Беседы Матери (Мира Альфасса), основанные на работе Шри Ауробиндо Мать, которые проходили в форме классов по французскому языку для учеников Международного Образовательного Центра имени Шри Ауробиндо. В ходе этих бесед Мать ответила на множество вопросов как по тексту книги, так и относящихся к повседневной жизни и практике йоги. Слова Матери освещают текст Шри Ауробиндо в новом свете, раскрывая новые грани понимания и практического опыта.

Шри Ауробиндо Мать

Об асурических существах

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Здесь были люди, которые обладали очень большим стремлением, но они по какой-то причине восстали и ушли отсюда. И эти люди в особенности настроены против Ашрама. Но тогда, можно ли сказать, что однажды они вернутся обратно?

Вернутся? (Мать делает движение) Это… Я скажу тебе это лично.

Это зависит от определенных вещей… Можно сказать так: первое – тот же самый вопрос есть в Гите –, есть два вида асурических существ. Есть те, которые могут быть обращены, и которые будут обращены – в конце концов, возможно, будет достаточно, чтобы на одно мгновение, хотя бы в молниеносной вспышке, эти существа увидели возможность обращения, чтобы это могло произойти в один из дней. И есть те, кто совершенно сознательно и добровольно решили, что предпочтут скорее раствориться и исчезнуть. Поэтому те, которые хотят раствориться – будут растворены и те, которые хотят обратиться – будут обращены. Вот так всё происходит в жизни!

Есть те, которые умирают и те, которые возвращаются. Это обычно известно, почти предрешено. Можно сказать с определенностью: вот эти, они умрут. Они умрут – они умрут, другими словами, они полностью отрезали себя от своей души. Впрочем, у них может быть, как я уже говорила, жизнь вполне… которая кажется вполне успешной. Они не обязательно будут несчастливы физически, далеко от этого; иногда, напротив, они во всем достигают успеха. И затем, есть те, кто, напротив, возможно находятся под особой милостью, которые в своем путешествии встречают худшие горести; и, спустя некоторое время они осознают, что они были дураками, идиотами, глупцами. И тогда… они возвращаются. Это зависит от людей. Фактически, когда они добиваются успеха, это значит, что они обречены; когда они не преуспевают, что ж, это значит, что Милость не оставила их.

Но разница проявится особенно после их смерти, потому что человеческие существа, которые позволили враждебным силам завладеть собой и управлять их жизнью, как только они покидают своё тело, оказываются просто поглощены, вот и всё! Они уже разорвали связь со своим психическим существом, поэтому часто их психическое существо уже удалилось в иные миры… И поэтому, их витальное существо, которое является вместилищем этих сил, в тот момент, когда оно покинет тело, будет просто поглощено, вот и всё! И поэтому, они умрут навсегда. Это не будет иметь большой разницы в мире. В целом это ничего не изменит.

Милая Мать, чем они будут поглощены?

Ещё большим витальным существом! (смех) Понимаете, в них присутствовала эманация враждебных витальных сил, и существо или могущество, которые эманировали эту силу, сделали это для того чтобы использовать тело, чтобы оно делало в материальной жизни именно то, что они хотят. Но сейчас, когда тела больше нет, это больше не интересно… Понимаете, это тело было предназначено совершить определенное число вещей направленных против божественной деятельности. И как только тело исчезает, эманация отзывается как и вся сила, которая была с ней, и она снова поглощается до следующей подходящей возможности.

Они проводят всё своё время занимаясь этим. Они эманируют и затем снова поглощают, когда они того пожелают, иногда ещё до смерти… другими словами, это немного ускоряет смерть. Это оставляет существо подобно пустому кокону, без силы, без жизни, совсем пустым… Такое бывает, это делает их совершенно безумными. Или же, когда человек погибает в какой-то катастрофе, как это бывало на войне, внезапно… хоп! Оно действует подобно вакуумному отсосу, оно поглощает всё, оно проглатывает всё, и ждёт, пока не представится новая возможность. Оно ищет такую возможность, того, кто готов принять его, и оно делает его… Всегда находится кто-то, кто готов принять его, и кто, незамедлительно, начинает считать себя высшим существом; ибо оно наделяет его этим, оно дает людям чувство, что они действительно, исключительно выдающиеся люди… Они способны видеть недостатки в окружающих вещах, которые незаметны для других; их суждение более здраво, чем суждение сотен других людей. Кроме того они решили, что являются одними из тех, кто решил, каким должно быть творение, и кто пытается сделать его таковым, поместить вещи на свои места, так, как они должны быть.

