Беседы Матери (Мира Альфасса), основанные на работе Шри Ауробиндо Мать, которые проходили в форме классов по французскому языку для учеников Международного Образовательного Центра имени Шри Ауробиндо. В ходе этих бесед Мать ответила на множество вопросов как по тексту книги, так и относящихся к повседневной жизни и практике йоги. Слова Матери освещают текст Шри Ауробиндо в новом свете, раскрывая новые грани понимания и практического опыта.

Шри Ауробиндо Мать

Трансформация темной части своей природы

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Мать, в прошлый раз ты сказала, что в нас часто присутствует тёмный элемент, который… который подталкивает нас… который заставляет нас совершать глупости. И ты сказала, что когда осознаёшь этот элемент, необходимо его выкорчевать. Но что значит его выкорчевать… Например, когда осознаёшь, что этот элемент приходит, чтобы заставить нас совершить глупость, тогда, если усилием воли воздерживаешься от её совершения, можно ли  сказать, что выкорчевал его?

Чтобы не совершать глупостей…?

 … усилием воли. Например, не делать того, чего не следует делать.

Да, да.

Тогда, можно ли сказать, что мы выкорчевали тот элемент, которой был причиной этого?

Вы просто подавили его.

Ну, тогда, как же его выкорчевать?

Для этого необходимо, прежде всего, стать сознательным о нём, понимаете, поместить его прямо перед собой и перерезать узы, что связывают его с вашим сознанием. Это внутренняя психологическая работа, понимаете.

Если изучать себя очень внимательно, можно увидеть… Например, если вы понаблюдаете за собой, вы увидите, что в один из дней вы очень великодушны. Давайте возьмём это качество, чтобы было понятнее. Очень великодушны: великодушны в своих чувствах, великодушны в своих ощущениях, великодушны в своих мыслях и даже в материальных вещах; то есть вы с пониманием относитесь к ошибкам других, их намерениям, слабостям, даже каким-то их отталкивающим проявлениям. Вы всё это видите, и вы исполнены добрых чувств, великодушия. Вы говорите себе: «Что же… каждый делает лучшее, на что он способен!» — вот так.

На следующий день – или, возможно, даже в следующую минуту – вы заметите в себе некую сухость, жёсткость, нечто резкое, осуждающее, доходящее до того, что таит обиду, что хотело бы, чтобы злоумышленник был наказан, испытывающее почти мстительные чувства: полную противоположность предыдущего. В один из дней кто-то вредит вам, и вы говорите: «Ну что же, он же не знал»… или «Он не мог поступить иначе»… или «Такова его природа»… или «Он не смог понять!»  На следующий день – или, возможно, через час – вы говорите: «Он должен быть наказан! Он должен испытать это сам! Необходимо, чтобы он почувствовал, что поступил дурно!» — в неком порыве ярости; и вы хотите забрать вещи, хотите взять их себе, и вы испытываете все эти чувства ревности, зависти, ограниченности, понимаете, прямую противоположность другого чувства. Это — тёмная сторона. И поэтому, в тот момент, как вы видите её, если смотрите на неё, если не говорите: «Это Я», если говорите: «Нет, это моя тень, это та сущность, которую я должен выбросить из себя», направляете на неё свет другой своей части, пытаетесь противопоставить их друг другу; и с этим знанием и этим светом другой, не то чтобы пытаетесь переубедить её, потому что это очень трудно, но принуждаете её вести себя тихо — вначале отстраниться, а затем отбросить её так далеко, что она больше не может вернуться – направив на неё яркий свет.  В некоторых случаях её можно изменить, но это бывает очень редко. Бывают случаи, когда можно направить на эту сущность, или на эту тень, направить на неё такой интенсивный свет, что это трансформирует её, и она изменяется в то, что является истиной вашего существа.

Но это, это редкая вещь. Это может быть сделано, но это бывает редко. Но обычно лучшее, что можно сделать, это сказать: «Нет, это, это не я! Я не хочу этого! Я не имею ничего общего с этим движением, для меня его не существует, это нечто противоположное моей природе!». И затем в силу настойчивости и отвержением этого, в конце концов, вы отделяете себя от него.

Но сперва необходимо быть достаточно ясным и искренним, чтобы увидеть этот конфликт внутри себя. Обычно на эти вещи не обращают никакого внимания. Переходят от одной крайности к другой. Понимаете, можно сказать, выражаясь очень простыми словами: сегодня я хороший, а завтра я плохой. И это выглядит совершенно естественно. Или даже иногда на протяжении одного часа человек добрый, а через час он злой; или вот, иногда человек весь день добрый и, совершенно внезапно становится злым, в какой-то момент – очень злым, ещё злее, чем была его доброта! Только вы этого не замечаете, в уме мелькают разные мысли, яростные, дурные, отвратительные, вот так… Обычно на них не обращают внимания. Но именно их необходимо схватить! Как только такая мысль проявляется, нужно схватить её вот так (Мать делает соответствующее движение), очень крепкой хваткой, и затем держать её, держать её перед светом и сказать: «Нет! Я-не-хочу-тебя! Я-не-хочу-тебя! У меня нет с тобой ничего общего! Ты сейчас же уберёшься отсюда и больше никогда не вернёшься!»

