Беседы Матери (Мирра Альфасса) основанные на работе Шри Ауробиндо “Элементы Йоги”, собрании его писем о основных аспектах практики Интегральной Йоги.

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Искренность и Сознательность: нобходимость признания своих ошибок

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Искренность и Сознательность:
нобходимость признания своих ошибок

Комментарии Матери к книге “Элементы Йоги”

Мать, здесь написано:

«В: Является ли признаком искренности признаваться в своей слабости и ошибках Божественному и другим?

«О: Почему другим? Нужно признаваться в них Божественному.

«В: Но если человек причиняет зло другому, разве он не должен признаться ему в этом? Достаточно ли признаться в этом Божественному?

«О: Если это касается других людей, тогда это можно сделать.»

Это не навредит. Вы можете сделать это, если это доставит вам удовольствие! По сути, если это успокоит вас и позволит вам совершить прогресс, если вы чувствуете, что вы должны сделать это для того, чтобы совершить прогресс, тогда это очень хорошо.

Милая Мать, может ли такое случиться, что человек очень неискренен, но не сознаёт своей неискренности?

Я думаю, что в случае подобном этому, он больше не является неискренним, он является злонамеренным; поскольку если знать, что вы неискренни и упорствовать в своей неискренности, то это злонамеренность, не так ли? Это означает, что у человека злые намерения, иначе, почему он упорствует в своей неискренности?

Я сказал: если он не сознаёт.

Но как же можно что-то осознавать и не осознавать одновременно? Именно это и невозможно. Если вы сознаёте свою неискренность, то невозможно не осознавать этого. Это невозможно. И то и другое не может существовать одновременно.

Читать далее

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Вера и доверие к Божественному

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Вера и доверие к Божественному

Комментарии Матери к книге “Элементы Йоги”

Разве доверие не может быть полным и всеобъемлющим?

Не обязательно. Есть оттенок различия – я не знаю, как объяснить, тем не менее, это не то же самое.

Кто-то отдал себя полностью божественной работе, у него есть вера в неё, не только в то, что её возможно осуществить, но вера в то, что именно это истинно, и именно так должно и быть, и он отдаёт себя этому полностью, не спрашивая, что произойдёт. А в это или к этому может примешиваться уверенность, убеждённость, что он способен выполнить её, то есть, принять участие в этом и сделать эту работу, потому что он посвятил себя ей – уверенность в том, что то, что он собирается сделать, что он хочет сделать, он будет способен сделать; что ту реализацию, которую он хочет достичь, он достигнет. В первом случае не задаётся никаких вопросов, не помышляется ни о каких результатах: вера отдаёт себя полностью – она отдаёт себя, и это всё. Она является чем-то, что поглощает вас полностью. Остальное может примешиваться к ней. Уверенность говорит: «Да, я буду участвовать, осуществлю то, что я должна осуществить, я непременно приму участие в этой работе.» У другого человека есть вера в Божественное, что именно Божественное является всем, и может осуществить всё, и делает всё… и является единственным настоящим существованием – и он отдаёте себя полностью этой вере, Божественному, и это всё. Он имеет веру в существование Божественного и отдаёт себя; к этому также может примешиваться доверие, в том смысле, что эти отношения, которые у него с Божественным, эта вера, которую он имеет в Божественное, будет работать таким образом, что всё, что происходит с ним – чем бы это ни было, всё, что происходит с ним – не только будет выражением божественной воли (что, несомненно, и так понятно) но также лучшим, что могло бы случиться, что ничего лучшего просто не могло бы с ним произойти, поскольку это уготовано для него Божественным. Такое отношение не обязательно часть веры, поскольку вера не подвергает сомнению, она не спрашивает, каковы будут последствия самоотдачи – она просто отдаёт себя, и это всё; в то время как уверенность может прийти и сказать: «Вот каким будет результат.» Но что является непреложным фактом, так это то, что в тот момент, когда человек полностью отдаёт себя Божественному, без расчёта, в полной вере, без какого бы то ни было торга – он отдаёт себя, а затем будь что будет! «Меня не заботят последствия, я просто отдаю себя» – автоматически с вами всегда, во всех обстоятельствах, в каждый момент будет происходить лучшее из того, что может случиться… не так, как вы себе это представляете (естественно, ум ничего не знает), но в действительности. Есть часть существа, которая может осознавать это и иметь доверие. Это нечто добавочное к вере, что придаёт ей больше силы, силы – как бы это лучше сказать? – полного принятия и лучшего использования того, что с вами случается.

