Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Боги Низшей Жизни (Краткое содержание “Савитри”: Книга II. Песнь 5)

Краткое содержание Савитри

Боги Низшей Жизни

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 5

М.П. Пандит

Ашвапати видит империю низшей Жизни, ограниченную силу с жёсткими формами, унылое место, расположенное в неведении. Он пытается узнать тайну этого мира и пристально всматривается сквозь поверхностную темноту, чтобы найти закон данного существования.

Целый рой крохотных и примитивных существ, находящихся в постоянном движении, появляется перед его взором – эльфы, бесы, гоблины, джины и другие духи – полу-животные, полубоги. Они работают, скрытые завесой, побуждая, принуждая, подталкивая, извращая. Кажется, что их единственное занятие – портить и искажать, забавляясь этим делом. Их деятельность не ограничивается их собственным миром, но распространяется также и на другие миры. Везде, где есть узость, хаос и тьма, там эти мелкие существа оказывают своё влияние. Они скрываются в несознательных и полусознательных частях человека и уводят его с пути.

Земля не является закрытой системой. Она открыта для деятельности сил других миров; это поле эволюции и прогресса, а не фиксированный типичный мир, как остальные. Всё здесь проходит через противоречие и борьбу к окончательной гармонии и совершенству, но путь долог, а дорога лежит через пояса несознания, слепоты и неведения. Однако существует Божественная Воля и Сила, которая направляет движение и обеспечивает успешную кульминацию в свободе и Свете.

В начале этого таинственного мира всё кажется движением неразумной машины. Но в действительности, внутри незримо пребывает Бог, и всё является его деянием и его волей.

В процессе стремительного движения Дух стал Материей. Во всё наполняющем безмолвии появились формы. Ещё не было никакого чувства, Сознание ещё никак не проявилось. Всё было бессознательным. Но позади находился и работал через это несознание разум Бога. Сознание оставалось скрытым; также было скрыто и Блаженство, являющееся первопричиной всех вещей. Всё приводилось в движение механической Силой.

В первое эфирное пространство пришли вибрация, касание и трение. Это привело к зарождению Огня. Следом пришла Электрическая Энергия с её волновыми частицами, и в результате образовалась материальная схема с атомом, удерживающим высокий потенциал Силы. Этот поразительный мир является загадкой для разума человека, который должен продвигаться через его омрачающее неведение. «Не об этом ли гласит притча о Майе?» – вопрошает он себя. Бесконечное движение и Энергия на статической основе в пределах установленной орбиты – такая картина предстаёт вначале. Но через некоторое время в Природе  вспыхивает жизнь, и начинается новая фаза сознательного движения.

Жизнь оживила материальные формы, но находилась в подчинении законов Материи. Хотя внешне она не осознавала своей цели, её движения свидетельствовали об активной Воле изнутри. Начали проявлять себя восприятие, чувство, возбуждение. Жизнь распространялась посредством желания.

Постепенно начали проявляться первые признаки разума через появление мысли.

Последовало животное творение. Из этой субстанции формировался человек. В нём проявился мыслящий разум, которому было предначертано возвысить жизнь и установить порядок в её беспокойных силах. В человеке Природа стала явно сознательной и подняла свою голову к Свету Небес.

Через человека начал формулироваться развивающийся сознательный принцип Природы. Вначале Природа сформировала эго, являющееся тенью истинного существа внутри, с его маленькими радостями, надеждами, страстями и привязанностями короткой жизни. Внутри него находилась душа, незатронутая этими мимолетными проявлениями жизни или её прекращением. Она наблюдала за трудами Природы, неуклонно продвигающейся к более великому будущему, следуя побуждению скрытого Разума.

Разум неспособен разгадать тайну этой обширной вселенной. Он видит только внешние видимости; полёты его воображения в мистических высотах сходят на нет. Человеческая жизнь, воля и разум слишком ограничены и слишком контрастируют с их вселенскими принципами, чтобы почувствовать и осознать великие труды Космической Силы, скрытой за Завесой. Человек движим универсальными побуждениями с их сверхсознательных и подсознательных уровней бытия.

Разум на данном этапе – лишь мыслящая кукла-марионетка в руках жизненной силы. Он движим и подталкиваем малыми посланниками темноты позади, стихийными духами, которые, однако, используются более великой Силой, чем они сами. Люди думают, что они действуют самостоятельно; но фактически они управляются этими силами и существами, скрытыми за Завесой. Люди всего лишь актёры в трагикомедии своих маленьких жизней, поставленной этими суфлёрами из-за завесы.

