Витальное сознание – это место силы, и эта сила побуждает его сражаться, которая может сражаться и побеждать, но витальное также представляет собой наибольшую трудность, ибо именно эти способности сражаться делают его беспокойным, независимым и своенравным. Но, если витальное понимает и перешло на сторону Божественного, если оно искренне подчиняется божественной Воле, тогда эти способности сражаться обращаются против анти-божественных сил и всей тьмы, которая задерживает его трансформацию. И эти способности обладают удивительной силой в борьбе против врагов. Анти-божественные силы находятся в витальном мире; оттуда, естественно, они распространились в физический мир, но их истинное место в витальном мире, и только обращенная витальная сила обладает истинным могуществом победить их. Но, обратить витальное сознание труднее всего.

Что такое “уловки”?

Уловки? Это трюки. Ты знаешь, что такое трюк? Да? Уловки – это различные способы обмана, средства, которые используются чтобы обманывать. Человек прячет то, что  он хочет сделать, под другими обличьями, чтобы привести в заблуждение; вот, что такое уловки.

«Необратимая трансформация»?

Необратимая, это значит трансформация, при которой вы больше не возвращаетесь назад, которая пришла навсегда.

из беседы Матери 7.07.1954

Шри Ауробиндо, Пондичерри, 1950

Слова Шри Ауробиндо

Всё сознание может быть единым и множественным одновременно.

Шри Ауробиндо,
Gems from Sri Aurobindo Gems from Sri Aurobindo

Читать далее

Мать (Мирра Альфасса)

Слова Матери

Самоотдача – это истинная молитва.

Мать,
CWM, Vol. 14, Part 3
Читать далее

Шри Ауробиндо Мать

Интегральный отказ – 2; самоотдача; работа

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Как можно узнать, скрываются эти нечистые части или они полностью ушли?

Вы всегда можете провести небольшой эксперимент. Я уже говорила, что нужно использовать факел, яркий свет; затем, нужно пройтись внутри своего сознания. Если вы очень внимательны, вы можете легко обнаружить грязные углы. Предположим, что с вами произошел чудесный опыт — в ответ на ваше стремление пришел великий свет; вы чувствуете, как вас переполняет радость, сила, свет, красота, и вы чувствуете, что момент трансформации близок… и затем, опыт уходит – он всегда прекращается, не правда ли? Вначале это происходит особенно часто – внезапно, он прекращается. И тогда, вы говорите себе, если вы не бдительны: «Ну, вот, он пришел ко мне, и его больше нет! Какой я невезучий! Он пришел и ушел, и только дал мне почувствовать этот небесный вкус, и снова вернул меня на землю.» Это совершенно глупое утверждение. Вот, что вы должны сказать себе: «Я не смог сохранить его, что стало причиной этого?» И, вы берете свой факел и идёте проводить осмотр своего сознания, стараясь найти связь между изменением вашего сознания и движением, которое сопутствовало прекращению опыта. И, если вы остаетесь очень внимательными и проводите осмотр очень подробно, вы внезапно обнаружите, что какая-то часть витального или часть разума или тела, какая-то из частей не находилась в гармонии, в том смысле, что ментально, вместо того, чтобы оставаться неподвижным и внимательным, что-то в вас начало вопрошать: «Постой-ка, что это за опыт? Что он означает?», начало пытаться найти объяснение (то, что оно называет «пониманием»).

Или, может быть, в витальном какая-то часть начала наслаждаться опытом, говоря: “Какой он восхитительный, как мне бы хотелось, чтобы он развивался дальше, как было бы хорошо, если бы он стал постоянным, как…” Или что-то в физическом сказало: “Ох! Как трудно вынести это, сколько еще я смогу выдержать?” Возможно, ответ будет не настолько очевидным, но где-то в вас скрывается эта крошечная часть. Вы всегда обнаружите одну из этих трех вещей или их разновидность. Поэтому, вам нужна лампа: чтобы узнать, где находится слабое место? Где скрывается эгоизм? Где присутствует желание? Где эта старая грязь, от которой мы хотим избавиться? Где эта часть, которая отворачивается, вместо того, чтобы совершать самоотдачу, открываться, позабыть о себе? Часть, которая занята только собой, стремится извлечь выгоду из происходящего, хочет присвоить себе плод духовного опыта? Или та часть, которая проявляет слабость, слишком жесткая и неподатливая, чтобы следовать за ходом опыта?… Она там, вы нашли её след, вы начинаете освещать её тем светом, который вы только что обрели; именно это вы должны делать, сфокусировать на ней свет, осветить её так, чтобы эта часть не могла ему противостоять.

