Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Мировая Душа (Краткое содержание «Савитри»: Книга II. Песнь 14)

Краткое содержание Савитри

Мировая Душа

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 14

М.П. Пандит 

Вдали в Пространстве Ума появляется светящийся проход, ведущий в таинственные глубины Бога. Он манит Ашвапати трепетным экстазом Света, и тот входит в раскрывающийся туннель. Он ведом таинственным звуком, состоящим из многих звуков: зова флейты, стрёкота сверчка, звона ножных браслетов, бряцания каравана, звука храмового гонга, напевного гудения пчёл и шума морских волн.

Ашвапати достигает бестелесных царств: сердца Пространства, сердцевины Времени – обители Души мира.

Здесь пребывает единое Существо, Личность, которая преображает движения Природы в их божественные формы, ведёт Вселенную к её божественному свершению, через все превратности судьбы.

Здесь находится исток всей воплощённой жизни.

Читать далее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

В Высшей Сущности Разума (Краткое содержание «Савитри»: Книга II. Песнь 13)

Краткое содержание Савитри

В Высшей Сущности Разума

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 13

М.П. Пандит

Ашвапати достигает внезапного Безмолвия, где восходящая лестница миров останавливается. Он остаётся наедине с необъятной Сущностью Разума, всемогущественной, но отстранённой от мира, который из неё произошёл.  Высшая Сущность Разума не принимает участия ни в каких движениях этого мира, но переносит их одинаково. Эта обширная созерцательная отстранённость отражается и в Ашвапати.

Это наблюдающее Безмолвие является реальной основой Мыслителя и истоком Слова. Здесь встречаются созерцающее Высшее “Я” Разума  и могущественная Энергиия, в результате чего начинается творение. Ашвапати смотрит на мир с этой выси, и ему кажется, что он улавливает смысл его намерений и сил. Он чувствует, что эта Тишина и этот Покой – предел всего.

Читать далее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Небеса Идеала (Краткое содержание «Савитри»: Книга II. Песнь 12)

Краткое содержание Савитри

Небеса Идеала

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 12

М.П. Пандит

Пробудившаяся Мысль покидает пределы познанного, чтобы покорить вершины неведомого. Она жаждет нереализованной Истины, Света, стоящего превыше рождения и смерти. Каждый этап её восхождения раскрывает новый мир чуда и блаженства.

С обеих сторон светозарной лестницы Ашвапати видит небеса идеального Разума. На одной стороне расположены миры вечного Блаженства, Царства бессмертной Розы. Это Блаженство простирается между царствами Супраментального наверху и безднами Подсознательного внизу; оно также струится позади всей жизни – хотя незримо и неведомо для страждущего мира. Именно Роза Блаженства медленно расцветает в саду жизни на земле как подношение Богу, а ответная Милость Бога исполняет истинное предназначение существования, позволяя жизни проявить Дух. Читать далее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Царства и Божества Высшего Разума (Краткое содержание “Савитри”: Книга II. Песнь 11)

Краткое содержание Савитри

Царства и Божества Высшего Разума

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 11

М.П. Пандит

Ашвапати выходит за пределы человеческого разума в области более обширной трансцендентной Мысли.

Эта более высокая Мысль подобна Откровению Вечного Духа. На этих вершинах обозреваются великолепия Идеального Разума.

Этот Идеальный Разум – источник и вдохновитель всех великих надежд и событий на земле. Это – мост между человеком и Богом. В этом мире обитают Боги, являющиеся формами, в которые облеклись истины Духа. Здесь пребывают Истины-Идеи, служащие прообразом творения внизу. Их свет и влияние ощущаются человеческим миром и вдохновляют его на ещё большие усилия. Именно здесь находится источник веры человека в прогресс и совершенство.

Человек не чужд этим областям; он разделяет их на высотах своего духа. В своём состоянии Неведения он изгнан оттуда, но его мысли хранят воспоминания об этом истоке и в редкие моменты единения оживают его светом и силой. Всё же человеческая воля и органы чувств препятствуют этому потоку величия свыше. Тем не менее душа человека может взойти к этим сияющим сферам. Читать далее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Царства и Божества Низшего Разума (Краткое содержание “Савитри”: Книга II. Песнь 10)

Царства и Божества Малого Разума (Краткое содержание "Савитри": Книга II. Песнь 10)

Царства и Божества Низшего Разума

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 10

М.П. Пандит

Выше рая Жизни раскинулись царства Разума, спокойные и недвижные.