Такова обычная жизнь человека, и так будет до тех пор, пока он согласен жить в подчинении у своей низшей природы. Его жизнь вращается по малой колее, радуясь маленьким удовольствиям, печалясь от незначительных разочарований. Временами нисходит помощь от высшей Природы, но человеческий сосуд неспособен удержать этот дар длительное время, и она отступает.

Если бы человек был высшим уровнем, на который только способна Природа, а его ограничения и искажения были бы последним словом, то тогда бы этот мир был лишь бессмысленной случайностью во Времени – грёзой или фантазией.

Но суть вещей не такова.

Более глубокому видению, не ограниченному поверхностным взглядом ума, раскрывается более грандиозная картина.

Мир вибрирует Божественным Светом, это игра богов, развивающаяся от конечного к Бесконечному, от Ночи Несознания ко Дню Истины.

Позади видимой, борющейся Природы работает божественная Сила, уверенная в своей цели. За всем наблюдает и ведёт сверху Присутствие. Единый пребывает в игре в роли Множества. За болью и страданием мира присутствует бессмертное счастье. Внутри Формы находится Душа, ожидающая часа своего проявления, готовящая свои природные части – вплоть до самих физических клеток – для своего проявления. Время от времени Душа излучает что-то от своего блаженства, красоты, силы, и это является высшими моментами внешнего существа. Через эти притоки изнутри и призванные нисхождения свыше существо человека будет расти, подниматься и восходить в величайшие высоты Духа, в его незапятнанные царства Силы, Счастья и Света.

Ашвапати продвигается сквозь туманы империи Низшей Жизни: хаотичные пространства, населённые низшими демонами обманчивых очертаний и нашёптывающими что-то призраками. Он – движущаяся точка света, так сказать, освещающая окружающий его мрак этой области. В этой всеобщей необъятной темноте пламя его духа является единственным светом.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Царства Низшей Жизни (Краткое содержание “Савитри”: Книга II. Песнь 4)

Краткое содержание Савитри

Царства Низшей Жизни

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 4

М.П. Пандит

Этот колеблющийся и неуверенный мир, в котором Жизнь встречается с Материей и медленно начинает своё существование. В нём происходит движение силы скрытого сознания, вовлечённого в процессе инволюции в бессознание; оно с трудом пытается отыскать себя и найти какую-либо опору. Этот мир живёт и борется между земной болью внизу и небесным блаженством наверху, из которого жизнь пала.

Голод Силы-жизни добавляется к голоду земли и в результате появляется сильное беспокойство, выражающее себя непрерывным страстным желанием в человеке. С приходом жизни весь покой пропадает. Человека охватывает страстное желание к тому, чего он не имеет. Если бы ни это, он мог бы оставаться довольным, как растения и животные. И потому что он не доволен, он стремится, он ищет и прогрессирует. Он исследует жизнь вовне и пробует исследовать её внутри; он развивает разум и дух в своём существе, и вырастает в хозяина Природы, пленником которой был прежде.

Когда Жизнь входит в Материю, она оказывает давление и вынуждает несознательную Силу в Материи проявиться. Происходит общее пробуждение, и появляется чувство. В отсутствии мысли всё происходящее направляет инстинкт. Жизнь вынуждает всё двигаться и расти, и распространяется повсюду в медленном поиске реализовать присущее ей блаженство, которое она здесь потеряла.

Ашвапати следует курсом, проложенным Жизнью, и прослеживает её темные начала на земле, где она тесно связана со Смертью и Ночью Несознания. Она использует смерть для своего собственного выживания. Здесь находится низший предел её падения.

Здесь, где жизнь начинает своё продвижение в Материи, Ашвапати не находит ни какой-либо устойчивой и надёжной почвы, ни какого-либо осознанного движения. Здесь всё неопределенно. Формы находятся в процессе становления. А когда они принимают окончательный вид, между ними происходит столкновение, в результате которого появляется восприятие и инстинкт. Сталкиваются разные силы, и идёт всеобщая борьба за выживание. Восприятия и чувства появляются и исчезают. Всё выглядит пустой суетой, тщетным беспокойством.

Но Ашвапати  за этой кажущейся тщетностью существования видит намерение –  несмотря на всю видимую бесцельность, совершается некая работа. Сила была высвобождена из плотного сна Материи в область жизни; из-за завесы неведения происходит медленное проявление сознания. Всё под непреодолимым побуждением движется к изменению, к проявлению того, что скрыто.

Он прослеживает курс этого непрерывного движения до его истока, где осознаёт присутствие Созидательной Силы, стремящейся проявить Дух в Материи, Душу в теле, с помощью посредничества жизни. Позади этой Силы осуществляется игра Божественного Восторга в Творении и проявлении. Этот основополагающий Восторг лежит в корне всех движений тела, жизненной силы и ума, направленных к радости и блаженству. Неважно чем –  объединением либо поглощением – жизнь стремится приумножить свой восторг.