У меня бывало такое: люди, которые в момент ясности или искренности, в краткие мгновения искренности просили освободить их от враждебной эманации, управлявшей их действиями. И тогда, в этот момент искренности эта эманация выходила из них, можно захватить её и уничтожить, не причинив вреда телу. Такое случалось со мной несколько раз.

Тогда в течение нескольких дней, существо пребывает в такой радости… ощущает себя свободным, хорошо себя чувствует, лучится светом… И потом, совершенно внезапно, оно говорит себе: «Но у меня же больше нет никакой силы! Я больше ничего не знаю, ничего не могу, я совершенно ординарное существо!» И затем: «Но в этом нет ничего хорошего, раньше было намного лучше!» И тогда, поскольку таких враждебных сил бесчисленное множество – этих существ сотни тысяч, понимаете, они здесь повсюду, роятся вокруг людей, поджидая подходящего случая в кого-то вторгнуться –, немедленно человек вновь поглощает свою дозу, и снова становится тем, чем он был прежде, иногда ещё хуже. И тогда, комедия начинается снова.

Но я, я больше не иду на это, одного раза достаточно! Вы слишком крепко держитесь за это, храните своё маленькое враждебное существо при себе! В таком случае это бесполезно. Но это оно, совершенно внезапно, чувство потери своей силы. Впрочем, это происходит с амбициозными людьми, особенно с теми амбициозными людьми, которые хотят обладать силой, которые хотят доминировать над другими, которые хотят быть великими мастерами, великими учителями, хотят творить чудеса, обладать сверхъестественными силами… именно с ними это случается чаще всего. С теми, кто имеет определенный вид амбиции, вертящуюся у них на уме. Это опасно.

Так здорово быть простым, доброжелательным, делать лучшее, на что вы способны; не пытаться создать что-то значительное, но только стремиться к прогрессу, к свету, к покою, исполненному доброй воли, и позволить Тому, кто знает в мире решать за вас, кем вы станете, и что вы будете делать. Вы больше ни о чем не заботитесь, и вы совершенно счастливы!

Вот так.

из беседы Матери 21.07.1954

 
Шри Ауробиндо Мать

О трансформации

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Мать, в прошлый раз я не не понял одной вещи… то, что ты сказала… Когда ты подсчитывала цветы “Трансформация”, цифра указывала число людей, которые будут трансформированы?

(после молчания) Это, это зависело от предварительной договоренности, которую я заключала, понимаешь… В один день, это могло быть что-то одно; в другой день, что-то другое. Иногда это были только движения, элементы, клетки… Иногда, это были люди. Это зависело от того, что я считала возможным и от договоренности, которую я заключала, прежде чем вести подсчет.

Это было подобно тому, как когда я давала людям определенное число цветов. Временами, это означало: “Столько же движений в вас, столько же элементов в вашем существе может быть изменено.” В другое время, я давала им определенное число цветов, подразумевая: “Вы получите силу измениться, принести трансформацию стольким людям, сколько цветов здесь” – и все виды подобных вещей. Это не всегда было одним и тем же.

Но это всегда была сила трансформировать что-то… Это могла быть трансформация воли, это могла быть трансформация деятельности, это могла быть материальная трансформация клеток, это могла быть трансформация вас самих… трансформация звезд во вселенной… многих вещей… Это зависело от людей.

Когда это было для людей, была ли это полная трансформация, Милая Мать?

Иногда. Обычно, существовали ассоциации и с другими цветами… Бывали моменты, когда человек мог организовать одно лучше, чем другое… Бывали случаи… бывали случаи, когда я подбирала цветы таким образом… Для определенных людей, это была полная трансформация. Но когда…

Время иногда ускользает от нас, это трудно… В таких подборках, труднее всего контролировать время. Вы не знаете, произойдет ли это через год или через сто лет… Это трудно контролировать. У меня некогда не было возможности придать чувство времени в цветах, и скорее всего, это невозможно. Возможно, это будет возможно в будущем, но в настоящий момент это элемент, который трудно измерить.

Милая Мать, что значит “трансформация звезд?”

Что это значит? Что ты хочешь спросить? Я говорила от трансформации звезд… Если вся вселенная должна трансформироваться, звезды трансформируются тоже! Почему ты хочешь, чтобы это было только на земле?

из беседы Матери 21.07.1954

 
Шри Ауробиндо Мать

Действие Шакти против асуров; ментальная самонадеянность

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Каким образом божественная Шакти действует против асуров?

Действует против асуров? Почему ты хочешь узнать это?

Это интересно! (смех)

Возможно, что им Она также дает то, чего они хотят. (молчание) И обычно, это приближает их конец. Есть разные виды асуров… другими словами… нет, асуры – это асуры, но есть еще все те, кто произошел от них, и кто является существами низшего порядка.