Сначала Ашвапати видит серебристо-серое пространство, отделяющее поток Жизни от местопребывания Мысли – область, где встречаются Знание и Неведение. На более низкой его оконечности находится тёмный, ограниченный разум, извечно обращенный вовне – это физический разум. Этот разум видит всё с материальной точки зрения и постоянно живёт от момента к моменту в поиске Знания.

Выше этого уровня он вступает в царство первоначального Солнца, из лучей которого был сформирован разум. Здесь действует Интеллект, осуществляя связь между Сверхразумом вверху и Неведением внизу, соединяя физическую Материю и её формы с Сознанием, довлеющим сверху. Он наделяет Материю способностью мыслить. Сфера его действия – по-прежнему Неведение; Знание еще им не ухвачено. Этот рассуждающий Интеллект с его инструментом логики рассекает Истину на отдельные части и создаёт полностью искусственную модель вселенной. Однако проникновение Света свыше в форме интуитивных прозрений, проблесков вдохновения и мифов приводит к прорыву, и живое Знание начинает обретать форму и вести землю вперёд.

Здесь уже присутствуют первые поступательные движения разума, находящегося в поиске Знания, занятого поиском новых открытий. Его основная задача состоит в том, чтобы пробудить Неведение к Знанию внутри. Но сначала разум должен сам научиться распознавать истину за множеством преходящих истин, увиденных им. И действительно, разум работал, хотя и неуверенно, чтобы развить Свет Знания и прорубил проход от Ночи Неведения к Свету Всезнания.

Существует три уровня этого Разума-Силы: физический разум, витальный разум или разум желания и мыслящий разум. Первый из них – механический разум, всегда находящийся в своём обычном рутинном движении: инертный, не меняющийся, повторяющий одно и то же, ограниченный физическими формами и физическим восприятием. Его роль в творении – удерживать всё согласно своему типу. Любое движение, каждое новое течение задерживается и приводится этой силой к  установленной ею форме.

Далее следует разум желания, находящийся в постоянном движении, его голод готов поглотить всё в качестве своей пищи. Наделённый воображением, предприимчивый, импульсивный, он постоянно не удовлетворён, никогда не довольствуется достигнутым. Он энергично устремляется вперёд и часто ухватывает то, что спокойный рассудок мог бы пропустить. Значительную роль в его деятельности играют инстинкт и интуиция.

Последняя и самая могущественная из этих сил – это сила Интеллекта. (Из этих Сил последняя была великой самой … Of all these Powers the greatest was the last… стр.248 «Савитри») Она рассматривает вселенную в качестве объекта, подлежащего изучению и анализу, часть за частью, и она стремится навязать всему логический порядок и систему. Она познаёт ход развития Природы и пытается устранить Неведение и посредством мысли привести всё в гармонию.

Многое из того, что не очевидно, ускользает от Силы-Интеллекта. Она создаёт концепцию того, что предстаёт её взору, и плетёт сети абстрактной мысли в своей попытке объяснить природу вещей. И действительно, ей удаётся высвободиться из ловушки чувств, но она не способна выйти за пределы узкого ума. Её ограниченное знание омрачено сомнением, и рано или поздно оно ставится под вопрос и распадается. В её знании нет завершённости, она не может постичь всю Истину одномоментно.

Её труды не окончательны. Она может что-то заботливо поддерживать и точно так же способна это разрушить. Её первое осмысление материальной вселенной заключается в том, что это работа огромной автоматической машины – бессознательной и механической. Жизнь и Сознание – такие, какие они есть – продукты этой деятельности. Дух, мистические чувства и подобные вещи являются исключительно плодом воображения; Материя – вот единственная реальность.