Ашвапати наблюдает здесь первые попытки воли-к-восторгу осуществить себя и видит препятствия, чинимые ей тёмной природой той Материи, в которой она должна действовать. Однако, благодаря этим постоянным усилиям, несмотря на всё давление на него низшей силы, пленённое сознание постепенно проявляет себя, собирается воедино и начинает поднимать взгляд к Свету свыше.

Когда созидающий Дух в кульминации своей инволюции погрузился в Неведение, всё могло бы быть потеряно, если бы не произошло особого нисхождения Верховного Бытия Сат-Чит-Ананды в эту всё отрицающую Пустоту, нисхождение, в результате которого произошло удивительное наполнение Пустоты Бытиём, Несознания Сознанием-Силой, Боли Восторгом. Данные противоположности формируют основу жизни в этом творении.

Так начинается медленная бесконечная игра в прятки между скрытой Душой и затемнённой Природой. Проходя последовательные стадии эволюции, игра продолжается до тех пор, пока в разуме борющаяся Энергия Природы не перерастёт в более обширные области Сознания, чтобы встретить Бытие лицом к лицу.

Ашвапати обозревает могучий Дух, скрытый в Природе; он чувствует отклик Материи на дыхание души, видит медленное рождение великой Силы и следует за ходом её роста.

Теперь, после первых слабых и неуверенных попыток проявления жизни во владениях Материи, Ашвапати видит более уверенную игру пробудившейся жизни. Жизнь принимает странные формы, в которых начинает функционировать мыслящее чувство. Основанный на чувствах порядок животворения начинает существовать в формах насекомых, маленьких и больших животных, питона, дракона, мастодонта и млекопитающего; также появляются немногочисленные человеческие существа. В человеке Природа достигает высшей точки в её эволюционном труде; новая стадия роста Сознания начинается тогда, когда Природа осознаёт себя в человеке.

В животном же творении вокруг человека игра сознания проявляется в реакции живых существ на воздействия извне. Их жизнь руководствуется определёнными потребностями. Их маленький разум смотрит на своё окружение как на нечто враждебное; в первую очередь появляется чувственный разум, который не может думать самостоятельно.

Даже в людях на данном этапе преобладает чувственная ментальность. Каждый миг они живут, беря от Природы столько радости, сколько возможно. Удовольствия тела – это всё, что их интересует. Ещё нет ни мысли, ни размышления. Они заняты исключительно своим самосохранением в этом враждебном мире, управляемом Смертью. Их маленькая физическая жизнь построена на ограниченном объединении ради своих собственных интересов, а в остальном – на беспредельной резне и грабеже. Общины сталкиваются и враждуют друг с другом.

Посредством этой борьбы жизни с Глобальной  Жизнью возрастают способности скрытого сознания – на пути к самооткрытию формируются инстинкт, память, адаптивные навыки. Однако на данном этапе эволюционирующая жизнь всё ещё не развила настоящего разума. То, что функционирует – это жизненный разум, разум, скрытый в жизни. Преобладают поиск радости существования и труд, чтобы создать подходящие условия для проявления этого восторга восприятия.

Далее Ашвапати видит третий уровень жизненного творения. Настоящий разум находится в процессе формирования, как результат оказываемого давления с плана Разума. Мысль начинает освещать своим светом действия.

Вначале работает энергия разума, захваченная потоком воплощённой жизни. Нет никакого явного мышления.  Изобилуют лишь чувства, ощущения, подсознательные импульсы и желания. Постепенно видящая Сила собирает их беспорядочные движения вокруг светящейся точки осознанности, заставляет поток жизни течь упорядоченно и формирует в существах жизненный разум.

Жизнь обеспечивает свою сохранность, строя стены безопасности против осады смерти. Знание начинает своё движение в области Неведения, и душа обретает конкретное существование в форме. Начинает действовать ограниченный интеллект. Разум функционирует в матрице обычной Природы, управляемой Неведением. Мысль движется в узкой колее разделённой жизни. Её диапазон и видение, однако, ограничиваются частями и аспектами, которые она ошибочно принимает за целое. Разум – всё ещё раб тела.

