Беседы Матери (Мира Альфасса), основанные на работе Шри Ауробиндо Мать, которые проходили в форме классов по французскому языку для учеников Международного Образовательного Центра имени Шри Ауробиндо. В ходе этих бесед Мать ответила на множество вопросов как по тексту книги, так и относящихся к повседневной жизни и практике йоги. Слова Матери освещают текст Шри Ауробиндо в новом свете, раскрывая новые грани понимания и практического опыта.

Шри Ауробиндо Мать

Облик Махакали

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

После чтения отрывка «Матери» посвященного Махакали:

Правдивы ли истории, рассказываемые об образе Махакали?

Что за истории? Существует множество историй, дитя моё. О какой истории ты говоришь? О какой Махакали? Образы, изображающие её, статуи? Это человеческое видение. Она совсем не такая.

Я думаю что, я вам уже однажды говорила, что существуют первоначальные существа в их высшей реальности и они особой природы; затем, по мере своего проявления в более и более материальных областях, ближе и ближе к земле, они принимают различные формы, а также множатся необычайно. Если хотите, существа, о которых Шри Ауробиндо говорит здесь, принадлежат к областям совсем близким к Сверхразуму, они все ещё находятся в совершенно чистом и сознательном контакте с супраментальным источником. Эти существа проявляются также в том, что Шри Ауробиндо называет «Надразумом» и там форма становится как бы более явной, немного более точной и в то же самое время уменьшенная в силе и способности. Затем, с плана Надразума они нисходят в человеческий разум, земной разум и там… Возьмите например, эту бедную Махакали; у вас есть множество Кали, одна ужаснее другой; некоторые совершенно ужасающие и устрашающие, и иногда это совершенно отталкивающие существа, которые являются исключительно человеческими формациями, то есть, внешняя форма дана человеческим воображением, формативной способностью человеческого разума. Внутри у неё может быть некое смутное отражение силы Махакали, но она настолько уменьшена, искажена, приспособлена к человеческому сознанию, что поистине она могла бы отрицать, что это она! Я видела массу всевозможных ужасов, которые фактически изображали Махакали. Мы не будем говорить об образах. Если их изобразили великие художники, то возможно некая красота всё ещё остается, но как правило это бумагомаратели, и ничего больше не остается. Что касается образов (статуй и изображений) которые должны быть установлены в храме, проводится религиозная церемония и если жрец или его помощник обладают оккультными силами, пусть даже ограниченными, он может в своём устремлении и посредством этой церемонии, привнести внеземное сознание в эти формы. Это принцип; вам говорится: «Это не кусок дерева, это не камень, это не картина; внутри этого есть сила, которую религиозный ритуал привлёк вниз и к которой вы можете обратиться.” Это так, но остаётся узнать что это был за священник, его оккультные познания, а также силы, с которыми он находится в родстве. Поэтому, там внутри может быть много всего… Там есть “нечто” (если только тот, кто провёл церемонию не был глупым невеждой, не имеющим никакой силы, и не привнёс ничего, сделал только видимость, но это происходит довольно редко; не могу сказать, что это случается часто), обычно там есть нечто, но всё же природа, качество этого, знаете… может бесконечно варьировать и это иногда немного тревожит. Я привела пример Махакали, потому что представление о Махакали в человеческом сознании особенно ужасно. Когда вы обращаетесь к другим божествам таким как, например Махасарасвати, кому приписываются всевозможные артистические, литературные способности и т.п., она уже не настолько ужасна. Но Махакали особенно… Их представление о могуществе, силе, воинственной энергии настолько ужасно, что то, что они привлекают, на самом деле опасно для тех, кто потому поклоняется этому. Я слышала бесчисленное множество историй с тех пор как я приехала в Индию. Я повстречалась с бесчисленными образами, знала многих, у кого в доме была Кали, которой они поклонялись, и с кем иногда происходили совершенно ужасные вещи. Я всегда их предостерегала, я говорила им: «Не думайте, что Махакали будет ответственна за ваши беды, ибо она не ответственна за них. Но может оказаться так, что образ Кали, который находится в вашем доме, укрывает некое довольно мстительное существо, вероятно очень ревнивое, крайне своевольное, с очень сильным духом мщения, и поскольку вы верите в него, и это, как правило, витальная сила, последствия поистине могут быть опасны.» Я знала людей, кто после всевозможных пережитых несчастий, взяли статую Махакали и выбросили её в Гангу. Если бы они в то же самое время обрели определенную свободу духа, весь вред бы исчез; но некоторые из них так напуганы тем, что они совершили, что вредные последствия продолжаются.