Но эта Мысль распадается при первом же прикосновении Незримого. Проблески из Неведомого пугают этот Ум и открывают его глаза на откровения других реальностей. Почва уходит у него из-под ног. Всё предстаёт движением Силы, столкновением и борьбой, танцем Кали. Интеллект полагает, что, возможно, эта Сила является окончательной несомненностью, и стремится захватить её и организовать всю жизнь согласно определённому порядку, привести все вещи в стандартизированное совершенство. Но сложные построения Силы-Интеллекта опрокидываются новыми волнами Знания изнутри, и открываются новые перспективы единения Земли и Небес, Жизни и Духа, конечного и Бесконечного.

Пробуждённый Интеллект осознаёт более великую реальность за внешней видимостью вещей, находящуюся за пределами его концептуальной логики. Он осознаёт, что всё, на что он способен, это только частичное знание.

Интеллект не является творцом, и он также не в состоянии увидеть всю Истину целиком. То, чем занята Сила Интеллекта, является лишь внешней оболочкой, формой, а не реальной субстанцией Истины. Она рассекает Неделимое. Её понимание является только шелухой от зёрен Знания, которое ожидает внутри. То и дело прибывают глашатаи более великой Истины, представители более цельного Знания – проблески вдохновения и интуитивные прозрения, которые являются предвестниками более обширного Гнозиса.

Выше этих трёх сфер находятся ещё две Силы Разума: одна – это Жизне-Мысль, которая разрушает малые стены, построенные тремя меньшими силами; она парит высоко в обширных пространствах, нанося на карту перспективы по ту сторону нормальных пределов трудящегося ума. Вторая – это чистый Мысле-Разум, исполненный света в своём трансцендентном статусе, бесстрастно обозревающий космическое действо.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Рай Богов Жизни (Краткое содержание “Савитри”: Книга II. Песнь 9)

Краткое содержание Савитри

Рай Богов Жизни

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 9

М.П. Пандит

Вокруг Ашвапати сияет яркое блаженство. Царит нескончаемая радость, не омрачённая горем или страхом, – свободная и обширная. Он пересекает пейзажи красоты и блаженства, полные покоя и света, слышит музыку небесных сфер, восславляющую величие Любви.

Сверкающие вершины этого царства восходят к величию за пределами жизни. В этих сияющих райских садах витальных богов правят гармония, красота, совершенство. Мир, Любовь, Сила достигают своего апогея. Алхимическим божественным касанием боль преобразуется в интенсивную радость. Залечивается бездна между небесами и адом.

Здесь воплощаются все высокие устремления жизни – её надежды, её мысли, её желания. Движение  жизни становится ровным и уверенным. К Ашвапати устремляются обожествляющая музыка и глубокие творческие мысли. Его восприятие становится глубже. Само его тело начинает светиться светом и силой и более не уклоняется от требования Духа, потеряться в отождествлении с ним. Земля, спутница небес, возрождается.

Aшвапати становится равен богам и божественные блаженства вливаются в него, приводя его в состояния неведомых экстазов. Прикосновение Всевышнего овладевает его жаждущим сердцем. Вечность приближается в обличьи Любви и охватывает субстанцию Времени.

Гигантская капля Блаженства переполняет его, и повсюду разливается пламенный океан блаженства. Он тонет в его медоносных волнах. Его тело способно выдержать напор этого абсолютного блаженства. Этот экстаз очищает его и преображает  его смертную силу в бессмертное могущество.

Бессмертие овладевает Временем и заявляет свои права на Жизнь.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Мир Лжи, Мать Зла и Сыны Тьмы (Краткое содержание “Савитри”: Книга II. Песнь 8)

Краткое содержание Савитри

Мир Лжи, Мать Зла и Сыны Тьмы

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 8

М.П. Пандит

Ашвапати обозревает тайную сущность Ночи. Это бездушная  пустая Бесконечность, Природа, отрицающая Истину и желающая упразднить Бога. Там нет ни Света, ни Божественной Души; Зло и Боль заняты возведением своего собственного мира. Титаны, Демоны и другие низшие полчища устанавливают своё правление, и воцаряется настоящий Ад.

Взгляд Ашвапати проникает через этот плотный мрак, и он обозревает царство тёмных противоположностей – Не-Бытия и Бессознательного. Там страдание является насущной пищей Природы, пытка пожинает наслаждение, а Добро порождает Зло. Над всем довлеет безграничное и смутное Нечто, основывающееся на пожирающей всё Смерти.