(После некоторого молчания) И это нечто, опыт, который можно иметь ежедневно, почти… Когда в вас присутствуют эти движения огромного энтузиазма, огромного стремления, когда вы неожиданно становитесь сознательными о божественной цели, устремлении к Божественному, об этом желании участвовать в божественной Работе, когда вы выходите из самих себя в состояние великой радости и огромной силы, и затем, несколько часов спустя, становитесь несчастными из-за какой-то совсем небольшой вещи; вы замыкаетесь на себе, так ничтожно, так узко, так банально, испытываете такое пустое желание… А всё остальное улетучивается, как будто бы этого и не было вовсе. Человек привык к противоречиям; он не обращает на них внимания, и именно поэтому все эти вещи преспокойно соседствуют друг с другом. Прежде всего их необходимо обнаружить и воспрепятствовать тому, чтобы всё это перемешивалось в сознании: разберитесь в них, отделите тень от света. Затем можно будет избавиться от тени.

Ну вот, пришло время заканчивать. Есть какой-нибудь неотложный вопрос? Нет?

Милая Мать…

Да!

…если выбирать между ментальным предпочтением и витальными настояниями, что из них является более опасным для йоги?

То, что имеешь! (Смех)

из беседы Матери 28.07.1954

Шри Ауробиндо Мать

Самоотдача и индивидуализация сознания; сосредоточение существа вокруг божественного центра; необходимость эго

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Поистине, при настоящем состоянии мира, единственной вещью, которую человек может отдать Божественному,  является его тело. Но именно его человек не отдаёт Ему. Да, можно попробовать посвящать свою работу. Но опять таки, здесь существует так много элементов, которые не являются истинными!

Вы хотите растворить своё тело в Божественном, да? Что ж, попробуйте! Как вы собираетесь это сделать? Вы можете растворить своё ментальное, вы можете растворить своё витальное, вы можете растворить все свои эмоции, вы можете растворить все свои устремления, вы можете растворить всё это; но ваше тело, как вы намерены это сделать? Вы же не собираетесь растворить его в кипящей кастрюле! (Смех) И, тем не менее, это единственная вещь, о которой вы можете с определённостью сказать: «Оно существует», и подписать под ним, и опять же, ваше имя – это условность, но всё же, вы привыкли называть себя определённым именем, скажем: «Это, это – Я». Вы смотрите на себя в зеркало, и хотя то, какими вы были двадцать лет назад, и какими вы являетесь сейчас, совершенно отличается, изменилось до неузнаваемости, но всё же, что-то заставляет вас, тем не менее, говорить: «Да, это – Я». Да? «Я Юнтел, Пьер, Луи, Жак, Андре, кто бы то ни было…»

(После некоторого молчания) И даже это, если бы вы посмотрели на себя каждые семь лет, все клетки тела сменяются, и только по привычке оно остаётся таким же. Остаётся ли оно прежним? Есть ли у вас фотографии, когда вы были совсем маленькими? И фотографии, на которых вы десять, двадцать, тридцать лет спустя – вы узнаёте себя на них только потому, что очень хотите этого; иначе, поистине, вы совсем не те, что прежде… Когда вы были вот такого роста, и теперь, когда вы стали вот такого роста, это составляет значительную разницу! Вот так-то…

Всё это… я говорю всё это не для того, чтобы удручить вас. Это только для того, чтобы сказать вам, что прежде чем говорить о растворении своего эго в Божественном, нужно сначала немного узнать о том, кем вы являетесь. Эго присутствует в вас. Его необходимость заключается в том, чтобы вы стали сознательными, независимыми, индивидуализированными существами – я имею в виду в смысле независимости; чтобы вы не были бы “рыночной площадью”, через которую проходит всё на свете, чтобы вы могли существовать сами по себе. Вот для чего существует эго. Вот как это устроено, вот зачем существует также и кожа, вот такая… хотя, если честно, даже физические силы проходят через кожу.  Есть вибрация, которая проходит определённое расстояние. Но, в конце концов, именно это позволяет вам не раствориться в других. Но нужно, чтобы всё остальное было подобно этому.

Подробнее

Шри Ауробиндо Мать

Самоотдача и индивидуализация; индивидуализация ума

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Растворить своё эго в Божественном! Но сперва, вы не можете растворить своё эго в Божественном прежде, чем не станете полностью индивидуализированными. Знаете ли вы, что это значит – быть полностью индивидуализированным? Способным противостоять всем внешним воздействиям?

Несколько дней назад я получила письмо от одного человека, который рассказал мне, что пребывает в большой нерешительности по поводу чтения книг, относящихся к обычной литературе, например, романов или пьес, поскольку его природа обладает почти непреодолимой тенденцией поддаваться влиянию героев этих книг и начинать жить эмоциями и мыслями этих героев, вживаться в характеры этих персонажей.  Подобных людей гораздо больше, чем вы думаете. Они читают книгу и по мере её прочтения переживают все виды эмоций, мыслей, желаний, намерений, планов, даже идеалов. Они попросту целиком поглощены чтением этой книги. Они этого даже не осознают, поскольку как минимум девяносто девять частей характера человека сделаны из мягкого масла – несъедобного, естественно, но на котором, если на него надавить пальцем, остаётся отпечаток.