Из этих небольших и тёмных начал разум вырастает в луч ясности, всё ещё заключённый в общем Неведении. Ведомая этой слабой мыслящей силой, жизнь продолжает свою монотонную игру, ограниченная своей сферой, продолжая свой привычный ход. Природа и область действия её игры в её собственном мире не изменяются, как это происходит в земном мире. Ибо её собственный мир соответствует типу, который зафиксирован в своих формах и не управляется законом эволюции и изменения.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Торжество и Падение Жизни (Краткое содержание “Савитри”: Книга II. Песнь 3)

Краткое содержание Савитри

Торжество и Падение Жизни

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 3

М.П. Пандит

Выйдя за пределы тонких материальных миров, Ашвапати входит во владения Жизни. Он путешествует по раскинувшимся перед ним безграничным просторам, чьи горизонты вечно недостижимы. Ничто там не фиксировано, всё пребывает в постоянном движении. Там нет никакого стремления к безопасности, но вместо этого повсюду царит дух приключения, не заботящийся о падении и боли. Жизнь будто следует курсом, увиденным неким внутренним интеллектом, то двигаясь ползком, то стремительно взлетая, но всегда находясь в постоянном движении. Она испытывает все настроения: горе, ликование, восторг, — но остаётся вечно неудовлетворённой. Она помнит и грезит о своём потерянном счастье и красоте и тщетно пытается достичь их. Её цель одна – обрести небеса блаженства, но её шаги устремляются в обратном направлении – к аду скорби и страдания.

По мере того как он продвигается, Ашвапати начинает различать царства жизни, не знающей печали, неясно вырисовывающиеся над мирами борьбы и страдания, которые расположены внизу. Они появляются, освещённые величием богов, непохожие ни на что, что может вообразить себе человеческий разум. И всё же они находятся в пределах досягаемости человека. Ибо глубоко в его существе есть состояния блаженства, которые имеют эту бессмертную природу. И человек получает их проблески в редкие моменты внутреннего опыта.

Ашвапати пленён планами Жизни на вершинах, которые растворяются в обширностях Бытия, где Конечное смешивается с Бесконечным, и где Время растворяется в Вечном.

Из этого Вечного и Единого Вселенская Сила выпускает в Пространство и Время Множество. Этот космический акт проистекает и поддерживается Покоем Вечного. Единый поддерживает Множество, а Созидательная Сила приводится в движение и управляется Духом, предстающим в виде внутреннего Интеллекта. Всё творение — игра Сущего и его Силы, Бога и Природы. В этом процессе есть верха и низы, и на плане Жизни Ашвапати созерцает как высшие миры, где Жизнь господствует в своей славе, так и низшие миры, где Жизнь переживает падение, ослабление и ухудшение.

В царствах, расположенных вверху, всё — радость и смех, мудрость и свобода. В нижних царствах всё — борьба и раздор, страх и горе. Словно Жизнь очарована своей противоположностью – Смертью — и играет с нею. Подобная тяга к противоположным сторонам опыта со стороны Силы Жизни превратила это творение в страстную игру противоположностей.

Посередине находятся миры, лежащие в пределах человеческой досягаемости. Здесь ощущается нечто от высокой чистоты и блаженства свыше; на их высотах реально осязаемо дыхание Бога. Здесь присутствует сильное устремление к тому, чтобы сюда снизошли Божественная Любовь и Блаженство и правили тут. Восприятие здесь чище и отчётливее, чем земное. Творение здесь ближе к Богу и Его Красоте, чем на земле. Все враждующие противоположности на земле, видятся здесь как дополнение друг друга. Тут нет лжи, и поэтому никакая слабость не может процветать. Это царства радости, красоты, любви. Знание едино с Силой. Жизнь — восторженная супруга озарённого Духа. Тут нет забот, нет усталости и  распада.

Работа является игрой, а игра — единственной работой. Существа этих царств — вечные победители, всегда юны и великолепны. Разум функционирует естественно, не используя сложную мыслительную активность. Трепет радости и счастья струится в этом творении, где всё живёт и движется в абсолютной свободе, однако в спонтанном порядке. Нет никакого искажения, которое ослабило бы силу истины. Здесь Природа сама себе хозяйка, и  ещё нет той тени, которая бы затмила её видение в её созидательном Танце, ткущем узоры ритмов Бога.

Ашвапати чувствует притяжение к этому миру блаженства, но он также ощущает бездну между собой и этим миром. Потому что в его природе всё ещё присутствует некоторое наследие темноты, боли и горя, которые он претерпел за время своей жизни на земле. Такое искажение препятствует его естественному отклику на высшую радость и свет. Противоположности типа радости и боли, света и тьмы всё ещё являются частью его природы. Это, несомненно, укоренившаяся привычка естественного развития жизни на земле.

В самом начале земного творения не было ни жизни, ни разума, ни чувства. Все было мёртвой материей. Внутри медленно росло стремление двигаться, выражать себя, и изначальная гармония была потревожена. Настало пробуждение, и был послан зов к Жизни, чтобы она спустилась из своего исконного плана наверху и привела мириады форм в движение. Жизнь услышала зов и вошла в материальное царство, чтобы наполнить его всей своей радостью и силой. Произошло обширное продвижение радости и счастья, и великолепие жизни затрепетало в стремительности красоты тварного мира.