Было время, когда там не было ничего иного, кроме бездушной Материи. Затем в эту Пустоту пришла Жизнь, стремящаяся создать условия для манифестации Духа. Но ответ Ночи был иной:  обширное Не-Бытие и Неведение ожили и захватили Землю своим огромным телом Рока. Появились Смерть, Боль и Ложь, искажая и деформируя изначальный план творения. Свет-Истина была выдворена, и враждебная Энергия узурпировала место вечной Матери.

Это враждебное начало сдерживает человеческое стремление и волю к прогрессу и росту и пытается постоянно удерживать человека на уровне животного. И всё же божественный Дух растёт в человеке, хотя Враг постоянно рыщет, желая задушить новое рождение. Она (Ночь) использует все средства обольщения и удовольствия для своей низменной цели, уводя человека прочь от Бога и Света. Она заражает жизнь, вводит в заблуждение ум, использует сомнение, чтобы убить веру, и фактически изгоняет Бога. Таким образом, путём изгнания божественного элемента происходит внутренняя смерть.

Созидательный Дух предоставляет этим элементам полную свободу, чтобы исчерпать их возможности. Под прикрытием Неведения эти Силы действуют против Света, Мира и Истины. Cвоими собственными формациями они перекрывают воздействие Божественной Милости. Они повсюду вмешиваются в Божественные труды. И кажется, что эти тёмные Авантюристы всегда побеждают. Они заняли все выгодные позиции, провозглашая себя единоличными правителями умов и сердец людей. Им дозволяется их игра, потому что самим своим сопротивлением и противодействием они служат Космической Цели. Их обитель – Непроглядная Ночь, где они замышляют и осуществляют своё неизбежное господство на земле.

Aшвапати решает познать глубины этого Ада и вступает в это тёмное и ужасное царство, где зло и страдание являются естественной средой, а блаженство неведомо. Счастье там под запретом, а пытка является праздником. Спокойствие – это скука; страдание добавляет остроты к жизни. Все поклоняются безжалостной Силе, и Ненависть – архангел этого Царства. Даже неодушевлённые объекты источают злые вибрации и поражают своих пользователей.

Страдание этого царства раскрывается в груди Ашвапати. Его слух наполнен звуками боли. Он пересекает тракты Рока, идя через многие опасности лжеводительства, предательства и смерти. Он выдерживает титанические нападки Ада и выпивает яд жизни без остатка. Всё это время он сохраняет пламя своего духа. Даже когда мысль, чувство, всё в нём отказывает, его душа видит и знает. Таким образом, исследуя тайну бесконечно Малого и Несознания, он достигает в конечном итоге самого сердца Бездн Мрака, откуда возникло творение. Здесь, посредством полного отождествления, он обнаруживает присутствие Мудрости и Воли, которые работают за всеми покровами Природы. Здесь он находит ключ к всеобщему преображению. В своём исполненном света видении он прозревает невидимую Длань Духа, возложенную на ошибку и боль, которые её прикосновением обращаются в экстаз.

Он ясно видит, что Ночь – это только вуаль Вечного, смерть – это процесс Жизни, разрушение – это стремительная поступь Творения, а ад – кратчайший путь к вратам Небес.

Иллюзия Нижнего Абсолюта рассеяна. Всё на Земле раскрывает своё божественное значение. Жизнь приходит к своему собственному чистому движению в физическом воплощении. Ад терпит крах. Разделение исчезает, Бог присутствует повсюду. Душа озаряет сознательное тело, а Материя и Дух становятся едины.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Нисхождение в Ночь (Краткое содержание “Савитри”: Книга II. Песнь 7)

Краткое содержание Савитри

Нисхождение в Ночь

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 7

М.П. Пандит

Со спокойным умом и беспристрастным сердцем Aшвапати стремится отыскать причину падения мира, которое он только что испытал, и проникает за внешнюю видимость Природы. Он видит внизу в глубинах источник Боли, черный провал Незнания и Зла. Он обнаруживает тёмное Неведение, взирающее на это Творение и скрытую Силу Рока и Смерти позади всей жизни. Он видит вкрадывающееся губительное влияние, налагающее свой отпечаток на всё порождённое существование, растлевающее и извращающее всё в нем. Всё бытие подвергается деформации. Скорбь довлеет над миром. Приходят создания Зла и возводят структуру греха и неблагосклонной Судьбы. Весь облик и характер Жизни претерпевает изменение. Красота, Любовь, Свет уступают место уродству, вожделению и темноте. Процветает Эго, ложь узурпирует место Истины, Знание замещается Неведением.