Таким образом, всё является «пальцем»: выраженная мысль, прочитанная фраза, увиденный предмет, наблюдение за работой кого-то другого, и также воля вашего соседа. И все эти воли, знаете ли, когда их видишь, они все присутствуют там, в переплетении (Мать скрещивает пальцы рук), каждая старается одержать верх и создает некое состояние постоянного конфликта внутри и снаружи… Она входит и выходит из людей вот так, понимаете, как электрический ток. Вы всего этого совершенно не осознаёте, и это постоянный конфликт множества воль, которые стремятся выразить себя; и побеждает самая сильная. Но поскольку их очень много, и вам приходится бороться в одиночку с огромным их числом, то это нелегко.

Поэтому вас бросает, как поплавок на морских волнах… Сегодня вы хотите этого, завтра вы хотите того; в какой-то момент вас толкают с этой стороны, а в следующий момент – с другой, сейчас вы задираете нос к небу (Мать делает подобное движение), затем погружаетесь в пучину. И это то существование, которое вы ведёте!

Прежде всего, человек должен стать сознательным существом, сплоченным, индивидуализированным, тем, кто существует в самом себе, независимо от всего своего окружения, кто может слушать всё что угодно, читать всё что угодно, видеть всё что угодно и при этом никак не меняться. Он принимает извне только то, что хочет принять; он автоматически отвергает всё то, что не согласуется с его планами, и ничто не может оставить на нём отпечатка, если он сам не согласится его получить. Тогда он начинает быть индивидуальностью. Когда он является индивидуальностью, он может совершить её подношение.

Ибо пока не имеешь чего-то, нельзя этого отдать. Сперва нужно стать, и только затем можно себя отдать.

До тех пор, пока не существуешь, нельзя ничего отдать. А для того, чтобы обособленное эго, как ты говоришь, исчезло, нужно быть в силах отдать себя полностью, всецело, без остатка. И чтобы быть в состоянии отдать себя, нужно сначала существовать. А чтобы существовать, необходимо быть индивидуализированным.

Если бы ваше тело не было создано таким жёстким, каковым оно является – поскольку оно ужасно жёсткое, не так ли? – что ж, если бы всё это не было таким фиксированным, если бы у вас не было кожи, здесь, вот такой, твердой, если бы внешне вы были выражением того, чем являетесь витально и ментально, это было бы хуже желеподобной медузы! Всё бы  перетекало из одного в другое, вот так… О, какую мешанину это бы вызвало! Вот почему было необходимо в самом начале придать очень жёсткую форму. Впоследствии мы начали на это жаловаться. Мы говорим: «Физическое фиксировано, какая досада; ему не достаёт пластичности, в нём отсутствует гибкость, в нём нет той текучести, которая позволила бы нам слиться с Божественным». Но это было совершенно необходимо, потому что без этого…если бы вы просто вышли из своего тела (большинство из вас не могут этого сделать, поскольку витальное существо едва ли более индивидуализировано чем физическое), если бы вы вышли из своего тела и отправились в витальный мир, вы бы увидели, что всё там переплетено, всё перемешано, всё разделяет; всевозможные виды вибраций, потоки сил, которые входят, выходят, борются, стараются уничтожить друг друга, захватывают друг друга, поглощают друг друга, извергают друг друга, и так всё это… Но во всём этом очень трудно найти личность. Это всё силы, движения, желания, вибрации.

Существуют индивидуальности, существуют личности. Но всё это силы. Люди, которые индивидуализированы в этом мире — либо герои, либо демоны.

А теперь, ментально… (молчание) Если только вы станете сознательными о своём физическом разуме самом по себе… Некоторые называют его «рыночной площадью», поскольку всё что угодно входит, пересекает, проходит, уходит… Все идеи идут туда, они входят здесь, выходят там, некоторые находятся здесь, другие там, и эта «рыночная площадь», не очень хорошо организована, потому что обычно идеи встречаются, сталкиваются, происходят всевозможные инциденты. Но там вы начинаете задумываться: «Что я могу называть моим умом?» или «Что есть мой ум?»

Необходимы годы очень внимательной, очень кропотливой, очень рассудительной, очень последовательной работы, организации, отбора, построения для того, чтобы суметь сформировать просто, о!, просто такую небольшую вещь, как свой собственный образ мышления.

Вы думаете, что вы обладаете своим собственным образом мышления. Напротив, это полностью зависит от людей, с которыми вы разговариваете или от книг, которые вы прочитали, или от настроения, в котором вы находитесь. Это также зависит от того, всё ли у вас в порядке с пищеварением или нет, это зависит от того, закрыты ли вы в комнате без надлежащей вентиляции, либо вы находитесь на открытом воздухе; это зависит от того, открывается ли перед вами чудесный ландшафт, это зависит от того, светит ли солнце или льёт дождь! Вы не осознаёте этого, но вы думаете о совершенно различных вещах в зависимости от массы вещей, которые не имеют к вам никакого отношения! Вы не осознаёте этого, но ваш образ мышления постоянно меняется в зависимости от множества вещей, которые не имеют к вам никакого отношения!

И чтобы это стало скоординированной, связной, логической мыслью, необходима долгая тщательная работа. И затем, самое замечательное это то, что когда вам удалось создать прекрасную, стройную, очень устойчивую, очень мощную ментальную конструкцию, первое, что вам будет сказано, это: «Необходимо разрушить это, чтобы вы смогли объединиться с Божественным!»  Но до тех пор, пока вы её не создали, вы не можете объединиться с Божественным, поскольку вам нечего отдать Божественному кроме массы вещей, которые не принадлежат вам самим. Прежде всего, необходимо существовать, чтобы быть в состоянии отдать себя. Я повторяю то, что уже говорила недавно.