Асур – это, обычно, сознательное существо и он знает, что смертен. Он знает, что положение, которое он занял во вселенной, непременно разрушит его через некоторое время. Естественно, век асура необычайно долог, если его сравнивать с человеческой жизнью. Но все же, он знает, что наступит его конец, потому что он отрезал себя от Вечности. И поэтому, он старается реализовать свой план как можно полнее до тех пор, пока не наступит день его полного поражения. И, вполне возможно, что если ему будет позволено это сделать, поражение наступит раньше. Вероятно, по этой же причине, когда великие вещи готовы свершиться, в этот самый момент враждебные силы наиболее активны, наиболее яростны и, по всей видимости, наиболее успешны. Кажется, что они вольны делать все что угодно: возможно это для того, чтобы все закончилось как можно скорее.

(долгое молчание)

Это всё?

Милая Мать, что значит “ментальная самонадеянность”?

Ментальная самодеятельность? Это значит… то, что есть у всех вас! (смеется)

Я не знаю ни одного человеческого существа, у которого не было бы ментальной самодеятельности. Нет ни одного человека, у которого бы ее не было хоть немного, есть те у кого её много, есть те, кто состоит из неё целиком… Разум является, по своей природе, чем-то в высшей степени самонадеянным. Он воображает, что он может знать, он воображает, что может судить, и он проводит все свое время вынося суждение всему – внутри вас, в отношении вас самих, в отношении других, всему на свете!

На днях произошла одна очень забавная история. Кто-то написал письмо и выражая в нём сомнение о чем-то, что сказал Шри Ауробиндо. Но затем, в конце, он сказал: “Но не нужно забывать о том, что тот, кто написал это, по меньшей мере, так же умен, как и мы!” (Мать смеется) Когда человек проводит своё время вынося суждения, если он говорит себе: “Но, возможно, другой человек, по меньшей мере, так же умен, как и я”, он будет менее…

Но вы должны только наблюдать за собой… вы можете поймать себя, по меньшей мере, сто раз в день, на том что ваш разум решает всё, знает всё, судит обо всём, очень хорошо знает что хорошо, что плохо, что истинно, что ложно, что правильно… и также, как человек должен поступать, что он должен был сделать, как решить эту проблему… Все всё знают, понимаете… Если бы они были, например, во главе государства, они бы очень хорошо знали как все организовать! Но их никто не слушает… вот и всё!

Вам стоит только посмотреть на себя, и вы увидите, вы будете все время ловить себя на этом… Не говоря уже о тех, кто давным-давно решил, какие ошибки Бог совершил и каким был бы мир, если бы они были уполномоченными за его создание! Вот так!

из беседы Матери 21.07.1954

 
Шри Ауробиндо Мать

Внешний успех и Божественная Истина

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Мать, почему люди получают силу, даже если Божественное знает, что они не искренни?

Послушай, дитя моё, Божественное никогда не следует человеческим представлениям в своем образе действий. Ты должен запомнить это раз и навсегда. Он, вероятно, действует без того, что мы зовём соображениями. Но в любом случае, даже если они у Него есть, они полностью отличаются от человеческих, и, в особенности, у него нет такого же чувства справедливости как у людей.

Например, вы легко можете представить себе человека, жаждущего разбогатеть и пытающегося обманом получить от людей деньги… согласно вашей идее о справедливости, такой человек должен быть лишен всех благ и стать бедным. Однако мы видим, что, как правило, происходит обратное. Но это, это только видимость. За видимостью, стоит что-то другое… Он обменивает это на другие возможности. У него могут быть деньги, но у него больше не будет совести. И фактически, то, что происходит почти всегда, получив деньги, которых он так хотел, он несчастлив… И чем больше у него денег, тем, как правило, он несчастнее. Понимаете, его мучит богатство, которое он нажил.

Нельзя судить о вещах по внешнему успеху, или по кажущемуся поражению. Можно только – и, как правило, именно это всегда и происходит, можно сказать, что Божественное дает человеку то, чего он желает, и что из всех уроков – это самый лучший. Потому что, если ваше желание несознательное, темное, эгоистичное, вы увеличиваете в себе несознательность, темноту и эгоизм, другими словами, это уводит вас всё больше и больше от истины, сознания и счастья. Это уводит вас от Божественного. И для Божественного, естественно, только одно является истинным, это божественное Сознание, божественное Единство. И каждый раз, когда вы отдаете предпочтение материальным вещам, вы становитесь всё более и более материальными и всё дальше и дальше удаляетесь от полного успеха.