Человек получил возможность появиться на земле и встретить мир своей душой и мыслью. Но прежде чем Жизнь смогла установить своё полное влияние, тёмная Сила Несознания бросила свою тень на душу и навязала намеренное испытание Духу, проявляющему себя через Силу Жизни. Динамизм Жизни приостановился, её естественная красота и блаженство уменьшились и деформировались. Её бессмертие закрылось завесой, и в таком усечённом виде Жизнь поразили желание и борьба. Жизнь превратилась в поставщика Смерти.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Царство Тонкой Материи (Краткое содержание “Савитри”. Книга II. Песнь 2)

Краткое содержание Савитри

Царство Тонкой Материи

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 2

М.П. Пандит

Переступив пределы физического мира, Ашвапати входит в царство восторга и наслаждения – мир тонкой материи. Этот мир возвышается над нашим физическим миром. Прекрасный, симметричный в своих формах, с более тонким и далеко идущим восприятием, чем физическое; это царство является сияющим началом мира, находящегося внизу. Всё здесь на земле следует по направлению,  уже проложенному ранее в тонком мире свыше.

Он образует защитный экран для материального мира, задерживая потоки высшего Света и Силы и позволяя проникать только такому количеству, которое он может вынести, не разрушаясь от его воздействия. Он действует как канал, регулирующий поток Сил, нисходящих свыше.

Источник всех созидательных движений Красоты, Наслаждения, Грации находится там, в тонком физическом мире. Но только небольшая частица истинного вдохновения, полученная там, способна пробиться в этот мир грубой материи. Там нет пропасти между Материей и Душой, между Разумом и Формой. Каждая истина находит своё естественное выражение без искажения. Форма ничего не скрывает, но, наоборот, проявляет.

Этот тонкий мир является первой остановкой человеческой души после её выхода из физического мира на пути к высшим царствам; тонкое физическое воплощение является сияющим вместилищем души после того, как она сбросила грубое тело.

Несмотря на всё его сияние, этот мир не является безопасным. Манящий и чарующий на своих пиках, на своих низших уровнях он имеет опасные бездны. Опасность облачена в красоту, угроза наделена очарованием. Истоки того, что ведёт к смерти на земле, находятся здесь, на его низших планах.

Всё на земле является уменьшенным образом того, что имеет место быть в этом мире тонкой Материи: сила, красота, знание. Упадок её совершенных форм достигает своего апогея в хаосе разрушения на плане грубой Материи.

Несмотря на это падение, земля является колыбелью душ. Ибо в самой её сути скрыто Божественное, настаивающее на своём проявлении. Оно выражено в форме Силы Сознания, требующей воплотить на земле всё то, что было задумано Созидательным Духом. Эта работающая Сила становится самосознающей в Человеке и в нём и через него стремится основать Бессмертие на этом поле смерти.

И это возможно, потому что земля не одинока. Из Высшего Сознания сквозь различные планы многоуровневого Бытия постоянно вливаются потоки Света и Силы. Изначальная Идея продолжает оказывать давление, направленное на реализацию, и через череду попыток, одни из которых осуществлены наполовину, другие оказались несовершенными — вследствие неполноценных инструментов, — эволюционирующая Природа движется шаг за шагом к своему осуществлению.

Божественный Дух свыше побуждает все высшие устремления; он удерживает всё, что проявлено, в своём динамическом Единстве. Всё творение едино в этом Духе. Каждый план в этом обширном Творении стремится проявить эту Истину своим характерным способом и формой. На высших планах, расположенных над этой земной вселенной, работает высшая Природа, и она проявляет Божественное в совершенных формах и всесильных энергиях Знания, Красоты, Любви и Блаженства. Этот созидательный динамизм присутствует также и в человеке, но он пребывает в скрытом состоянии в его глубинах, изредка проявляясь потоками своей силы, и даже тогда только на краткое мгновение.

Этот тонкий мир, расположенный непосредственно над нашим материальным миром, уникален по своей красоте, симметрии своих форм, совершенной разработке своих замыслов. Внутри своих собственных пределов это совершенный мир, и все в этом мире счастливы пребывать в этом совершенстве. Там нет усилия к прогрессу, чтобы превзойти себя; соответственно нет ни боли, ни неудачи. Там нет места для расширения и вариаций Бесконечного Духа. Всё находится в обрамлении красоты. Душа почти теряется из виду за этим изобилием красивых форм и пышных оттенков. Природа блаженствует в чарующей игре своего радостного ритма и светлых наслаждений.

