Записи

Умерщвление плоти в борьбе с сексуальным импульсом (Подкаст “Основы Йоги”#28)

Умерщвление плоти в борьбе
с сексуальным импульсом

28 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 28 на канале Youtube:
https://youtu.be/TK6lOU0UdlY


Текст “Основ Йоги” 28 серии

* * *

Первое, чего вы должны тщательно избегать, когда психическое существо распространяет свое влияние на витальное, – это какого бы то ни было смешения ложного витального движения с движением психическим. Вожделение представляет собой искажение или деградацию, которая не позволяет любви утвердиться в своих правах; и поэтому когда в сердце возникает движение психической любви, нельзя позволять войти туда вожделению или витальному желанию, – подобно тому, как когда свыше нисходит сила, личные амбиции и гордыню следует удерживать от нее подальше; ибо любая примесь извращения искажает психическое или духовное действие и препятствует истинному его осуществлению.

* * *

Пранаяма и другие физические упражнения вроде Асан не обязательно искореняют половое желание – напротив, благодаря чрезвычайному усилению витальной силы тела они могут также иногда чрезмерно увеличить силу половых тенденций, которые лежат в основе физической жизни и потому всегда покоряются с трудом. Единственное, что надо делать, – отделять себя от этих движений, найти свой внутренний центр и жить в нем; тогда эти движения больше не будут казаться вам вашими собственными, а предстанут навязанными внешней Пракрити внутреннему существу или Пуруше. В этом случае их легче отбрасывать или сводить на нет.

* * *

Такого рода сексуальная атака во сне не сильно зависит от пищи или чего-либо внешнего. Это механическая привычка в подсознательном; когда половой импульс отторгнут или не допущен в бодрствующих мыслях и чувствах, он приходит в такой форме во сне, ибо тогда задействовано лишь подсознательное, а сознательный контроль отсутствует. Это знак того, что половое желание было подавлено в бодрствующем уме и витальном, но из субстанции физической природы не удалено.

Чтобы удалить его, надо сперва проследить за тем, чтобы в бодрствующем состоянии не затаилось никакой сексуальной фантазии или чувства, а затем твердо явить свою волю телу и, особенно, половому центру, что ничего подобного во сне быть не должно. Сразу это может и не увенчаться успехом, но если упорствовать долгое время, обычно это дает результат; подсознательное начинает подчиняться.

* * *

Умерщвление плоти – не способствует избавлению от полового импульса, хотя и может служить временным отвлекающим маневром. Чувственное восприятие воспринимается как приятное или неприятное витальным сознанием, и главным образом витальным физическим.

Сокращение рациона обычно не дает постоянного эффекта. Оно может дать ощущение увеличения физической или витально-физической чистоты, облегчить систему и понизить уровень определенных видов тамаса. Но половой импульс может вполне приспособиться к сокращенному рациону. Такие вещи преодолимы, но не физическими средствами, а путем изменения в сознании.

* * *

Ваши затруднения с избавлением от первобытного в своей природе не исчезнут до тех пор, пока вы будете пытаться изменить свою витальную часть единственно или главным образом с помощью ума и ментальной воли, призывая себе на помощь в лучшем случае неопределенную и безличную божественную силу. Это старая проблема, которая никогда не решалась до конца при жизни, так как за нее никогда не брались по-настоящему. На многих путях йоги она стоит не столь остро, поскольку их цель заключается не в преображении жизни, а в уходе от нее. При такой цели достаточно усмирить витальное с помощью ментального и морального принуждения, или утихомирить его, погрузив в нечто вроде сна и оцепенения. Есть даже такие, кто предоставляет витальному свободу, чтобы оно по возможности истощало себя, в то время как обладатель его учится быть вне этого и не обращать на него внимания; ведь это всего лишь старушка-Природа, что вертится от полученного в прошлом толчка и отпадет с утратой тела. Не достигнув успеха в применении этих методов, садхак иногда просто ведет двойную внутреннюю жизнь, так и разрываясь до конца между своими духовными переживаниями и витальными слабостями, увеличивая свою лучшую часть и уменьшая, насколько можно, свое внешнее существо. Но для нашей цели ни один из этих методов не подходит. Если вы хотите по-настоящему подчинить и трансформировать витальные движения, добиться этого можно лишь при условии, что вы позволите своему психическому существу, живущей в вас душе, полностью пробудиться, взять власть в свои руки и открывать все остальное существо постоянному прикосновению Божественной Шакти, навязывая уму, сердцу и витальной человеческой природе свой собственный путь чистого служения, искреннего стремления и совершенно бескомпромиссного побуждения ко всему божественному. Нет иного пути, и искать пути более удобного не имеет смысла.