из беседы Матери 28.07.1954

Шри Ауробиндо Мать

Растворение эго в божественном Сознании

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Как раствориться своё обособленное эго в божественном Сознании? (Ребёнок здесь неправильно произносит французское предложение).

Я не понимаю, что ты хочешь сказать. «Растворить»?

…в божественном Сознании…

Да, именно об этом я и говорю… Как раствориться, ты хочешь сказать — раствориться в Божественном, и потерять своё эго?

Прежде всего, нужно этого захотеть. А затем нужно с большим упорством стремиться, и нужно, всякий раз, когда эго проявляет себя, нужно щелкнуть его по носу (Мать щёлкает себя по носу), пока оно не получит столько щелчков, что устанет от них и выйдет из игры.

Но обычно, вместо того, чтобы щёлкнуть его по носу, человек оправдывает его присутствие. Почти постоянно, когда оно проявляет себя, человек говорит себе: «В конце концов, это не лишено смысла». И в большинстве случаев вы даже не знаете, что это эго, вы думаете, что это вы сами. Но первое условие, это почувствовать необходимым больше не иметь эго. Нужно действительно понимать, что вы больше не хотите его. Это не так-то просто. Это не так-то просто… Потому что можно, хорошенько обдумав слова в своей голове, сказать: «Я больше не хочу эго, я больше не хочу быть отделённым от Божественного». Всё это, это происходит там внутри, вот так. Но всё это остаётся там, это не сильно влияет на вашу жизнь. В следующее же мгновение вы делаете нечто исключительно эгоистическое, понимаете, и находите это совершенно нормальным. Вас это даже не шокирует.

Сначала необходимо начать по-настоящему понимать, что же это значит. Первый способ… Понимаете, существует много этапов… Сначала необходимо попытаться не быть эгоистом – но это что-то совершенно другое, понимаете… Если вы возьмёте английские слова, то вы поймете различие. Видите ли, в английском языке есть слово «selfish», а также слово «egoism». Эго — «ego» существует в английском и «selfish». И это совершенно две разные вещи; и во французском такого различия не делается. Говорят: «Я не хочу быть эгоистом», понимаете. Но этого очень мало, очень мало! Люди, после того, как перестают быть эгоистами, думают, что совершили грандиозный прогресс! Но этого очень мало. Это просто, о, это просто ощущать свою смехотворность. Вы не можете себе представить, как смехотворны эгоистичные люди!

Когда вы видите, как они всё время думают только о себе, относят всё только на свой счёт, управляемые попросту своей маленькой личностью, помещая себя в центр вселенной и пытаясь сделать так, чтобы вся вселенная, включая Бога, вращалась вокруг них самих, как будто это самая важная вещь во вселенной!

Если бы только человек мог увидеть себя со стороны, понимаете, как вы видите себя в зеркале, понаблюдать за своей жизнью, это так нелепо! (смеясь) Для вас этого было бы достаточно, чтобы… Человек неожиданно почувствовал бы, что он становится – о, совершенно смехотворным!

Помню я как-то прочитала на французском – это был перевод – высказывание Тагора, которое меня очень развеселило. Он рассказывал о маленькой собачке. Он сказал… он сравнил её с чем-то… Я сейчас уже не помню подробностей, но вот что меня поразило: маленькая собачка сидела на коленях у своей хозяйки и воображала себя центром вселенной! Это меня сильно поразило. Так и есть! Я знала такую маленькую собачку. Но подобных им очень много, почти все являются такими. Понимаете, они хотят, чтобы все были заняты только ими, и, надо сказать, им это очень хорошо удаётся. Поскольку в присутствии маленькой собачки, так же как и маленького ребёнка – что почти одно и то же – все заняты только ими.

Разве вы не замечали, что когда появляется вот такой маленький ребёнок (Мать показывает какой), всё остальное останавливается? До этого люди могли разговаривать, рассказывать что-то интересное, быть заняты чем-то более высоким; но как только появляется маленький ребёнок, все начинают улыбаться, «сюсюкаться», пытаются заставить его разговаривать, переносят на него всё своё внимание. Нельзя принести ребёнка без того, чтобы тут же вокруг него не возникло всеобщее волнение, чтобы все не захотели взять его на руки и заставить разговаривать. Поэтому вполне естественно, что ребёнок чувствует себя центром вселенной! Это совершенно естественно!

То же самое происходит и в отношении щенка; то же самое в отношении котёнка. Это своего рода… это очень примитивная деформация некой потребности защищать кого-то, кто меньше вас. И это одна из форм, одна из ранних форм неэгоистического проявления эго. Оно чувствует себя таким удовлетворенным, когда может защитить кого-то, заботиться о ком-то, кто намного меньше и намного слабее его, кто практически находится в вашей власти, кто почти – даже полностью – в вашей власти, у кого нет никакой силы сопротивляться. И поэтому вы чувствуете себя добродетельными и великодушными, потому что не раздавили его как жука!

Это первое проявление великодушия в мире. Но всё это, когда вы можете увидеть то, что стоит за этим и немного выше, это излечивает вас от эгоистичности, ибо это поистине смехотворно! Это поистине смехотворно!

Поэтому предстоит пройти долгий, долгий, долгий путь, прежде чем растворить своё эго в Божественном.