Ашвапати осматривает это чарующее место с восхищением, задерживается здесь на время, но его высокий дух не может обрести здесь покоя. Через этот блистательный порог он выходит в обширные пространства более великого мира.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Лестница Миров (Краткое содержание “Савитри”. Книга II. Песнь 1)

Краткое содержание Савитри

Лестница Миров

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 1

М.П. Пандит

По мере того как Ашвапати продвигается в царствах Неведомого, всё, что находится за пределами человеческого познания, предстаёт перед его взором. Больше не существует никаких границ; беспредельное движение наполняет беспредельный покой. За пределами этого земного существования он вступает в другое бытие, где Душа устремляется в Единство всего сущего среди свободной игры неисчислимых возможностей, высвобожденных из Бесконечности. Здесь Невыразимый проявляется в тысячекратном выражении себя, и Душа обретает блаженство во всевозможном опыте, который постигается и осознаётся как единый замысел.

Ашвапати обретает тождество с необъятностью, которую он видит и ощущает вокруг. Каждая форма, каждое движение открывает ему какой-то аспект, какое-то состояние Невыразимого. Все миры рая и ада, созданные человеческим воображением, находятся здесь в своём истинном окружении, предоставляя в полной мере крайние проявления удовольствия и боли. Обширные оккультные владения открываются перед ним. Знание в своём новом качестве, Сила в пылающих энергиях, бесконечные волны Блаженства предлагают себя для его переживания. Но во всём этом разнообразном изобилии Бесконечного Ашвапати не находит того секрета, который удерживает всё в едином целом, той истины, что связывает Множество с Единым.

Продолжая вглядываться внутрь, Ашвапати начинает прозревать безмерное мировое строение, гигантскую колонну миров над мирами, восходящую от фундамента Материи и поднимающуюся в непостижимые высоты Духа. Он постигает в ней великую лестницу, по которой Дух низошел вниз, и по которой Душа должна взойти вверх.

Эта лестница иерархий бытия, сознания, воспроизводится в каждом индивидууме. Она связывает низшие уровни бессознания с высшими уровнями сверхсознания и делает возможным человеческое путешествие из одного конца в другой. Это многоуровневое сознание – каждый уровень которого оказывает давление на другие — увлекает всё в восходящем движении. Ступени этой лестницы сознания являются шагами Души в её возвращении.

Это уровни, которые были сформированы в нисходящем погружении Божественного Сознания, когда Оно изначально низошло, чтобы спасти и искупить дух, который отправился в созидательное приключение и затерялся в полном Несознании.

Все эти уровни сознания и миры, основанные на них, являются мощными факторами в эволюционном продвижении Земли. Она подстёгивается снизу, направляется изнутри, подтягивается сверху. Существует Верховный Интеллект, разрабатывающий процесс Мистерии, полное значение которой станет очевидным только тогда, когда всё будет завершено.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Йога Царя: Йога Свободы и Величия Духа (Краткое содержание “Савитри”. Книга I. Песнь 5)

Краткое содержание Савитри

Йога Царя: Йога Свободы и Величия Духа

Краткое содержание “Савитри”

Книга I. Песнь 5

М.П. Пандит

Вооруженный тайным Знанием, Ашвапати отчаливает от берегов материальной природы и стремительно вступает в ослепительное царство Духа, где всё знание является спонтанным, доступным, не требующим утомительной работы ума; где законы материальной жизни не имеют власти. Здесь он находит разгадку всего того, что является непостижимым в материальном мире; здесь раскрывается смысл мирового движения, предстаёт План, согласно которому Дух и Природа реализуют Божественный Замысел во Вселенной.

Получивший доступ к этой тайне загадки существования, Ашвапати обращает свой взгляд вверх, к высотам, до сих пор ему не доступным. Он больше не удовлетворён теми вещами, что служили ему до сих пор; он увидел, что то, что он может достичь в земной жизни, является лишь пародией на про-образы в царстве Духа, и он ищет способ завоевать этот мир для своей отчизны.

Его сознание удаляется от нескончаемого гула старых движений жизни на земле и пребывает в Безмолвии, которое открывается в шири за пределами земного Времени и Пространства. Свобода Силы, Знания и Блаженства захватывает всё его существо и поглощает в безмерность свыше. Там, освобожденный от своей человеческой природы, он купается в водах божественного Всеведения, Всемогущества и Блаженства. Границы его существа стёрты, его способности претерпевают трансформирующее преображение, его душа расширяется до космических размеров.