Вам не удастся сделать это за один день, но вы должны делать это постоянно, и тогда постепенно или совсем неожиданно, в один из дней она полностью исчезнет. И, через некоторое время, вы обнаружите, что стали другим человеком.

Но, если вы ведёте себя так, как я описала раньше, виня во всем Милость и Свет, если вы говорите себе: “Вот, оно ушло, оставив меня ни с чем”, то можете быть уверены, что даже через тридцать, сорок, пятьдесят лет вы будете находиться там же, где сейчас, ваше сознание останется без изменений. Всегда будет что-то неожиданно появляться и проглатывать ваш духовный опыт. И тогда, вместо того, чтобы совершать прогресс, вы будете оставаться на одном месте, не в силах продвинуться вперёд. Но, если вы без промедления воспользуетесь предоставленной вам возможностью… Имейте в виду, что это может причинить небольшую боль; если вы идёте и освещаете резким светом ту часть, которая хочет наслаждаться опытом, или хочет получить знание или контролировать опыт с помощью ментального понимания, или она слишком ленива, чтобы сделать необходимое усилие  получить опыт и выдержать его, или измениться достаточно быстро, если вы направите свою волю и свет сознания на эту часть со всей твердостью, это может вызвать небольшую боль. И тогда вы говорите: “Ох! Не так быстро! Мне нужно отдохнуть, я понапрасну себя утруждаю.” И тогда все нужно начинать сначала. Иногда проходят дни, месяцы и даже годы, пока опыт не вернется снова. Иногда, если вы ведёте себя активнее и ваше стремление более интенсивное, опыт возвращается раньше. Но, если вы снова совершите ту же самую глупость, произойдёт то же самое — но, если в этот момент вы остаетесь очень бдительными, и, когда разум начинает вмешиваться, чтобы понять происходящее, вы говорите ему: “Замолчи, веди себя тихо”, тогда опыт может продолжиться. Когда витальное начинает говорить: “Я хочу больше, еще больше, гораздо больше”, вы говорите ему: “Тихо, не шевелись, успокойся и не приходи в возбуждение.” Или, когда физическое сознание говорит: “Ох, меня сейчас раздавит…” — вы отвечаете: “Пожалуйста, потерпи немного; ты трусишь, не зная, как выдержать испытание.” Если вы сделаете это вовремя, с необходимым спокойствием, с решимостью и волей, вы достигнете результата. Но, если вы остаетесь пассивными, ленивыми, безвольными и говорите себе: “Я совершил свою самоотдачу, теперь от меня ничего не зависит, будь что будет”, тогда даже через пятьдесят лет вы не продвинетесь ни на шаг.

На прошлом уроке я сказала вам, что это не так легко сделать… Если вы хотите сделать это, вы должны делать это правильно, иначе это не будет стоить потраченных усилий; бессмысленно делать что-то только наполовину, вы должны делать всё как следует.