из беседы Матери 28.07.1954

Шри Ауробиндо Мать

Божественная природа денег

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Милая Мать, каким образом силы денег покинули Божественное?

Покинули? Сила денег принадлежит миру, который был создан деформированным. Это нечто, принадлежащее витальному миру; и он говорит об этом, не так ли? Он говорит, что она принадлежит витальному и материальному мирам. И поэтому всегда, во все времена, она была во власти асурических сил; и то, что нужно сделать – это именно отвоевать её у асурических сил.

Вот почему в прошлом все те, кто хотели заниматься йогой или следовать какой-либо духовной дисциплине, говорили, что не следует притрагиваться к деньгам, потому что это – как они говорили – нечто дьявольское, или асурическое, или, по меньшей мере, нечто, совершенно противоположное божественной жизни. Но вся вселенная во всём своём проявлении и есть Само Божественное, а потому всецело принадлежит Ему; и именно на этом основании он говорит, что силы денег принадлежат Божественному. Их необходимо отвоевать для Него. Они находились под влиянием асурических сил: необходимо их отвоевать и предоставить их в распоряжение Божественного, чтобы Оно могло использовать их для Своей работы по трансформации.

(долгое молчание)

Милая Мать, ведь  это люди создали деньги. Тогда как они могут быть божественной силой?

Гм! (смеясь). Это, как если бы ты сказал мне: ведь это мужчина и женщина создают другого человека, так как же он может быть божественным по своей сути?

Это — абсолютно то же самое! Всё, творение создано во внешнем аспекте посредством внешних средств, но за всем этим стоят божественные силы. То, что изобрели люди – бумаги, или монеты, или другие предметы — всё это — всего лишь средства выражения и ничто иное. Я только что говорила об этом, это не сама сила, а её материальное выражение, такое каким его создали люди. Но это чистая условность. Например, есть страны, где вместо денег в ходу маленькие ракушки. Есть такие страны, где… Кто-то написал такую историю: на Севере богатство означает иметь рыболовные крючки; и богатым человеком считается тот, у кого самое большое количество крючков. Вы знаете, как выглядят рыболовные крючки? маленькие железные крючки для рыбной ловли, которые крепятся на конце лески. Так что мультимиллионер там тот, у кого огромное количество крючков!

Это чистая условность. То, что стоит за этим – это та сила, о которой я говорю, понимаете, и таким образом, она проявляется самыми разными путями. Например, даже золото, понимаете ли… люди наделили золото определённой ценностью, поскольку из всех металлов оно меньше всего подвержено разрушению. Оно сохраняется почти бесконечно. Только поэтому,  другой причины нет.  Но это чистая условность. И то, что ценность золота падает по мере обнаружения его новых месторождений и их разработки, является доказательством этого. Это просто договорённость между людьми. Но то, что наделяет деньги властью, это нечто другое, это сила, которая стоит за ними. Как я только что говорила, это сила, способная привлекать и использовать всё что угодно, все материальные вещи и… Итак, всё это используется согласно договорённости. Вот смотрите, подразумевается, что богатство представлено клочками бумаги, которые со временем становятся очень грязными, и на которых что-то напечатано. Сами по себе они просто отвратительны, годятся разве что,  чаще всего, для разжигания огня. Но это считается огромным состоянием. Почему? Потому что существует такая договоренность. Но тот, кто способен привлекать их к себе и использовать на благо, чтобы повысить благосостояние этого мира, благоденствие и процветание мира, этот человек имеет власть над силой денег, другими словами, над силой, стоящей за деньгами.

На французском деньги называются «argent». «Argent» (серебро – прим. пер.) — это также и название белого металла, который всего лишь немного, немного красивее и немного долговечнее, чем другие металлы, который не так сильно окисляется и портится. Итак, деньги называются «argent». А также, в более широком смысле – всё, что относится к богатству, также называется «argent». Это может быть купюра, золото, или иногда просто какие-то записи… поскольку есть значительные состояния, которые являются только цифрами, записанными на бумаге, даже не те бумаги, которые находятся в обращении, а просто книги! Существуют огромные состояния, которые правят миром и которые просто записаны на бумаге, вот так, в каких-либо документах или договорах между людьми. Состояние может расти, утраиваться, учетверяться, удесятеряться либо, наоборот, свестись на нет. Продают всё, продают хлопок, сахар, зерно, кофе, всё, что угодно, но ничего этого  нет! Нет ни хлопка, ни сахара, ни зерна, ничего! Это всё на бумаге! Итак, вы покупаете хлопка на миллион: но в руки вам не попадает ни клочка хлопка! Но это записано на бумаге. И затем, спустя некоторое время, вы продаёте. Если цена на хлопок повысилась, вы зарабатываете целое состояние; если же понизилась – теряете целое состояние. И у вас при этом нет в наличии ни денег, ни хлопка, ничего, ничего кроме бумаги! (Смех) Это только договорённость.

из беседы Матери 28.07.1954

Шри Ауробиндо Мать

Природа денег; проявление денег на других планах; контроль над деньгами

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

«Деньги – это зримый символ универсальной силы, и эта сила в своём проявлении на земле работает на витальном и физическом планах и необходима для полноты внешней жизни. По своему происхождению и истинному действию она принадлежит Божественному. Но подобно остальным силам Божественного она делегирована сюда и в неведении низшей Природы может быть узурпирована и использоваться для нужд эго и удерживаться асурическими влияниями и искажаться в соответствии с их целями.»