Природа раскрывает себя в его свободном от пелены видении как сознательная Сила, обладающая неограниченным могуществом, которая осуществляет изумительный замысел Души. Она обнажает перед его озарённой Волей всё поле своих работ, от твердыни материальной основы и сотворенных ею форм до верховного динамизма её Разума и могущества её Воли, соединяющих конечное с Бесконечным.

На пороге этих оккультных миров, расположенных за пределами земной сцены, Ашвапати созерцает охраняющую Силу, за которой стоит невыразимое Божественное Присутствие. Здесь начинаются владения Бесконечного, Вечного, царства, ведущие от Света к более великому Свету. Здесь перед его взором также раскрывается гигантская череда, представляющая собой систему миров, которые составляют это Творение. Он постигает лестницу восходящих и нисходящих планов сознания, сформировавшуюся в ходе инволюции и эволюции Божественного Духа, восходя по которой Душа странствует во вселенной, постепенно взрастая до своего полного величия в Божественной Славе.

Затем он видит мир Света, Mahas, мир неограниченного Сознания-Истины, Истины, Правды, Широты, который на своих низших уровнях является истоком всех нижестоящих миров и в своих высших областях открывается в безграничности Сат-Чит-Ананды. Здесь пребывает Мудрость, что примиряет все враждующие во владениях Неведения истины и является истоком всего Откровения, Вдохновения и Озарения; здесь Вечный отливает себя во Времени,  Единый организует себя во Множестве. За его пределами пребывает Единый в своей беспредельности. В эти Страны Непознанного отправляется Ашвапати.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Тайное Знание (Краткое содержание “Савитри”. Книга I. Песнь 4)

Краткое содержание Савитри

Тайное Знание

Краткое содержание “Савитри”

Книга I. Песнь 4

М.П. Пандит

Когда Ашвапати поднялся на высочайший пик бытия, его взору открылись ещё более высокие вершины. Ибо горизонты Бесконечного — нескончаемы, и то, чего путём восхождения достигает человек, является только обещанием более великих завоеваний в будущем. Ашвапати увидел и осознал, что нынешнее состояние ограниченности и смерти не является постоянным условием жизни на земле. Состояния свободы и бессмертия ждут своего открытия человеком. Сознаёт он это или нет, его существо постоянно взрастает к ним под воздействием эволюционной работы, которому он подвергается. Временами человек осознаёт этот рост; временами он испытывает в себе нисхождение божественного Света, Силы, Покоя и видит, как растворяется его собственное маленькое эго.

Человек начинает осознавать в себе более великое “Я”, которое не вовлечено в динамику жизни, но которое наблюдает за всем со своего плацдарма, расположенного за покровом природы в неведении. Там лежит ключ к загадке существования, там находится источник блаженства, без которого ничто не могло бы жить.

Без этого восприятия кажется, что существование мира не имеет смысла и направления; невозможно никакое определённое знание его характеристик. Только движение выглядит реальным, движение, вызываемое непрерывной внутренней нуждой. И всё же земля не чувствует себя покинутой в своём труде. Она чувствует и начинает осознавать могущественные Силы во Вселенной, помогающие и поднимающие её вверх самим своим присутствием и своим непреодолимым действием. Земной разум ищет и стремится к Истинам Знания, Силы и Блаженства, которыми обладают эти Божества свыше, но которые могут показаться такими недостижимыми для земного духа, трудящегося внизу.

Фактически, именно действие этих Сил, скрытых за поверхностью жизни, предопределяет курс внешних обстоятельств. Человек обычно не осознаёт внутреннюю работу ни в себе, ни во Вселенной. Но внутреннее побуждение и руководство свыше продолжаются до тех пор, пока цель земного движения не будет достигнута, пока земная жизнь не расцветёт в божественное существование. Настоящее состояние эволюционирующего Сознания на земле является промежуточным; оно характеризует стадию, которая покинула изначальное Несознание в своей основе, но всё же ещё далека от полного Сверхсознания на вершине бытия, в которое оно развивается. Следовательно вся деятельность этого Сознания несовершенна. Однако на это Сознание, чтобы развить и расширить его, оказывается постоянное давление с обоих полюсов существования — Материальной Природы и Духовного Бытия.

Через все превратности судьбы проявляется Свет, что ведёт, Сила, что продвигает, Блаженство, что поддерживает. Воля созидающего Бога работает в каждый момент Времени, на каждом уровне мироздания для предначертанного проявления Божественного в земном творении.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Йога Царя: Йога освобождения Души (Краткое содержание “Савитри”. Книга I. Песнь 3)

Краткое содержание Савитри

Йога Царя: Йога освобождения Души

Краткое содержание “Савитри”

Книга I. Песнь 3

М.П. Пандит

Рождение Савитри в этом мире стало ответом на стремление Земли, озвученное Ашвапати – предводителем человечества и Владыкой Жизни. Он был тем, кто воплотил призыв человечества и смог принести вниз Искупающую Милость в форме своей дочери Савитри.