Читать далее

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Верное отношение на пути; как усилить свою веру в Божественное

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Верное отношение на пути;
как усилить свою веру в Божественное

Комментарии Матери к книге “Элементы Йоги”

“В: Каким должно быть верное отношение, чтобы оставаться на этом пути до тех пор, пока Супраментальная Истина не реализована?

О: Психическое состояние и искренность, и преданность Матери”.

Что такое «психическое состояние»?

Психическое состояние? Я считаю, что это означает – находиться в тесном контакте с психическим, быть руководимым психическим существом.

Милая Мать, я не очень ясно понимаю разницу между верой, верованием и уверенностью.

Но Шри Ауробиндо дал здесь полное объяснение. Если ты не понимаешь, тогда…

Он написал «Вера – это чувство во всём существе».

Всё существо, да. Вера, это всё существо сразу. Он говорит, что верование является чем-то, возникающим в голове, чем-то чисто ментальным; а уверенность – это совершенно другое. Уверенность – можно быть уверенным в жизни, доверять Божественному, доверять другим, доверять собственной судьбе, то есть, иметь чувство, что всё в помощь, делать то, чего хочется сделать.

Вера является уверенностью без каких-либо доказательств.

Мать, от чего зависит вера?

Вероятно, от Божественной Милости. У некоторых людей она спонтанна. Есть и другие, кому требуется совершать большие усилия, чтобы иметь её.

Как можно усилить веру?

Я полагаю, через стремление. Некоторые имеют её спонтанно… Видите ли, трудно молиться, если у вас нет веры, но если вы сможете сделать молитву средством усиления своей веры, или устремляясь, имея стремление, имея стремление, чтобы получить веру… Большинство этих качеств требуют усилий. Если у вас нет веры, и вы хотите иметь её, что ж, это потребует больших, больших, больших поддерживающих усилий, постоянного стремления, неослабевающей воли, искренности каждое мгновенье; тогда вы можете быть уверены, что однажды она придёт – она может прийти в любую минуту. Есть люди, у которых она есть, и они также имеют противоположные движения, которые приходят и нападают. Эти люди, если их воля искренняя, смогут защитить свою веру, отразить атаку. Есть и другие, кто культивирует сомнение, что является своего рода дилетантством – потому что нет ничего более опасного, чем это. Это как если бы вы позволили червю пробраться в яблоко: он, в конце концов, съест его полностью. Это означает, что когда такого рода движение приходит – оно обычно приходит на ум первым – то первое, что нужно сделать, так это быть очень решительным и отвергнуть его. Вы ни в коем случае не должны наслаждаться, глядя на это, только для того чтобы посмотреть, что произойдёт; этот род любопытства ужасно опасен.

Читать далее

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Пуруша и Пракрити: Духовный опыт и традиция Индуизма; критическое мнение Матери

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Пуруша и Пракрити:
Духовный опыт и традиция Индуизма;
критическое мнение Матери

Комментарии Матери к книге “Элементы Йоги”

Какова работа Пуруши и Пракрити?

Ох! Я снова вынуждена сказать, что не знаю. (Мать поворачивается к Нолини.) Нолини, объясни это. (Смех) Что касается меня, то я совершенно не понимаю всего этого, это не соответствует никакому моему внутреннему опыту, у меня никогда не было этого опыта; следовательно, я не могу говорить об этом.