Шри Ауробиндо
“Основы Йоги”, Глава 4. Желание; Пища; Секс


Следующий эпизод будет опубликован на YouTube канале по ссылке:
https://www.youtube.com/channel/UCr5LI7XF089dv-pQPVFVKJQ

Читать подробнее о Подкасте “Основы Йоги”

Изгнание Сексуального Импульса из всех слоев Сознания (Подкаст “Основы Йоги”#27)

Изгнание Сексуального Импульса
из всех слоев Сознания

27 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 27 на канале Youtube:
https://youtu.be/zVUma-BxOXo


Текст “Основ Йоги” 27 серии

* * *

Нет причин унывать до такой степени или думать, что вы пали в Йоге. Это вовсе не знак того, что вы непригодны для Йоги. Это просто означает, что отторгнутый сознательными частями сексуальный импульс нашел прибежище в подсознательном, вероятно где-то в низшей витально-физической и самой физической части сознания, где еще сохранились области, не открытые стремлению и свету. Явление во сне вещей, отторгнутых в бодрствующем состоянии сознания, – вполне обычное явление в ходе садханы.

Средство избавления от этого следующее:

  • (i) привносить более высокое сознание, его свет и его активную силу вниз, в более темные части природы,
  • (ii) постепенно становиться более сознательным во сне, с внутренним сознанием, сознающим ход садханы во сне, как в бодрствующем состоянии,
  • (iii) налагать бодрствующую волю и стремление на тело во время сна.

Один из способов достижения последнего – сделать перед сном сильное и сознательное внушение телу, что этого произойти не должно; чем более конкретным и физическим будет это внушение и чем непосредственнее оно будет направлено на половой центр, тем лучше. Результат может последовать не сразу или быть непостоянным; но если вы знаете, как делать внушение такого рода, обычно оно в конце концов берет верх: даже когда оно не предотвращает сновидения, очень часто оно пробуждает сознание во время сна как раз вовремя, чтобы оно могло предотвратить нежелательные последствия.

Было бы ошибкой позволять себе впадать в депрессию даже из-за повторяющихся неудач в садхане. Надо быть спокойным, настойчивым и более упорным, чем сопротивление.

* * *

Если вы искренне стремитесь избавиться от полового импульса, связанные с ним проблемы неизбежно уменьшатся. Сложность состоит в том, что какая-то часть вашей природы (особенно низшее витальное и подсознательное, которое активно во сне) хранит память об этих движениях и привязана к ним, а вы не открываете ее и не заставляете принимать Силу и Свет Матери, которые смогли бы ее очистить. Если бы вы делали это вместо того, чтобы сетовать, беспокоиться и цепляться за идею своей неспособности избавиться от подобных вещей, если бы вы тихо, со спокойной верой и терпеливой решимостью настаивали на их уходе, отделяя себя от них, отказываясь принимать их или вообще считать частью себя, то спустя некоторое время они утратили бы свою силу и начали сокращаться.

* * *

Беспокойство по поводу сексуального импульса имеет серьезные основания лишь до тех пор, пока он получает согласие со стороны ума и витальной воли. Если он изгнан из ума, то есть если ум отказывается давать ему одобрение, тогда как витальная часть отзывается на него, он приходит в форме большой волны витального желания и пытается с помощью заключенной в ней силы захватить ум. Будучи изгнан также из высшего витального, сердца и динамичной и захватывающей жизненной силы, сексуальный импульс находит приют в низшем витальном и приходит в форме меньших внушений и побуждений там. Изгнанный из низшего витального уровня, он спускается в темное инертное и повторяющееся физическое и приходит в форме ощущений в половом центре и механического отклика на внушение извне. Изгнанный и оттуда, он спускается в подсознательное и является в форме сновидений и ночных поллюций, которые могут даже не сопровождаться сновидениями. Но куда бы он ни отступал, он некоторое время все еще пытается действовать с этой базы или укрытия, причиняя беспокойство и стараясь вновь получить разрешение более высоких частей до тех пор, пока не будет достигнута окончательная победа, и он не будет изгнан даже из прилегающего или окружающего сознания, которое является продолжением нашей личности во всеобщей или универсальной Природе.

Шри Ауробиндо
“Основы Йоги”, Глава 4. Желание; Пища; Секс


Следующий эпизод будет опубликован на YouTube канале по ссылке:
https://www.youtube.com/channel/UCr5LI7XF089dv-pQPVFVKJQ

Читать подробнее о Подкасте “Основы Йоги”

Семья и Йога (Подкаст “Основы Йоги”#26)

Семья и Йога

26 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 26 на канале Youtube:
https://youtu.be/b-yyjCqFIVw


Текст “Основ Йоги” 26 серии

* * *

В предыдущем письме я вкратце сформулировал свою позицию относительно полового импульса и Йоги. Могу добавить, что мой вывод основан не на каком-то ментальном мнении или предвзятой моральной идее, а на доказательных фактах, на наблюдении и опыте. Я не отрицаю, что пока допускается некое разделение между внутренним переживанием и внешним сознанием, а последнее рассматривается как управляемая, но не преображаемая низшая активность, вполне можно иметь духовные переживания и продвигаться вперед без полного прекращения половой активности. Ум отделяет себя от внешнего витального (жизненных частей) и физического сознания и живет своей внутренней жизнью. Но лишь немногие могут в самом деле выдерживать эту линию до конца, и как только переживания человека начинают включать в себя жизненный и физический план, с сексом так обращаться больше уже нельзя. Он в любой момент может стать разрушительной, искажающей или выводящей из равновесия силой. По моим наблюдениям, секс, наряду с эго (гордыня, тщеславие, честолюбие), а также раджасической жаждой и желаниями, служит одной из главных причин духовных крушений, которые имеют место в ходе садханы.