Как деньги проявляются на других планах?

На каких других планах? Он говорит о витальном и физическом, не так ли? что это сила, которая проявляется на витальном плане и на физическом плане. Витальные силы оказывают на деньги огромное влияние.

(После некоторого молчания) Понимаете, когда человек думает о деньгах, он думает о банкнотах, или монетах, или о каких-то ценностях, о ценных вещах. Но это, это лишь материальное выражение той силы, с которой можно обращаться витально и которая, когда ею владеют и управляют, почти автоматически приносит с собой эту наиболее материальную форму выражения  денег. Это своего рода могущество. (Молчание) Это сила, привлекающая определённые совершено материальные вибрации, и которая обладает способностью увеличивать свою силу при её использовании – понимаете, которая действует подобно физическому упражнению – это увеличивает силу по мере его выполнения.

Например, если у вас есть контроль над этой силой – это сила, цвет которой, в витальном мире варьирует от красного, тёмного, чрезвычайно насыщенного красного до глубокого золотого – не яркого, но и не очень бледного. Итак, эта сила – когда ей позволяют двигаться, циркулировать, её интенсивность возрастает. Это не что-то, что вы можете накапливать и хранить, никак не используя. Это сила, которая должна всегда циркулировать. Например, скупые люди, которые накапливают все деньги, всё богатство, которые они только могут заполучить, оставляют эту силу в бездействии, не используя её способность движения; и тогда она либо уходит, либо погружается в оцепенение и теряет свою эффективность.

Самый верный способ находиться в потоке этой денежной силы – это в точности тот, что описан здесь: чувство абсолютной незаинтересованности, чувство, что это не что-то, чем вы владеете или что вам принадлежит, но что это сила, которой вы можете управлять и направлять туда, куда она должна отправиться для того, чтобы принести наибольшую пользу. И в процессе этих перемещений, в процессе этой постоянной деятельности возрастает и сила – сила притяжения, а также способность организации. Иначе говоря, даже тот, у кого нет материальных средств, и чьи материальные обстоятельства не позволяют ему физически управлять деньгами, но если он владеет этой силой, он может заставить её действовать, заставить её циркулировать, и при необходимости получить от неё столько энергии, сколько ему нужно, без какой-либо видимой причины или внешних признаков, в связи с которыми деньги должны были бы к этому человеку прийти. Он может находиться в условиях прямо противоположных обычному богатству и всё же управлять этой силой и всегда иметь в своём распоряжении любые средства, которые необходимы ему для его работы.

Таком образом, произошло следующее, понимаете: это письмо было написано кому-то, кто хотел уехать отсюда, чтобы собрать денег для работы Шри Ауробиндо, и у этого человека не было никаких средств. Поэтому он начал с того, что сказал Шри Ауробиндо: «Но поскольку у меня у нет никаких средств, люди не будут испытывать ко мне доверия, и я не смогу ничего получить».  И Шри Ауробиндо ответил ему примерно следующее, что для этого необходима не внешняя сила в своей наиболее материальной форме; для этого необходимо управление  внутренней силой, которая позволяет осуществлять контроль над деньгами, где бы то ни было: как в госучреждениях, так и при встрече с отдельными людьми; обретается над ними  контроль и можно при необходимости с помощью определённых действий привлечь к себе всё, что нужно.

из беседы Матери 28.07.1954

Шри Ауробиндо Мать

Завоевание денег для Матери; победа над желанием и получение Силы

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Как деньги могут быть отвоёваны для Матери?

А!… Здесь имеется указание. Три вещи взаимосвязаны (Шри Ауробиндо говорит об этом здесь): власть, деньги и секс. Я полагаю, что эти три вещи взаимосвязаны и что все три должны быть завоёваны, чтобы быть уверенным в обладании каждой из них – если вы хотите завоевать одну, необходимо завоевать и две другие. До тех пор пока вы не овладеете этими тремя вещами – желанием власти, желанием денег, сексуальным желанием – нельзя по-настоящему овладеть ни одной из них с твердостью и уверенностью. То, что придаёт деньгам такую огромную важность во всём мире, какую они имеют в настоящее время – это не столько сами деньги, потому что, за исключением нескольких глупцов, которые копят деньги и счастливы, потому что они могут их копить и пересчитывать, обычно денег желают и ищут ради тех удовольствий, которые они приносят. И это почти взаимозависимо; каждая из этих трёх вещей не только имеет свою собственную ценность в мире желаний, но она также полагается на две другие. Я как-то рассказывала вам об этом видении: того большого чёрного змея, который охранял сокровища мира, земное богатство – он требовал господства над сексуальным импульсом. Потому что, согласно некоторым теориям, сама жажда власти имеет свой исток в этом удовлетворении, и если вы овладели им, если вы изгнали его из своего сознания, то большая часть жажды власти и желания денег автоматически исчезнет. Несомненно, это три больших препятствия земной человеческой жизни, и пока они не будут завоёваны, у человечества почти не будет почти никаких шансов измениться.

Достаточно ли только индивидуального господства над желанием или необходимо общее, коллективное господство?