Но этот успех, для Истины – это ужасное поражение… Вы поменяли Истину на Ложь.

Судить только на основании видимостей и по внешнему успеху – это ничто иное как действие полного неведения. Даже для самого зачерствевшего человека, у кого внешне всё было успешным, даже для него всегда существует противоположность. И этот вид черствости существа который возникает, эта растущая завеса, делающаяся всё толще и толще, между внешним сознанием и внутренней истиной, становится, в один из дней, совершенно невыносимой. Это очень высокая цена, которая, как правило, платится за внешний успех.

(Голос Матери становится очень глубоким) Необходимо быть очень большим, очень чистым, иметь очень высокое и совершенно незаинтересованное духовное сознание, чтобы быть способным достигнуть успеха, не будучи этим затронутым. Нет ничего труднее, чем быть успешным. Это настоящее жизненное испытание!

Когда вас постигает неудача, совершенно естественно вы обращаете своё внимание к себе и внутрь себя, и вы ищете внутри себя утешение вашим внешним неудачам. И для тех, внутри кого присутствует пламя, если Божественное на самом деле хочет им помочь, если они достаточно созрели, чтобы получить эту помощь, если они готовы следовать по пути, удары будут следовать один за другим, потому что это помогает. Эта помощь – самая могущественная, самая непосредственная, самая эффективная. Если вы преуспели, усомнитесь в себе, скажите себе: “Какой ценой, какую цену я заплатил за успех? Надеюсь, что это не шаг в направлении к…”

Есть те, кто превзошли это, те, кто сознает свою душу, те, кто всецело отдали себя, те, кто – как я сказала, абсолютно чисты, незаинтересованны, и кто могут добиться успеха без того, чтобы он никак повлиял не повлиял или затронул их, тогда это другое дело.

Но нужно иметь очень высокое сознание, чтобы быть способным выдержать успех. И, в конце концов, возможно, это является последним испытанием, которому Божественное подвергает каждого: “Сейчас, когда ты благороден, незаинтересован, в тебе больше нет эгоизма и ты принадлежишь только мне, я наделю тебя победой. Посмотрим, выдержишь ли ты успех.”

из беседы Матери 21.07.1954

 
Шри Ауробиндо Мать

Духовная и супраментальная Истина; чистая вера; Божественная милость и совершение ошибок; эгоистическая вера

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Чем отличается “божественная, духовная и супраментальная Истина”?

Божественная истина?

“духовная и супраментальная…”

Я не думаю, что существует большая разница!

Милая Мать, что значит “чистая вера”?

Чистая? Она простая, искренняя и не испытывающая сомнений. Как правило, говорят о чистоте ребенка, который имеет чистую и не сомневающуюся веру.

Милая Мать, отталкиваем ли мы божественную Милость каждый раз, когда совершаем ошибку?

Что? Отталкиваете ли вы её каждый раз, когда совершаете ошибку?

Что ж, есть два разных вида ошибок. Есть ошибки сделанные по неведению. Однако, она остается ошибкой и создает завесу между Милостью и вами, но эту ошибку вы делаете не зная о том, что вы совершаете ошибку. Но как только вы знаете, что это ошибка, нужно полностью воздержаться от её совершения, потому что каждый раз, когда вы совершаете её, это верно, вы возводите стену между собой и божественной Милостью.

Существует очень большая разница между ошибкой, совершенной по неведению, которую вы больше не будете делать, когда узнаете, что это ошибка, и ошибкой совершаемой со знанием того, что это ошибка. И это, это уже зовётся упрямством! И это более серьёзно, это даже очень серьёзно. Это очень сильно омрачает сознание, настолько сильно, что спустя некоторое время человек уже не знает, что делает ошибки. Он делает их, думая, что поступает верно. Он приводит такое количество оправданий и обоснований всему, что он делает, что, в конце концов, он верит, что вовсе не делает никаких ошибок. И тогда это становится очень серьёзно, потому что он уже неисправим!

Мать, что значит “эгоистическая вера запятнанная амбициями”?

Да. Например, если вы хотите стать кем-то очень важным, занимать высокое положение, или привлечь восхищение окружающих вас людей, стать великим садхаком, великим саньясином, великим йогом и т.д., кем-то необыкновенно важным, это, это называется обладать верой полной амбиций. У вас есть вера, что это может произойти, у вас есть вера в Божественное, но она направлена только на удовлетворение вашего маленького личного тщеславия; и это, это уже не что-то чистое, искреннее и истинное. Это что-то сосредоточенное полностью на личной выгоде. Естественно, при этом не может быть никакой речи о самоотдаче; это захват сил, такого количества, которое вы способны захватить, другими словами, движение, полностью противоположное истинному движению. Это происходит гораздо чаще, чем вы думаете. Это проявление амбиции часто скрывается в глубине существа и оно подталкивает вас, вот так, исподтишка… Оно стегает вас плетью, чтобы вы продвигались. Это вид скрытой гордыни.