Если уж Мать говорит, что она не знает, тогда я должен сказать, что я вообще не имею об этом понятия! (Смех)

Индийскую концепцию я знаю теоретически, и достаточно прочесть книгу, чтобы узнать об этом – это не то, что я называю знанием. Я могу говорить с вами только о вещах, которые я сама пережила. Что ж, это не соответствует ничему во мне. У меня не было такого опыта. Я имела очень ясный опыт свидетеля, смотрящего на вещи, совершенно обособленного от всего, кто знает всё и не движется, кто позволяет всему свершаться и кто… У меня также был опыт воли, которая решает. Конечно, у всех есть опыт движущей силы – силы в Природе, в её мраке, и тому подобное – у каждого есть такой опыт. Но что касается создания чёткого разделения так, чтобы называть одно Пурушей, мужским принципом, а другое Пракрити, женским, нет, я отказываюсь это делать – я всегда была против этого и всегда буду возражать. Вот почему я предпочитаю не говорить об этом.

Читать далее

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Духовное стремление и его результаты; открытость и восприимчивость

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Духовное стремление и его результаты;
открытость и восприимчивость

Комментарии Матери к книге “Элементы Йоги”

Мать, что означает «острое сопротивление»?

Острое? Слово «острое» используется в переносном смысле. Под острым подразумевается что-то остроконечное, разве вы не знаете? – и возможно, это означает агрессивное, резкое сопротивление, которое вонзается глубоко, подобно когтю.

Я не совсем хорошо понял ответ на этот вопрос: «Отличается ли сила стремления у разных садхаков согласно их природе?»[1]

Ах! Да.

Понимаете, я думаю, что вопрос был задан неправильно. Я полагаю, что тот, кто задал вопрос, хотел сказать «эффект от стремления», а спросил «сила». То есть, стремление в каждом, не важно, кем бы он ни был, имеет одинаковую силу. Но эффект от этого стремления различен. Поскольку стремление есть стремление: если у вас есть стремление, оно само по себе имеет силу. Только, это стремление призывает ответ, и этот ответ, эффект, который является результатом стремления, у каждого человека свой, так как это зависит от его восприимчивости. Я знаю многих людей, которые говорят, «О! Но я устремляюсь всё время и всё ещё ничего не получил.» Такое невозможно, чтобы они ничего не получили, в том смысле, что ответ обязательно должен прийти. Это они его не воспринимают. Ответ приходит, но они невосприимчивы, поэтому они ничего не получают.

Читать далее

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Сон и отдых, как стать сознательным во сне

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Сон и отдых,
как стать сознательным во сне

Комментарии Матери к книге “Элементы Йоги”

Мать, ты говорила, что сон до полуночи даёт нам наибольший отдых…

Физически, да.

Почему?

Ох! Я сказала это, исходя из своего собственного опыта, и потом… На счёт этого нет никакого почему, не так ли? Каждый должен сам выяснить это для себя, либо не выяснить. Но я слышала от тех, кто интересуется химией Земли, что есть определённые лучи – (поворачиваясь к Павитре) не так ли? Скажи нам, ты знаешь об этом? – солнечные лучи, которые остаются активными в атмосфере до полуночи и другие лучи, которые становятся активными после, и те дают вам силу, а другие вытягивают её из вас. Но есть множество вещей подобных этому; по крайней мере, тот вопрос, который мы обсуждаем – это, как вы понимаете, то, о чём мы слышим или читаем в книгах. За что купила, за то и отдаю, сама я ничего не знаю. Тот, кто очень хорошо разбирается в этой теме, мог бы дать вам более полное объяснение. (Смеётся) Но определённые вещи на практике оказываются верны, только и всего. Я не могу сказать почему; возможно, это всё очень индивидуально! Однако я слышала о подобном опыте также и от других. Например, вы входите в море, остаётесь там на пару минут и выходите полными силы. Вы входите в море, остаётесь в нём на час, и выходите из него совершенно обессиленным! Даже с горячей ванной происходит то же самое. Если вы очень устали, то вы принимаете горячую ванну; вы погружаетесь в неё, остаётесь в ней самое большее на мгновение и, выйдя из неё, чувствуете себя полностью посвежевшим. Но вот вы остаётесь в ней на четверть часа и, выйдя из неё, вы чувствуете, что потеряли всю вашу силу, вашу энергию, ничего не осталось, вы истощены.