Ашвапати видит обретающую видимые очертания тёмную Силу, само дыхание которой смертельно. В воздухе витает опасность, собираются зловещие Энергии. Вокруг него толпятся коварные искушения. Здесь всё введено в заблуждение ложными видимостями; только Ашвапати видит всё в истинном свете, благодаря своей внутренней способности распознавания. Он стремится узнать причину этого Зла и следует дальше по сумрачному тракту.

Он достигает пустоши, которая полнится интенсивным движением, но где никто не живет. Всё здесь является одним всеобъемлющим обманом. Радость скрывает боль, добро порождает зло; любовь ведёт к ненависти, правда исчезает во лжи, жизнь предвещает смерть. Правящая враждебная Сила скрывается в одеянии Света, цитирует священное писание и убивает душу с фарисейским целомудрием. Здесь путь небес ведёт в ад. Коварство и предательство встречаются повсеместно. Эгоизм в большом почёте, каждый враждует с остальными, но все объединяются, чтобы подавить любого, кто осмелится искать какого-то высшего блага. Истина изгнана, чтобы не нарушать это положение дел.

Место действия cменяется. Появляется город древнего Неведения, центр без окружности, место, где никто не стоит над враждующими группировками. Это – город, которому неведом Свет, где Эго и Ложь – третейские судьи. Обманчивый моральный кодекс придаёт благородный вид беспощадному воину. Сила и выгода являются Истиной и Правом. Религия угнетает, духовность изгнана, правда запрещена как ложь, а ложь воцарилась как правда.

Ашвапати осторожно пересекает этот опасный проход с Именем Бога на губах, постоянно осознавая вероятность предательского удара в спину. Никто не задерживает его на пути; высоты Духа свыше манят его, бездны внизу жаждут его. Он решает познать всю глубину бездны Ночи и устремляется вниз.

Ещё большая тьма встречает его. Кажется, словно Бог и Свет никогда не были там или, во всяком случае, больше не имеют никакой власти. Ашвапати перестаёт что-либо видеть и находит путь только с помощью своей души. Уродство, извращение, похоть и жестокость соперничают тут за своё господство. Здесь поклоняются Небожественному. Культивируется новое восприятие, ценящее всё то, что душа ненавидит. Красота запрещена, чистые эмоции умерщвлены. Зло лелеется, грубые страсти ничем не сдерживаются. Здесь Ад предстаёт в своём ничем не прикрытом торжестве.

Жители этих областей – раса, одержимая демонической силой, которая скрывается в глубинах людей, сдерживаемая законом человеческого сердца и контролируемая мыслью возвышенного разума. Эта сила – монстр жадности, тщеславия и эксплуатации. Существа этого мира внешне похожи на людей, но по своей сути они самые гнусные из всех существ. Здесь нет никакой жалости или любви; повсюду – сила, тирания, цинизм. Свет презирается этими существами Тьмы, громогласными в своём кличе верности Владыкам Лжи.

Ашвапати продвигается в этих угрожающих царствах совершенно один, сражается с силами, которые стремятся лишить его ум собственного света, отбрасывает прочь их навязчивые влияния. Вскоре он выходит в обширные пустоты; все оживленные пути остаются позади. Это – подобная смерти подавляющая Бездна. Он ощущает сильную враждебность Жизни, противостоящую свету и истине, распространяющую отчаяние и рок, и старается не поддаваться её натиску. Пучина преисподни восстаёт, чтобы захватить его душу, которая осталась совершенно одна во враждебной Ночи; его со всех сторон что-то засасывает и давит. Гаснет надежда, и безымянный страх охватывает его. Его ум ошеломлён. Однако он всё ещё сопротивляется, усмиряет свой ужас и выдерживает мучения.