из беседы Матери 21.07.1954

 
Шри Ауробиндо Мать

Защита Божественного; витальные и психические эмоции

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

Если человек не осознает божественного Присутствия, может ли он находиться под божественной защитой?

Здесь тоже, всё зависит от каждого отдельного случая. Это возможно; это не всегда именно так, но это возможно. Может быть так, что божественная Милость дана кому-то, кто не знает ничего об этом. Это происходит даже чаще, чем вы думаете.

Всегда ли эмоции являются проявлением витального?

Это зависит от того, что это за эмоции, и также от того, что вы называете “эмоцией”. Например, есть состояние в котором, если встречаетесь с очень отчетливым, очень ясным психическим проявлением, другими словами, явным психическим проявлением – это случается достаточно часто –, при этом вы испытываете настолько сильные эмоции, что глаза наполняются слезами. Вам ни грустно и ни радостно, ни то и ни другое; это не соответствует никакой конкретной эмоции, но это интенсивность эмоции, которая исходит от контакта с чем-то, что явно и отчетливо является психическим; это может быть в вас самих, но гораздо чаще в ком-то другом. Когда вы сталкиваетесь с действием, движением, проявлением психического, тогда, совершенно внезапно, глаза наполняются слезами. Если вы зовете это эмоцией, очевидно, что это является эмоцией, не так ли? Но обычно она возникает в результате следующего: физическое существо чувствует не очень сознательную, но очень сильную нужду в психической жизни. Оно чувствует себя несчастным, обездоленным, одиноким и покинутым, когда оно не находится в контакте с психическим существом. Очень редко физическое существо осознает это. Но это ощущение потерянности, словно повиснув на волоске, без защиты, без всякой поддержки, словно вам чего-то недостает, вы не знаете чего именно, но чего-то, чего вам не хватает, чувство некой пустоты, это происходит гораздо чаще, чем вы думаете – люди не имеют ни малейшего представления, что это такое. Но затем, когда по той или иной причине, это сознание совершенно внезапно приходит в контакт с явно психическим феноменом, с психическими силами, психическими вибрациями, то возникает настолько сильное чувство, что чаще всего, тело неспособно удержать его – это как огромная радость, понимаете, которая обрушивается со всех сторон –, что оно не может удержать, удержать его внутри себя. Поэтому, это происходит вот так… Совершенно внезапно приходит некое откровение, не очень сознательное, не совсем ясно выраженное, такое откровение: вот оно, вот то, что мне нужно. И оно настолько сильное, настолько сильное, что это вызывает эмоции, настолько сложные, что вы не способны объяснить, что это такое. Это эмоции, которые не являются витальными.

Витальные эмоции имеют совсем иную природу – они очень ясные, очень отчетливые, вы можете выразить их очень четко; они очень сильные, обычно, они наполняют вас… интенсивностью, возбуждением, иногда большим удовлетворением. И затем, приходит их противоположность с такой же силой. И поэтому люди… Есть много людей, которые думают (это вопрос, которой мы уже обсуждали много раз), есть люди, которые воображают, что они испытывают любовь только когда она именно такая, когда любовь присутствует в витальном, когда она сопровождается всеми проявлениями витального, всей этой интенсивностью, этим неистовством, этой отчетливостью, этим сиянием и блеском. И поэтому, когда всего этого нет, они говорят: “О, это не любовь.”

И однако, именно таким образом любовь искажается: это уже не любовь, это становится страстью. И, понимаете, это почти универсальная ошибка среди человеческих существ.

Есть люди, которые полны психической любви, очень чистой, очень высокой, совершенно бескорыстной, но они ничего не знают о ней и считают себя холодными, сухими и что в них нет любви, потому что в них отсутствует эта примесь витальной вибрации. Для них любовь начинается с этой вибрации и заканчивается ею.

И, так как это нечто совершенно нестабильное и включает в себя движения, реакции и неистовые порывы всех видов, как в депрессии так и в удовольствии, то для людей любовь представляет собой что-то чрезвычайно мимолетное – за всю жизнь они испытывают любовь всего несколько минут. Она может длиться несколько часов и затем, она становится тусклой и невыразительной и вы думаете, что любовь покинула вас.