Не следует касаться этих вещей, если у вас нет, по крайней мере, первых начатков оккультного знания. К сожалению, в религиях – всех религиях, не только здесь, но и повсюду – знание  никогда не даётся верующим. Иногда священнослужители обладают им (я не говорю всегда), но когда оно у них есть, то они очень тщательно охраняют его от верующих, поскольку это лишило бы их власти и силы, и это является тем злом, что стоит позади всех религиозных учреждений.

В любом случае, мы отклонились от темы, давайте вернемся обратно. В земной атмосфере действительно присутствует Кали, которая занята земными вещами и несколько… нельзя сказать, независима, но которая совсем не является выражением Махакали; но она полностью послушна ей и обладает её основными качествами. Они уменьшены по своей силе и в эффективности, но они существуют, также как и красота её природы. Возможно, кто-то из вас находился в контакте с этой Махакали. Она не мстительна, она никогда не причинит вред тому, кто любит её, она не поражает эпидемиями страны, которые не оказывают ей достаточного почтения и уважения. Но она любит неистовство силы, она любит войну и её правосудие молниеносно.

из беседы Матери 11.05.1951

Шри Ауробиндо Мать

Трансцендентный аспект Матери; способы выражения

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Божественная Мать является божественной Шакти, то есть, созидательной Силой. Она отождествлена с космосом. Как она может иметь трансцендентный аспект?

Но возможно, божественная Мать была прежде творения! Конечно же, она должна была существовать до творения, ибо она не могла быть своим собственным продуктом. Если она являлась создательницей, следовательно, она должна была существовать до творения, иначе она никогда не смогла бы творить.

В таком случае, Она существовала во Всевышнем, до творения?

“Во” Всевышнем… Немного затруднительно говорить “внутри” и “снаружи” когда вы вне всех форм! Если хотите, можно сказать что она – движение Всевышнего (если это поможет вам лучше понять) или действие Всевышнего или состояние Всевышнего, вид… Вы можете сказать что угодно, что даст вам большее понимание этого. Понимаете, человеческий ум любит резать вещи на мелкие кусочки… Я расскажу вам короткую историю, предназначенную для детей. Всевышний решил создать вселенную, принял определенное внутреннее отношение, которое соответствовало внутренней манифестации (невыраженной) божественной Матери, верховной Шакти. В то же самое время, он сделал это с намерением, чтобы это было видом творения вселенной, которую он хотел создать, созидательной Силой вселенной. Следовательно, прежде всего, он должен был постичь возможность появления божественной Матери, чтобы эта божественная Мать могла постичь возможность вселенной. Вы понимаете? Я ещё раз повторяю, что это совсем не так (!), но, в конце концов, это предназначено для детских умов. Итак, мы вполне можем сказать, что есть трансцендентная Божественная Мать, то есть, независимая от своего творения. Она могла быть задумана, сформирована (как вам больше нравится) для творения, с целью творения, но Она должна была существовать до творения для того чтобы быть способной создавать, иначе как она могла бы творить? Это трансцендентный аспект и заметьте, что этот трансцендентный аспект постоянен. Мы говорим, словно всё разворачивалось во времени, о дате, которая может быть зафиксирована: первое января 0000, начало мира, но всё совершенно не так! Существуют постоянно трансцендентное, постоянно универсальное, постоянно индивидуальное, и трансцендентное, универсальное и индивидуальное сосуществуют. То есть, если вы войдете в определенное состояние сознания, вы в любой момент можете находиться в контакте с трансцендентной Шакти, и вы также можете в другом движении находиться в контакте с универсальной Шакти, и быть в контакте с индивидуальной Шакти, и всё это одновременно – это не развертывается во времени, это мы разговаривая развертываемся во времени, иначе, мы не могли бы выразить себя. Мы можем испытать это, но мы можем выразить это только, произнося одно слово за другим (к сожалению, невозможно произнести все слова одновременно; если бы мы могли сказать их все в одно и то же время, то это больше бы походило на истину.)