Вскоре возвращается спокойствие и ясный взор его души. В нём просыпается Божественность, и он встречает опасность в совершенном Покое. Он подчиняет одним взглядом волны грозной Природы. Он встречает неприкрытым духом обнажённый Ад.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Царства и Божества Высшей Жизни (Краткое содержание “Савитри”: Книга II. Песнь 6)

Краткое содержание Савитри

Царства и Божества Высшей Жизни

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 6

М.П. Пандит

Покинув анархичный мир низшей жизни, Ашвапати входит в царства высшей жизни. Мир, в который он попал вначале – это бесплодный мир, где присутствует только одно неустойчивое желание жить, но нет никакого направления. Он достиг неясного пространства, где надежда осмеливается существовать, хотя и не уверена в своём праве на существование. Жизнь пребывает в странном состоянии; она мечтает и представляет, но фактически ещё ничего не создаёт. Всевозможные существа вызваны к жизни, но всё ещё удерживаются на её грани. Это чарующий мир, но в нём нет ни твёрдой основы, ни цели.

Далее следует более высшее творение. Более ощутимо проявляется Воля к жизни. Внутренний Дух раскрывает себя в бесчисленных формах жизни; здесь присутствуют ритм и красота, а также свет и радость, которые, несмотря на своё несовершенство, свидетельствуют о ещё большей славе небес.

Это царство оказывает значительное влияние на землю; отсюда получают вдохновение более высокие движения жизни на земле. Оно содержит принцип, к которому обращён поиск человека. Здесь открывается бесконечная возможность восхождения по лестнице грёз, – все выше и выше. Энергия беспрестанно трудится, производя всё большее и большее количество форм, хотя результаты её работы мимолётны. Она стремится любым путем возвратить Счастье, которое потеряла в ходе инволюции из своего источника в высшем Духе, но не в состоянии обрести его. Несмотря на свою неспособность достичь цели, она продолжает свои попытки, побуждаемая действующей в ней Волей Создателя. Её миссия состоит в том, чтобы проявить Непроявленное, выразить Вечное во Времени. В действительности, вся значительная работа происходит за покровом. Несмотря на свои ограничения, она борется, терпит неудачу и снова возобновляет свои попытки; сохраняется воля к жизни, и намечается  бесчисленное число творений.

Высшая Жизнь пребывает в поиске Незримого, запредельного Света; она чувствует Безмолвие и прикосновение Милости свыше. Она близка к небесам Богов, но также и к демоническим мирам. Она жаждет поиска, восхождения, совершенства и ради этого продолжает созидать. Она почти достигает своей цели, но в конечном итоге терпит полную неудачу.

Так Жизнь проявляет себя и созидаёт на каждом плане существования, независимо от неудач, с которыми она сталкивается в ходе своего упорного труда. Какими бы ни были условия, она плодотворна в своём труде. Даже когда она внешне неподвижна, она продолжает трудиться внутри. Она по-прежнему активна даже в полном мраке Материи. В ней присутствует Интеллект, который её направляет, и Воля, которая побуждает к непреодолимому созидательному движению во тьме, бессознательности и инерции.  Постепенно начинают формироваться чувство, ум, сердце и душа. И вереница миров, поддерживаемая душой, обретает направленность и смысл.  Жизнь намеревается вернуть утраченную ею вечность.

Жизнь движется, чтобы доставить наслаждение своему Пуруше. Множеством средств она стремится удержать его интерес, но он возвращается к своему естественному состоянию неизменного и аморфного покоя. Он крепко спит в её глубинах, но постепенно она пробуждает его к сознанию. Мир, созидаемый ею, это сеть, в которой он удерживается.

Ею движет Знание, которое трудится под покровом Неведения; она наделена силой, которая творит невероятное. На более низких уровнях замыслы её трудов скрыты; на более высоких – очевидны в своих действиях. Но её формы всё еще являются только символами; Истина пока не воплотилась в конкретную реальность; то, что создано, является лишь подобием, смутным очертанием.