А! Наконец-то… Можно ли обрести полную личную трансформацию, без какого-либо подобного соответствия в обществе? … Мне это представляется невозможным. Между индивидуумом и обществом существует такая взаимосвязь, что, если только он не следует проповедям аскетов, другими словами, бежать от мира, уйти из него полностью, оставить его таким, каков он есть, эгоистично спасаться, оставив всю работу на других, если только он не делает этого… И даже в этом случае, у меня остаются сомнения. Возможно ли осуществить полную трансформацию своего существа, в то время как общество не достигло хотя бы определённой стадии трансформации? Я так не думаю. Человеческая природа остаётся всё той же – можно достигнуть большого изменения сознания, это да, можно очистить своё сознание, но полная победа, материальная трансформация, безусловно, во многом зависит от определённой степени прогресса в обществе. Будда не без основания говорил, что пока, пока в вас есть вибрация желания, эта вибрация будет распространяться по всему миру, и все те, кто готов принять её, её получат. Точно так же, если вы обладаете хоть малейшей восприимчивостью к вибрации желания, вы будете открыты всем вибрациям желания, которые постоянно циркулируют в этом мире. И именно поэтому он сделал заключение: «Бежите от этой иллюзии, покиньте её полностью, и вы будете свободны». Я нахожу это относительно очень эгоистичным, но, в конце концов, это был единственный выход, который он видел. Есть и другой: отождествиться в достаточной мере с божественной Силой, чтобы быть в состоянии постоянно и сознательно воздействовать на все вибрации, циркулирующие в мире. Тогда, нежелательные вибрации больше не влияют на вас, но вы сами оказываете на них влияние, то есть, вместо того, чтобы нежелательные вибрации проникали в вас незамеченными и делали там свою работу, они осознаются и сразу же по их прибытию, вы воздействуете на них для их трансформации, и они возвращаются в мир трансформированными, чтобы совершать там свою благотворную работу и подготавливать других к подобной реализации. Именно это и предлагает делать Шри Ауробиндо, а точнее, то, что он говорит делать, что он ожидает от нас:

Вместо того чтобы убегать, принести в себя силу, способную побеждать.

Обратите внимание: мир устроен так, что если в вас остался даже миллиграмм амбиций, и вы хотели бы получить Силу для их удовлетворения, то никогда бы не получили её — Сила бы не пришла. Да, можно обладать ограниченными искажениями Силы, подобными тем, что мы видим в витальном и физическом мире и которыми обладает множество людей. Но истинную Силу, Силу, названную Шри Ауробиндо «супраментальной», вы никак не сможете проявить до тех пор, пока полностью не освободитесь от эгоизма во всех его формах. А посему не существует никакой опасности злоупотребления ей. Она не проявится ни в ком, за исключением существа, достигшего совершенства полной внутренней отрешённости. И я уже говорила, что именно этого и ждёт от нас Шри Ауробиндо: вы можете сказать мне, что это трудно, но я повторяю, что мы здесь не для того, чтобы делать лёгкие вещи, мы здесь для того, чтобы осуществлять трудные.

из беседы Матери 3.05.1951

Шри Ауробиндо Мать

Природа денег нажитых нечестным путём

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Если кто-то получил большую сумму денег нечестным путём, можно у него их попросить для Божественного?

Шри Аурорбиндо ответил на этот вопрос. Он говорит, что деньги сами по себе являются безличной силой: то, каким способом вы добываете деньги, касается только лично вас. Это может причинить вам огромный вред, это может причинить вред также и другим, но это совершенно не изменит природу денег, которые по своей сути являются безличной силой: деньги не имеют ни цвета, ни запаха, ни психологического сознания. Это – сила. Это всё равно, как если бы вы сказали, что воздух, который выдыхает негодяй более испорчен, чем тот, который выдыхает честный человек – я так не думаю! Я думаю, что результат один и тот же. Можно по практическим соображениям отказаться от денег, которые были украдены, но всего лишь по практическим соображениям, а не по божественным. Это исключительно человеческое представление. Вы можете, исходя из практической точки зрения, сказать: «О! Нет, способ, которым вы заработали эти деньги отвратителен, и поэтому я не хочу подносить их Божественному», поскольку вы имеете человеческое сознание. Но если вы возьмёте кого-то (давайте допустим наихудшее), кто убил и получил деньги этим убийством; если его внезапно начинают мучить ужасные угрызения совести и раскаяние, и он говорит себе: «Я не могу сделать с этими деньгами ничего другого кроме как, отдать их туда, где их смогут использовать на благо, самым беспристрастным образом», мне кажется, что это движение более предпочтительное, чем использовать их для своего собственного удовольствия. Я сказала, что причины, которые могут помешать получению нечестно заработанных денег, могут быть исключительно практического порядка; но могут быть также и более глубокие причины… не хочу говорить моральной, но духовной природы — с точки зрения тапасьи. Можно сказать кому-то: «Нет, вы не можете поистине обрести добродетели, имея это состояние, которое нажито таким ужасным путём; то, что вы можете сделать – это вернуть его». Можно считать, что возвращение денег, например, поможет совершить больший прогресс, чем просто передать деньги на какую-нибудь работу. Можно видеть вещи таким образом. Но нельзя устанавливать никаких правил; это то, что я непрестанно говорю вам: невозможно установить какое-либо правило. В каждом случае всё обстоит по-разному. Но вы не должны думать, что это как-то затрагивает деньги; деньги, будучи земной силой, не затрагиваются тем, каким путём они были добыты, это никаким образом на них не влияет. Деньги остаются всё теми же, ваша банкнота остаётся такой же, ваша золотая монета остаётся такой же, и поскольку она содержит свою силу, её сила остаётся в ней. Это вредит только тому человеку, который плохо поступил, это очевидно. И тогда остаётся вопрос: в каком душевном состоянии и по каким причинам ваш нечестный человек хочет передать свои деньги для работы, которую он считает божественной? Делает ли он это в целях безопасности, из благоразумия или чтобы успокоить свою совесть? Очевидно что, это не является очень хорошим мотивом и не должно поощряться, но если он испытывает совершенное раскаяние и сожаление о том, что совершил и чувствует, что есть только одна вещь, которую он может сделать, а именно – лишить себя того, что он нечестно нажил и употребить это на общее благо как он только может, тогда на это нечего возразить. Нельзя принять общее решение – всё зависит от обстоятельств. Только, если я правильно понимаю то, что вы хотите сказать, если вы знаете, что человек добыл деньги самым отвратительным путём, то понятно, что ничего хорошего не будет в том, чтобы пойти и попросить у него денег на какую-либо божественную работу, поскольку это было бы равносильно реабилитации его способа зарабатывания денег. Нельзя просить, это недопустимо. Если, спонтанно, по какой-то причине, он даёт их, то нет причины отказываться. Но совершенно недопустимо идти и просить его об этом, потому что это всё равно, что узаконить его метод приобретения денег. И в этом заключается огромная разница.