Как я уже говорила, есть люди, которые превыше этого и способны контролировать это таким образом, что она больше ни с чем не смешивается, они несут внутри себя эту психическую любовь, исполненную самозабвения, самоотдачи, сострадания, великодушия, благородства жизни, и которая является великой силой отождествления. Поэтому большинство этих людей думает, что они холодные или безразличные… их считают очень хорошими людьми, понимаете, но которые не любят; и иногда они даже сами не знают этого. Я знала таких людей, которые думали что они не любят, потому что в них не было этой витальной вибрации. Обычно, когда люди говорят об эмоциях, они говорят о витальных эмоциях. Но есть другой вид эмоции, которая принадлежит совершенно иному высшему порядку и выражает себя по-другому, которая, хотя и полна такой же интенсивности, но эта интенсивность находится под контролем, сдерживается, сконденсирована, сконцентрирована и является удивительной динамической силой.

Истинная любовь способна на удивительные вещи, но она редко встречается. Понимаете, любое чудо возможно ради любимого человека, не для всех, только для тех или для того, кого любят. Но это должна быть любовь свободная от всех примесей витального – другими словами, любовь абсолютно чистая и бескорыстная, не требующая ничего взамен, которая не ожидает ничего взамен.

из беседы Матери 30.01.1951

 
Шри Ауробиндо Мать

Невидимые миры

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

В невидимых мирах все видится как в физическом мире или как во сне?

Прежде всего, нужно определиться со снами! Есть сны, в которых всё видится настолько четко, настолько конкретно, что материальный мир по сравнению с ними кажется нереальным. Есть такие сны, в которых всё настолько интенсивно, настолько отчетливо, настолько конкретно, настолько материально и которые оставляют после себя настолько сильное впечатление, что материальный мир кажется, понимаете, в нем всё воспринимается словно в тумане, не очень ясно, не очень отчетливо. Поэтому, если это такой сон, то да. Но если это сон, в котором всё перемешано друг с другом и бессвязно, то нет.

Первый шаг, нужно уметь различать различные внутренние состояния существа, другими словами, знать наверняка: вот это принадлежит витальному, вот это принадлежит ментальному; вот это принадлежит психическому; вот это принадлежит материальному. И, как я только что говорила, во всём этом существуют подклассы. Есть материальное витальное, витальное витальное, ментальное витальное, витальное, находящееся под психическим влиянием. Необходимо уметь классифицировать вещи очень ясно, не допуская никакого смешения, такой вот, неопределенной путаницы в себе: “О, откуда пришло это движение, что это такое?” Понимаете, неясные ощущения… Это первый шаг.

Второй шаг, вы учитесь концентрироваться на одном из этих внутренних состояний, вы выбираете то, которое, как вы чувствуете, является наиболее живым, наиболее развитым в вас и учитесь концентрироваться там, и затем вы делаете такие же упражнения – я не знаю, помните ли вы те упражнения, которые вы делали, когда были совсем маленькими, учась ходить, пить, разговаривать, слышать, чувствовать, но вы выполняли множество упражнений. Все дети делают упражнения, сами не зная того, но, тем не менее, они их делают. Поэтому, нужно делать что-то подобное. Необходимо разработать чувства, развить их, сделать их сознательными, независимыми и точными в их восприятии. Вот это является вторым этапом. На это может потребоваться время или это может придти быстро; все зависит от степени развития вашего внутреннего существа.

После этого – и это только начало –, после этого, нужно научиться изолировать себя от всех остальных частей существа, концентрироваться на той, в которой вы хотите получить опыт, и концентрироваться так, как вы устанавливаете контакт с соответствующим иным миром – я не имею в виду экстериоризацию, которая оставляет ваше тело в состоянии комы, нет; достаточно очень интенсивной концентрации, способности изолировать себя от всего, кроме места, где вы концентрируетесь. И тогда вы приходите в контакт с соответствующим миром. Необходимо хотеть этого и мало-помалу вы научитесь делать это.

И это будет именно тем упражнением, которое необходимо, чтобы совершенствовать чувства, которые вы постепенно развивали, и предоставить им поле деятельности. Вначале, вы, вероятно, будете чувствовать себя потерянными в этом ином мире, вам будет не по себе, но, мало-помалу, вы привыкнете к нему и начнете передвигаться по нему тем способом, который свойствен для каждого из этих миров.