Такова природа мира, который открывается перед Ашвапати. Он озарён Истиной, но сама Истина не проявлена. В нём больше свободы и пространства; жизнь проживается на более глубоком уровне, а не на поверхности. Жизнь является ведущей силой: ум и тело следуют за нею. Этот мир является миром космического порядка, где “я” каждого существа объемлет всю вселенную. Сознание каждого расширяется и становится выше, но есть ещё много тех, кто ограничил себя обретённым величием.

Этот мир граничит с нашим смертным состоянием. Он вдохновляет все великие движения мира внизу, на земле, и устанавливает здесь принципы для формирования. В этом мире высшей Жизни существует открытое противостояние между истиной и ложью, добром и злом, и каждый должен делать свой выбор. Баланс ценностей в этом мире отличается от земного: в этом мире внутреннее определяет внешнее, и всё берёт своё начало из истины внутри. Внешнее восприятие не является преградой. Ум, эмоции и чувства каждого не отделены от ума, эмоций и чувств других, но сообщаются и сливаются с ними. Происходит живой обмен. И всё же, окончательного единства там нет. Душа, если того пожелает, может отделить себя от других. Нет подлинного тождества. Тайна Подсознания была, несомненно, раскрыта, но чудо Сверхсознания по-прежнему остаётся загадкой, неясно вырисовывающейся наверху. Это своего рода переходный период между двумя мистериями – двойственная жизнь в неопределённом мире.

Ашвапати следует тропою этой высшей Жизни. Вначале её замысел скрыт, видим только обширный источник всего, указывающий на ещё больший источник. Чувствуется значительное притяжение от Неизведанного свыше, более могущественной и обширной формации Силы-Жизни. Однако многое остаётся скрытым. Aшвапати пытается проследить её сложный замысел, открывающийся перед ним, но то и дело теряется в лабиринте её символов и образов. На него взирают тысячи ликов Истины, с ним говорят голоса, вспыхивают Идеи; он с изумлением наблюдает за появлением и исчезновением надежд, радостей и страстей Жизни. Он закрепляется на вершинах в Безмолвии и видит, как Жизнь теряет себя в Бесконечности. Он глубоко отождествляется с нею, чтобы постичь тайны её души. Он покорён её блеском и демонстрацией её мастерства. Но он видит также её внутреннюю суть, которая разочарована своей неспособностью постичь истину. Божественный Возлюбленный всё ещё находится за пределами досягаемости.

В формах, созданных Жизнью, Ашвапати чувствует присутствие Духа, из которого она черпает силу. Но он неспособен разгадать в её видении весь замысел, хотя улавливает некоторые намёки на этот высший уровень существования Жизни. Он следует её курсом к некоей бесконечности и верно распознаёт её знаки посредством вспышек интуиции.

Всё есть спектакль Жизни и Духа, игра в прятки, в потерю и обретение. Дух надеется овладеть Жизнью, но теряется в её разноплановой игре. Надежды и разочарования, радости и печали перемежают её пути. Но, несмотря на боль и слёзы, существует также и радость жизни: ибо за каждой жизнью стоит Высшая Воля; ничто не тщетно, что создано Богом. Этот центральный элемент придаёт смысл Жизни, несмотря на то что она далеко удалилась от направляющей её истины в своём падении из духовной обители.

На Жизнь была возложена миссия: проявить Божественную Реальность. Но её работа отстала от её цели. Ей не позволено оставить свои труды, и она должна держаться, бороться и идти дальше. Поэтому жизнь и душа в ней продолжают свой марш без передышки. Каждая цель указывает на последующую. За каждым её усилием присутствует память об утраченной славе, а за каждой неудачей – манящее Великолепие. Жизнь бесконечно трудится, чтобы реализовать свою мечту. Она неизменно верит в то, что должно настать время, когда Божественное ответит на её Зов –  проявит Свою Реальность Истины, Красоты, Любви и Блаженства в творениях Жизни и вернёт её к её истинному бессмертному состоянию.

До того времени её труды должны продолжаться, какими бы тщетными, какими бы бесплодными они ни казались, и какой бы бессмысленной ошибкой богов ни представлялся её мир.