Сам Ашвапати не был простым смертным, смирившимся с темпом и волей эволюционирующей Природы. Он был особым существом, которому была дана особенная миссия подготовки изнурённого борьбою человечества к следующему этапу продвижения к Божественному. Внешне он был наделён всеми атрибутами, присущими обычному представителю человечества, но внутренне он знал о своём высшем происхождении, своей роли и силах, готовящихся в его существе к часу своего проявления.

Он поставил своё существо на службу Мастера Эволюции, привёл свои действия в гармонию с действиями высочайшего космического Духа и превратился в сознательное вместилище могущественных Сил Сверхприроды, которые спустились в него. Он расширил своё существо, чтобы заключить всю вселенную в своё сознание; он прорвался ввысь через твердыню разума и возвёл мост между материальной вселенной и Божественностью за её пределами. Земля и Небеса в нём соединились.

Он видел великие преображения, происходящие в нём самом, великие инструменты знания, силы, восприятия и блаженства, заменяющие ограниченные инструменты, свойственные ментальному человеку. Всё стало для него открытой книгой – жизнь людей вокруг него и миры свыше.

Перед ним открылись истоки вселенной в Сверхсознательном, источник божественного Желания, из которого произросло, как из семени, творение, грандиозные линии Процесса, по которым проявление следует своим предначертанным курсом.

Он испытал в себе не только созидающие энергии Света, Силы и Блаженства, но также сопротивление и отступления, вызванные всё ещё нетрансформированными элементами бессознания, тьмы и инерции в его физических частях.

Он продвигался вперёд, неся всю свою природу – не оставляя ни одной части, какое бы сопротивление она не оказывала – и достиг прочного, незыблемого статуса в Вечном Духе.

Из этой области сознания, раскинувшейся над вихрями Природы, он протянул свою помощь изнурённому миру, помощь, ещё более действенную, поскольку сам он уже добился  освобождённого состояния и обрёл контроль над Силами и Энергиями Высшей Природы. Его озарённое восприятие проявляющейся Истины Духа и его намерение содействовать эволюционному движению расы, облекая его в ту форму, которую он видел в своём восприятии, неизгладимо запечатлевались в  жизнях и умах людей.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Предмет Спора (Краткое содержание “Савитри”. Книга I. Песнь 2)

Краткое содержание Савитри

Предмет Спора

Краткое содержание “Савитри”

Книга I. Песнь 2

М.П. Пандит

Какое-то время Савитри погружена в размышления; перед её мысленным взором пролетает вся её жизнь: её детство, юность, её судьбоносная встреча с Сатьяваном, последние двенадцать месяцев любви, прожитые под сенью Смерти.

В этот критический момент её внешняя личность вытесняется её внутренним духом, который выступает вперёд и завладевает всей ситуацией. Ибо только так может быть отменена предопределённость Природы. Судьба тела может быть изменена только волей души. Для неё это не только вопрос личной судьбы; вовлечённая в спор Смерти с Жизнью, Судьбы с Любовью, она готовится к часу испытания. Она не ищет никакой внешней помощи, а также никто не знает о той роли, которую она готовится сыграть в космической битве. Уединённость Природы, в которой она провела последние двенадцать месяцев, помогла в углублении её внутренней жизни.

Именно здесь, в глубине буйной зелени Природы, Любовь, наконец, обрела свой дом в Савитри, которого она не могла найти прежде нигде в мире людей. Широта и высота сознания, чистота и возвышенность существа, её несгибаемая сила были под стать Любви, и Савитри была достойна Её божественной сути.

Вплоть до этой встречи с Любовью (принесшей с собой призрак Смерти), Савитри не ведала земных печалей, неся в себе светлые воспоминания о блаженстве высших миров, из которых она пришла. Но в этом мире Неведения радость не может длиться долго. Проблема жизни встаёт перед ней в своём наиболее остром виде, и Савитри призвана встретиться с ней лицом к лицу.

Но Савитри не простая смертная, чтобы уклониться от вызова и смириться со своей судьбой. Она не приемлет ограничивающих её воплощенное сознание тисков Несознания и оков Неведения. Она намерена изменить господствующий порядок и утвердить верховенство Света над Тьмою, Жизни и Любви над Смертью. Собрав все свои внутренние силы, соединившись с трансцендентной Волей и Силой, Савитри встаёт, готовая к решающей схватке. Божественное Могущество вздымается в её существе, она останавливает колесо Судьбы и прорывается сквозь конечное в Бесконечность.