Читать далее

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Внутреннее состояние активности и пассивности, как ключ к практике Йоги и изменению сознания

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Внутреннее состояние активности и пассивности,
как ключ к практике Йоги и изменению сознания

Комментарии Матери к книге “Элементы Йоги”

Я не совсем понял «истинное значение активности и пассивности в садхане».

Ты не знаешь, что такое активность и пассивность? Ты знаешь, что означают эти два слова?

        Да.

Да! Итак, когда ты активен, что это значит?

Когда я работаю.

Работаешь? Хорошо! А когда ты пассивен, когда ты спишь? (Смех)

Когда я ленив, я не могу ничего делать…

Нет дитя моё, не обязательно. Пассивность – это не  лень. Активное движение – это то, в котором ты выбрасываешь свою силу вовне, то есть, когда что-то выходит из тебя – в движении, мысли, чувстве – нечто, что исходит от тебя к другим или во внешний мир. Пассивность – это когда ты просто остаёшься  открытым и принимаешь то, что приходит извне.  Не важно, двигаешься ли ты или сидишь неподвижно. Это вовсе не относится к делу. Быть активным означает выбрасывать сознание или силу, или движение изнутри наружу. Быть пассивным означает оставаться неподвижным и принимать то, что приходит извне. Так, здесь сказано… я не знаю, как тут написано точно… (Мать переворачивает страницы книги) Всё очень ясно! «Активность в стремлении», это означает, что твоё стремление исходит от тебя и восходит к Божественному – в тапасьи, в дисциплине, которой ты следуешь, и когда появляются силы, противодействующие твоей садхане, ты отвергаешь их. Это активное движение.

Итак, если ты хочешь получить истинное стремление, внутреннее руководство, проводника, и если ты хочешь иметь силу, воспринять силу, которая поведёт тебя и направит твои действия в должное русло, тогда тебе не следует больше двигаться, то есть – я не имею в виду не двигаться физически, но ничто не должно больше исходить от тебя, напротив, ты пребываешь в таком состоянии, как если бы ты был совершенно неподвижным, но открытым, и ждёшь вхождения Силы, и открываешь себя настолько широко, насколько это возможно, для того чтобы принять всё то, что входит в тебя. Вот такое должно быть состояние: от тебя не исходит не единой вибрации, а вместо этого устанавливается  своего рода тихое спокойствие, но ты полностью открыт, как если бы ты, таким образом, открыл все двери  для силы, которая должна низойти в тебя и трансформировать твои действия и сознание.

Восприимчивость есть результат истиной пассивности.

Читать далее

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Подробности физической трансформации тела

Комментарии Матери к работе "Элементы Йоги"

Подробности физической трансформации тела

Комментарии Матери к книге “Элементы Йоги”

Мать, здесь написано: «Целью нашей йоги является единение с Божественным в физическом сознании также как и на супраментальном плане» Значит, когда физическое сознание объединено с Божественным, последует трансформация?

Да, «последует», но не мгновенно. На это требуется время. Только если Божественное спустится в физическое сознание – или, выражаясь точнее, если физическое сознание полностью восприимчиво к Божественному – то трансформация последует естественным образом. Но трансформация не происходит по мановению волшебной палочки. На это требуется время, и это осуществляется постепенно.

Читать далее