 И как правило, в подобных случаях, те, кто идут просить денег у негодяев, пользуются методами устрашения: они запугивают их, не физически, но говоря об их будущей жизни, о том, что может с ними произойти, они вселяют в них страх. Это не очень хорошо. Это методы, которыми не следует пользоваться.

из беседы Матери 3.05.1951

Шри Ауробиндо Мать

Жизненные ценности и жизнь божественная, внутреннее отношение

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Мои друзья, не живущие а Ашраме, часто задавали мне следующий вопрос: «Когда человек вынужден зарабатывать на жизнь, должен ли он просто придерживаться общепринятых норм приличия, или же он должен быть ещё более требователен к себе?

Это зависит от отношения к жизни, которого придерживается ваш друг. Если он хочет быть садхаком, тогда необходимо, чтобы все обычные моральные нормы, не имели для него никакой ценности. Но если он является обычным человеком, живущим обычной жизнью, то это имеет чисто практическое значение, не так ли? Он должен подчиняться законам страны, в которой живёт, чтобы избежать неприятностей! Но все те вещи, которые в обычной жизни имеют относительную ценность, и на которые можно смотреть с некоторым пренебрежением, полностью меняются в тот момент, как человек решает начать йогу и ступить в жизнь божественную. Тогда, все ценности полностью изменяются; то, что честно в обычной жизни, больше не является честным для вас. Кроме того, происходит такой переворот в ценностях, что человек больше не может пользоваться обычным языком. Если человек хочет посвятить себя жизни божественной, он должен сделать это по-настоящему, другими словами, полностью отдаться этому, не делать больше ничего из личных интересов, положиться исключительно на божественную Силу, которой он передаёт себя. Абсолютно всё изменяется, не так ли? – всё, всё, это переворот. То, что я только что зачитала из этой книги, относится исключительно к тем, кто хочет делать йогу; для остальных это не имеет никакого смысла, это язык, который для них не имеет смысла, но для тех, кто хочет делать йогу – это безусловное требование. То же самое относится и ко всему тому, о чём мы читали прежде: нужно внимательно следить за тем, чтобы не получилось так, что одна ваша нога идет в одну сторону, а вторая – в другую, чтобы не находиться в двух разных лодках, плывущих каждая в своём направлении. Это то, что сказал Шри Ауробиндо: вы не должны вести «двойную жизнь». Нужно выбрать что-то одно из двух, нельзя выбрать две вещи сразу.

Впрочем, это не означает, что вы обязаны отказаться от условий своей жизни: это внутреннее отношение должно полностью измениться. Вы можете продолжать делать то, что вы привыкли, но делать это с совершенно иным отношением. Я не говорю, что необходимо оставить всё в жизни и удалиться в затворничество, непременно уйти в Ашрам, для того чтобы заниматься йогой. Сейчас, верно то, что если вы делаете йогу в миру и в мирских условиях, то это гораздо труднее, но она также и намного полнее. Потому что, каждую минуту, приходится сталкиваться с проблемами, которых нет у того, кто оставил всё и ушёл в затворничество; для такого человека все проблемы сводятся к минимуму. Тогда как в жизни человек сталкивается со всевозможными трудностями, начиная с непонимания со стороны окружающих вас людей, с которыми вы вынуждены иметь дело; нужно быть готовым к этому, вооружиться терпением — огромной беспристрастностью. Но в йоге, вас больше не должно заботить ни то, что думают, ни то, что говорят о вас люди; это совершенно необходимая отправная точка. Нужно быть абсолютно неуязвимым к тому, что может сказать или подумать о вас мир и к тому, как он к вам относится. Общественное мнение должно быть для вас чем-то совершенно безразличным и никак не трогать вас. Вот почему, как правило, намного труднее оставаться в привычном окружении и делать йогу, чем оставить всё и уйти в затворничество; это намного труднее, но мы здесь не для того, чтобы делать лёгкие вещи – лёгкие вещи мы оставляем для тех, кто не помышляет о трансформации.

из беседы Матери 3.05.1951