Конечно, есть и другие пути. Вы можете просто не пытаться изменить себя. Вместо этого, вы можете погрузиться полностью в работу, то есть, сделать всю свою работу посвящением Божественному, делать её незаинтересованно, но со всей полнотой, само-посвящением, полностью забыв о себе: не думать больше о самом себе, но только о том, что вы делаете. Вы уже знаете об этом, я вам говорила, что если вы хотите сделать что-то хорошо, что бы то ни было, даже самую незначительную работу, играть в игру, писать книгу, рисовать или заниматься музыкой, или бежать наперегонки, всё, что угодно, если вы хотите сделать это хорошо, вы должны стать тем, что вы делаете, а не оставаться маленькой личностью, которая наблюдает за тем, как она это делает; ибо, если вы наблюдаете за собой, вы… остаетесь связаны своим эго. Если, вам удастся стать тем, что вы делаете, это будет большим прогрессом. Вы должны научиться делать это даже в самых незначительных деталях. Давайте рассмотрим забавный пример: вы хотите перелить воду из одной бутылки в другую; вы концентрируетесь на этом процессе (вы можете делать это в качестве дисциплины, тренировки); пока вы остаетесь бутылкой, которая наполняется, бутылкой из которой льется вода, движением, которое заставляет воду течь, пока вы остаетесь только этим, все идет хорошо. Но, если вы думаете в этот момент: “А! У меня все получается, мне удается это сделать”, то в следующее мгновение вы прольете воду! Так происходит во всем. Поэтому работа является хорошим средством дисциплины, ибо, если вы ходите сделать работу как полагается, вы должны стать этой работой, вместо того, чтобы быть тем, кто её выполняет, иначе вы никогда не сделаете её хорошо. Если вы остаетесь “тем, кто работает” и, к тому же, ваши мысли находятся где-то в другом месте, тогда можете быть уверены, что если вы работаете с хрупкими предметами, вы непременно их разобьете, если вы готовите еду, у вас что-то пригорит, или, если вы играете в игру, вы все время будете попадать мимо! Вот, почему работа является прекрасной дисциплиной. Ибо, если вы искренне хотите сделать ее хорошо, это единственный путь выполнить её.

Возьмите, например, человека, который пишет книгу. Если он смотрит на себя в это время, вы не можете себе представить насколько скучной получится книга; она будет непременно нести вибрацию ограниченной человеческой личности и потеряет всю свою ценность. Когда художник рисует картину, если он наблюдает за тем, как он рисует её, картина никогда не получится хорошей, она всегда будет иметь проекцию личности художника; в ней не будет чувствоваться жизни, силы, красоты. Но, если он внезапно станет тем, что он хочет выразить, если он станет кистями, картиной, холстом, предметом, образом, красками, значением, всем этим одновременно, если он находится внутри картины и живет ею, тогда он создаст что-то восхитительное.

Это верно для любой деятельности. Нет ничего, что не могло бы стать йогической дисциплиной, если вы делаете работу с верным отношением. И, если она не выполняется правильно, тогда даже тапасья не будет иметь никакой ценности и ничего не изменит. Ибо, если вы совершаете свою тапасью и все время следите за тем, как вы делаете её, постоянно задаваясь вопросом: “Совершу ли я прогресс, произойдут ли изменения, достигну ли я уcпеха?”, тогда ваше эго становится всё больше и занимает собой все пространство, не оставляя места ни для чего другого. Мы уже говорили о том, что духовное эго – самое худшее, ибо оно совершенно не осознает своей неполноценности, оно убеждено, что является чем-то очень высоким, почти божественным!

Вот так. Когда вы находитесь в школе, вы должны стать концентрацией, пытаясь понять то, что говорит вам учитель, или мыслью, которая приходит к вам, или знанием, которое вам даётся. Вот, чем вы должны быть. Вы не должны думать о себе, но только о том, чему вы хотите научиться. И, тогда вы увидите, что ваши способности сразу же удвоятся.

То, что вызывает у вас чувство неполноценности, ограниченности, узости, бессилия, это сосредоточенность на самих себе, заключение себя в узких рамках микроскопического эго. Вы должны расширить себя, раскрыть двери. И лучше всего это сделать концентрируясь на том, что вы делаете, вместо того, чтобы быть сосредоточенными на самих себе.

из беседы Матери 26.04.1951

Публикуемые Переводы: Блог “Йога на каждый День”

Йога на Каждый День

Дорогие друзья,

Я хочу упомянуть, что публикуемые в нашем блоге “Йога на каждый День” переводы работ Шри Ауробиндо и Матери являются результатом совместной работы нескольких человек – группы друзей и искателей на пути Интегральной Йоги. Благодаря этой работе мы получаем возможность регулярной концентрации над словами духовного опыта, а также постоянного улучшения владения английским и французским языками, что расширяет наши возможности самостоятельного изучения работ Шри Ауробиндо и Матери в оригинале.

Возможно, кто-то из вас тоже хочет получить возможность такой работы. В таком случае напишите нам на наш контактный е-мейл.

С наилучшими пожеланиями,
Владимир

Шри Ауробиндо Мать

Радостное подчинение; интегральный отказ – 1

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Что значит «Радостное, сильное и полезное подчинение»?