Но если вы знаете, как всё будет заранее (разум является таким удивительным инструментом формирования, что он может сконструировать для вас целый опыт, который, к сожалению, никогда не будет истинным), это будет исключительно ментальной конструкцией. Поэтому, обычно, когда инструктируют кого-то в этих оккультных вопросах, ему никогда не говорят заранее, что должно произойти. Единственное что можно сделать, если что-то произойдет с ним, если он скажет: “Вот, что со мной случилось”, ему говорят: “Да, это верно” или: “Нет, это не верно.” Можно помочь ему. Но ему не говорят заранее: “Вы отправитесь в такое-то место”, “Это произойдет следующим образом”, “У вас будет такой опыт”, и т.д., и т.п., ибо, тогда все это может произойти исключительно в результате тщательно построенной ментальной конструкции, по которой вы будете легко передвигаться. В таком случае это будет настоящим сном!

из беседы Матери 30.01.1951

 
Шри Ауробиндо Мать

Необходимые условия для работы Силы; число измерений; эгоистическая вера

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

“… и условий, необходимых для её творения…”

Их бесчисленное количество и они отличаются у разных людей и при различных обстоятельствах. Но, в конечном итоге, они сводятся, к тому, что он сказал вначале, или немного дальше, я не помню точно… Вот: “вера, искренность и самоотдача”. Это – необходимые условия. И затем, он описывает какими должны быть вера, искренность и самоотдача. Это условия, необходимые для того, чтобы она могла одержать победу над враждебными силами. Условия, необходимые с вашей стороны, понимаете? Её собственные условия — я полагаю, она выполняет их спонтанно –, это отвечать на стремление, обладать силой, ясновидением, знанием и волей. Это очевидно. К тому же, нужно предоставить поле для её работы, и создать условия, в которых она сможет работать, и это следующие условия: вера, искренность и самоотдача — чистая вера, к которой ничего не примешивается, совершенная и интегральная искренность, и безусловная самоотдача. Это то, что он описал вам.

Существует ограниченное количество измерений?

Ограниченное? Или неограниченное? О чем ты спрашиваешь? Сколько существует измерений? У кого мы должны спросить об этом, у математиков или оккультистов? У оккультиста!

Вот: в определенном смысле их число ограничено; но, в каждом из этих измерений есть другое ограниченное число подразделений, и, так как в этих подразделениях тоже существует определенное число подразделений, мы можем сказать, что оно бесконечно, и все же оно ограничено. Итак, если ты что-то понял, тебе повезло!

Если число измерений ограничено, тогда сколько их?

Двенадцать.

Как такое может быть — “эгоистическая вера в ментальном существе”?

Он очень хорошо это описал: “запятнанная амбициями” и т.д. Я полагаю, что если вы выразите это по-другому, это будет намного вернее. Какая вера не содержит всего этого хоть в небольшой степени? Ибо здесь сказано, здесь повторяется, что вера, если она чистая, она способна, способна на… ничто не может противостоять ей. Это значит, если бы вы обладали совершенно чистой верой, чистой от всех этих вещей, истинной верой, настоящей верой, тогда, не было бы ничего невозможного; можно было бы пройти трансформацию за один день, можно было бы принести вниз Супраментальное за одно мгновение, можно было бы… Неважно что, все что угодно, если у вас есть вера. Но это должна быть чистая вера, к которой не примешаны никакие личные реакции или личная воля.

Чистая вера – это нечто всемогущественное и неудержимое. Нечасто можно встретить веру, которая была бы всемогущественной и неудержимой, это говорит о том, что она не полностью чистая. Вопрос следует поставить следующим образом:  каждый из нас обладает верой, например, верой во что-то, скажем, верой в божественное Присутствие внутри нас. Если бы наша вера была чистой, мы бы сразу осознали божественное Присутствие внутри нас; этот пример очень легко понять. У вас есть вера, что оно находится там, но нет опыта. Почему? Потому что вера не чистая. Если бы вера была совершенно чистой, это бы немедленно произошло. Это совершенная правда. Поэтому, когда вы осознали, что не произошло мгновенной реализации, вы начинаете смотреть: “Но почему не произошло реализации этого? Что присутствует в моей вере?” И если вы продолжаете смотреть с той же искренностью, то обнаружите, что в ней присутствует множество мелких вещей, так много мелких вещей, совсем небольших – вот такого размера –, совершенно отталкивающих… Ничего другого, только мелкие вещи. Сколько раз к ней примешивалось мелкое тщеславие, или что-то ему подобное… и затем, желание – не очень неистовое, которое не сильно себя проявляет – важность которую это придает вам, силу и удовлетворение, которыми это наделит вас…

из беседы Матери 30.01.1951

 
Шри Ауробиндо Мать

Смысл провозглашения; Её путь — ваш путь; незримые миры

Работа Шри Ауробиндо Мать

*

 “Чем полнее ваша вера, искренность и самоотдача, тем больше милость и защита будут с вами. И когда милость и защита Божественной Матери вместе с вами, что способно затронуть вас или кого вам бояться? Даже малая её часть пронесет вас через все трудности, препятствия и опасности; окруженные её полным присутствием, вы можете безопасно идти по своему пути, потому что это её путь, не заботясь ни о каких опасностях, незатронутые никакой враждебностью, какой бы сильной она ни была, из этого мира или из миров незримых. Её касание может обратить трудности в возможности, поражение в успех и слабость в непоколебимую силу. Ибо, милость Божественной Матери – это санкция Всевышнего, и сейчас или завтра её результат несомненен, провозглашен, неизбежен и неотвратим.”