В конце концов, всё что было сказано, всё что говорится, все что будет сказано, это ничто иное как крайне неловкий и ограниченный способ выражения того, что может быть пережито, но что неописуемо. И существует момент в нашей жизни, когда мы видим, что одно и то же может быть выражено почти с одинаковой точностью или одинаковой истиной религиозным языком, мистическим языком, философским языком и материалистическим языком и что, с точки зрения пережитой истины, не имеет большой разницы. Только когда вы находитесь в ментальном сознании, одно кажется вам истинным, а другое нет; но всё это, это только способы выражения. Опыт несет в себе свой абсолют, но слова не могут описать его; можно выбрать тот или иной язык, чтобы выразить себя, и во всех случаях, с совсем небольшой предосторожностью, всегда можно сказать что-то приблизительное Истине.

Я говорю вам это не для того чтобы привести вас в замешательство, но просто чтобы дать вам понять что есть значительная разница между истиной опыта и способом его выражения, каким бы он ни был, пусть даже самым лучшим.

из беседы Матери 7.05.1951

Шри Ауробиндо Мать

Значение “иерархии”; Трансцендентная Мать

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Что такоеиерархия”?

Это группирование, организованное в ранговом порядке. Например, у вас есть глава в центре и у вас может быть четыре человека вокруг него, а вокруг этих четырех, 8, затем 12, 24, 36, 48, 124, и так далее, каждый с его особой миссией, его особой работой, его особой властью и все соотносится в возрастающем порядке к центру. Это и есть иерархия. В правительствах пытаются формировать иерархии, но они ошибочные (неверные), они произвольные и ничего не стоят. Но во всех древних посвящениях существовали иерархии, которые были выражениями личных заслуг – личных сил и достоинств – всегда имели в своём центре представителя Всевышнего и Шакти; иногда, только Всевышнего, в зависимости от религий. Но группы всегда были организованны таким образом, так, что с растущим числом индивидуумов, каждый соотносился со своим непосредственным начальником. Например, 124 человека должны были обращаться к 48, 48 людей должны были обращаться к 24, 24 обращаться к 12, 12 к 8 и т.д. Это есть иерархия. Этим словом пользуются очень неточно и неопределенно. Об иерархии говорят, думая, что это правящая верхушка, руководящая подчиненными. Но истинная иерархия – это оккультная иерархия, и цель этой оккультной иерархии проявлять и выражать более глубокую иерархию невидимых миров.

Кто такая трансцендентная Мать”?

Разве вы не знаете, что существуют три принципа: трансцендентный, универсальный и индивидуальный или личный? Нет? Трансцендентное, которое находится над творением, в истоке творения; универсальное которое является творением; и индивидуальное, которое говорит само за себя. Есть трансцендентное Божественное, универсальное  Божественное и индивидуальное Божественное. То есть, можно войти в контакт с божественным Сознанием внутри себя, во вселенной и, за пределами всех форм, в  трансцендентном. Так, эти три аспекта являются также тремя аспектами божественной Матери: трансцендентным, универсальным и индивидуальным… Вы знаете цветок который я назвала “Трансформация”?1 Да. Вы знаете, что у него есть четыре лепестка. Эти четыре лепестка расположены подобно кресту: один наверху, который представляет собой трансцендентное; два на каждую сторону – универсальное; и один внизу – индивидуальное.

Лепесток наверху разделен на два.

Именно, трансцендентное – это один и два (или двойственное) в одно и то же время. Этот цветок почти совершенен в своей форме. Это было также первоначальным значением креста, но он не был так совершенен как цветок, поскольку это было – один, два и три. Он не был настолько хорош – а цветок совершенен.

из беседы Матери 7.05.1951


1 Цветок дерева пробкового-дуба (millingtonia hortensis)