Ты знаешь, что значит быть радостным? Ты знаешь, что значит быть сильным? Ты знаешь, что значит быть полезным? Самоотдача, посвящение себя Божественному должна быть счастливой, радостной, делаться с удовольствием; она должна быть сильной, ваше посвящение не должно быть слабым и бессильным, оно должно совершаться с помощью действенной и сильной воли. И, затем, самоотдача не должна оставаться полностью пассивной: «Я совершил свою самоотдачу, мне больше нечего делать в этой жизни, всё, что мне нужно делать – это оставаться неподвижным, моя самоотдача совершена.» Она должна приносить пользу, быть активной – она должна участвовать в трансформации сознания или выполнять какую-то полезную работу.

«Ваша самоотдача должна быть самоотдачей живого существа, а не инертного автомата или механического инструмента.»

Вы можете говорить, например, о самоотдаче ваших часов: вы их заводите и они идут, но это не ответ сознательного сотрудничества.

«Трансформация должна быть интегральной, и поэтому интегральным должен быть отказ всему, что противостоит ей.»

Здесь всё понятно. Недостаточно иметь одно позитивное движение, необходимо также негативное движение отказа. Ибо, вы не можете достигнуть стабильной трансформации до тех пор, пока вы сохраняете в своём сознании элементы, которые противостоят ей. Если вы сохраняете внутри своего сознания темные части, они могут в течение некоторого времени оставаться тихими и неподвижными, так, что вы не будете придавать им никакого значения, и затем, в один из дней, они оживут, и ваша трансформация не устоит против них. Необходимо не только позитивное движение самоотдачи, но также и негативное движение отказа всему что противостоит в вас этой самоотдаче. Вы не должны оставлять эти части такими какие они есть, спрятанными где-то, так, что, при первой же благоприятной возможности они проявятся и испортят всю вашу работу.

В вас есть части сознания, которые очень хорошо умеют делать это, есть элементы витального сознания, которые обладают чрезвычайными способностями с этой точки зрения; они ведут себя тихо, прячутся в тёмном углу, остаются совершенно тихими и неподвижными, до такой степени, что вы думаете, что их не существует; и поэтому, вы перестаете быть бдительными, вы довольны своей трансформацией и своей самоотдачей, вы думаете, что всё в порядке, и затем, совершенно внезапно, в один прекрасный день, без всякого предупреждения, этот мерзавец выскакивает, как черт из табакерки, и заставляет вас совершать все глупости на свете. И она становится только сильнее от того, что была подавлена вами – она была задвинута в угол и оставалась там незаметно, чтобы не привлекать вашего внимания, она вела себя очень, очень тихо, и в тот момент, когда вы её не ждете, она поднимается, и вы говорите себе: «Ох, какой толк от моей трансформации?» Она оставалась там, и вот она. Именно так, эти части остаются внутри и прячутся так хорошо, что если вы не будете их искать с лампой, сильным светом, вы не узнаете, что они находятся там, пока в один из дней, они не выйдут и не разрушат всю вашу работу за одну минуту.

Это происходит даже с теми, кто поддерживает сильное стремление?

Нужно, чтобы стремление было очень бдительным.

Я знала людей (многих, я имею в виду тех, кто практикуют йогу), я знала многих, у кого, каждый раз, когда у них было хорошее стремление, когда их стремление становилось очень сильным, и они получали ответ на это стремление, то, каждый раз, в тот же день или позднее на следующий день, в них происходил полный поворот сознания, и они сталкивались с полной противоположностью своего стремления. Это происходило почти постоянно. Таким образом, это были люди, у которых была развита только позитивная сторона. Они выработали определенную дисциплину стремления, они просили помощи, стремились войти в контакт с высшими силами, они достигали этого, у них были духовные опыты; но они полностью пренебрегли очищением своего сознания; оно осталось таким же нечистым, как и прежде, и поэтому, естественно, когда опыт проходит, эта грязь становится ещё более отталкивающей, чем была прежде.

Нельзя никогда пренебрегать очищением своего сознания, это очень важно; внутренняя чистота важна не меньше, чем внешняя чистота.

Вивекананда писал (я не знаю как звучал оригинал, я читала только французский перевод): «Нужно каждое утро очищать свою душу и своё тело, но, если у вас нет времени сделать и то и другое, лучше очистить свою душу, чем свое тело.»

из беседы Матери 26.04.1951