Что означает слово “провозглашен”?

Оно образовано от слова “провозглашать”. Это закон, это что-то, что… Например, провозглашается, что определенная вещь будет сделана определенным образом. Правительства провозглашают указы, согласно которым что-то нужно или не нужно делать. Это приказания отданные в официальной форме. Поэтому, в данном случае, это приказ Всевышнего, это отданный приказ, от которого нельзя уклониться.

“окруженные её полным присутствием, вы можете  уверенно идти по пути, потому что это её путь…”

Это тот же самый путь. С той минуты, когда вы окружены божественной Милостью и находитесь в состоянии необходимом для прихода божественной Милости, ваш путь и её становятся одним и тем же путем.  

Что это за “незримые миры”?

Это – обширный вопрос!

Вы слышали и читали о том, что мы состоим из различных планов сознания: физического, витального, ментального, психического, духовного и т.д. И, каждый из этих уровней внутреннего сознания соответствует невидимому миру. Есть физический мир, витальный мир, ментальный мир, психический мир и множество духовных миров, целая лестница всё более и более тонких миров, приближающихся всё ближе и ближе к Всевышнему. Поэтому, так как, вы содержите в себе соответствующие планы сознания, то, изучая своё внутреннее сознание и пробуждая его, вы можете также понемногу исследовать эти невидимые миры. Например, разум: если разум сознателен, скоординирован, хорошо контролируется, тогда он может передвигаться в ментальном мире, точно так же, как тело передвигается в физическом мире, и видеть, что собой представляет ментальный мир, что там происходит, какие его характеристики и так далее. Эти миры – это не что-то, само-по-себе, невидимое – они невидимы для нашего физического сознания и для физических органов восприятия, но не являются таковыми для соответствующего внутреннего сознания и соответствующих внутренних органов восприятия. Ибо, с помощью систематического развития, можно обрести органы восприятия в этих мирах, и тогда, можно жить в них аналогичной жизнью — с характерными отличиями, я имею в виду, вы ведете объективную жизнь в этих мирах, если вы достаточно развиты для этого. В противном случае, они словно для нас не существуют. Если бы мы не несли в себе что-то, что соответствует всему, что есть во вселенной, тогда эта вселенная для нас словно бы не существовала. Это только вопрос систематического и методичного развития. Некоторые люди совершенно спонтанно обладают этими способностями, в силу различных причин, в основном, в результате длительной подготовки в предыдущих жизнях, иногда, благодаря особенно благоприятным обстоятельствам – они были рождены в определенном месте, их родители обладали такими развитыми способностями, и им помогали развивать их с детства. Есть и другие, кто смог развить их систематически с помощью внутренней дисциплины; на это требуется время, это долго, но, в конце концов, не намного дольше, чем необходимо для разума младенца прийти к пониманию абстрактной математики. На это необходимы годы.

Эти невидимые миры существуют в каком-то определенном месте во вселенной?

Естественно, они являются частью вселенной… да, можно сказать, что они существуют в определенном месте. Но, чтобы понять это, понять эти вещи, требуется ум, который способен понять, что, кроме исключительно материального измерения, существуют и другие измерения. Потому что, если вам говорят, что ваше психическое находится в вашем теле, это не означает, что если вы откроете своё тело, вы найдете там своё психическое сознание. Вы обнаружите там свое сердце, свой желудок и все остальные органы, но только не свое психическое сознание. И, тем не менее, это верно, что оно находится внутри вас; оно выходит также за ваши пределы, но оно находится в другом измерении. И, можно сказать, что существует столько же различных измерений, сколько и различных миров. Разумеется, что все эти невидимые миры, так называемые “невидимые миры”, — находятся, если можно так сказать, в материальной вселенной. Но, они не занимают в ней никакого места, как другие объекты. Можно привести следующее не совершенное сравнение – только в качестве сравнения – в твоей голове содержится бесчисленное множество идей, но, у тебя, конечно же, нет ощущения, что для того, чтобы туда могла войти новая идея, нужно избавится от предыдущей. В этом смысле они не занимают никакого места.

из беседы Матери 30.01.1951