Попытка практиковать непривязанность к сексу, не отказываясь от него полностью, проваливается; попытка сублимировать его, поощряемая многими современными мистиками в Европе, представляет собой в высшей степени опасный и опрометчивый эксперимент. Ибо величайшая неразбериха возникает именно от смешения секса с духовностью. Даже попытка сублимировать его, обращая к Божественному, как в случае мадхура бхавы у вайшнавов, несет в себе серьезную опасность, о чем свидетельствуют нередко наблюдаемые результаты неверного применения упомянутого метода. Как бы там ни было, я нашел, что для садханы этой Йоги, которая стремится не только к сущностному переживанию Божественного, но и к трансформации всего существа и природы человека, совершенно необходимо стремиться к полному подчинению половой силы: в противном случае витальное сознание остается мутной смесью, и эта муть будет пятнать чистоту одухотворенного ума, серьезно мешая силам тела обратиться вверх.

Читать далее

Этапы супраментальной трансформации и бдительность при нисхождении сил (Подкаст “Основы Йоги”#25)

Этапы супраментальной трансформации
и бдительность при нисхождении сил

25 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 25 на канале Youtube:
https://youtu.be/RRnBXJcInI8


Текст “Основ Йоги” 25 серии

* * *

Трансформация полового центра и его энергии необходима для физической сиддхи; ибо эта энергия служит поддержкой для всех ментальных, витальных и физических сил природы в теле. Она должна быть превращена в массу и движение внутреннего Света, созидательной Силы, чистой божественной Ананды. Только привнесение в этот центр супраментального Света, Силы и Блаженства может изменить ее. Что касается его последующей деятельности, то ее определит супраментальная Истина, а также творческое видение и воля Божественной Матери. Но это будет деятельность сознательной Истины, а не Тьмы и Неведения, которым принадлежат половое желание и наслаждение; это будет мощь сохранения и свободного от желания излучения жизненных сил, а не растрачивания и пустого расточительства. Не воображайте, что супраментальная жизнь будет всего лишь возвышенным удовлетворением желаний витального и тела; ничто не может быть большим препятствием Истине в ее нисхождении, чем эта надежда на прославление животного в человеческой природе. Ум хочет, чтобы супраментальное состояние было подтверждением его собственных взлелеянных им идей и предубеждений; витальное хочет, чтобы оно было прославлением его желаний; физическое хочет, чтобы оно было богатым продолжением его утех, развлечений и привычек. В таком случае супраментальное состояние было бы лишь раздутым до предела завершением животной и человеческой природы, не переходом от человеческого к Божественному.

Читать далее

Про Секс, Сексуальный Импульс и Йогу (Подкаст “Основы Йоги”#24)

Про Секс, Сексуальный Импульс и Йогу (Подкаст "Основы Йоги"#24)

Пища и Трасформация Тела,
Сексуальное желание и Интегральная Йога

24 Серия Подкаста “Основы Йоги”

Глава 4. Желание; Пища; Секс


Прослушать серию 24 на канале Youtube:
https://youtu.be/024Ch4fbfxI


Текст “Основ Йоги” 24 серии

* * *

Весь принцип этой Йоги состоит в том, чтобы отдать себя без остатка Божественному и только ему, и посредством единения с Божественной Силой-Матерью привнести в себя трансцендентный свет, силу, широту, покой, чистоту, сознание-истину и Ананду супраментального Божественного. Поэтому в данной Йоге не может быть места для витальных связей или взаимообменов с другими людьми; любая такая связь или взаимообмен немедленно привязывает душу к низменному сознанию и к его низменной природе, препятствует истинному и полному единению с Божественным и мешает как восхождению к супраментальному сознанию-Истине, так и нисхождению супраментальной Ишвари Шакти. Еще хуже, если бы этот взаимообмен принял форму половой связи или сексуального наслаждения, даже если не будучи сопряжено с внешним действием; поэтому в садхане подобные вещи абсолютно запрещены. Само собой разумеется, что любой физический акт такого рода непозволителен; но даже любая более тонкая форма также исключена. Лишь став единым с супраментальным Божественным мы можем обрести в нем свою истинную духовную связь с другими; в этом высшем единстве не может быть места для такого грубого движения низменного витального.

Читать далее

О Развитии Поэтического Дара (Кундалини: Эволюционная Энергия в Человеке)

О Развитии Поэтического Дара

Отрывки из книги Гопи Кришны 
«КУНДАЛИНИ. Эволюционная энергия в человеке»

… После примерно двенадцати лет (с момента пробуждения Кундалини – прим. редактора) любопытные изменения прои­зошли и в светящемся круге осознавания вокруг моей головы — то­го осознавания, которое позволяло мне постоянно воспринимать тонкий мир вездесущей жизни, присутствующий повсюду. В нем я дышал, ходил и действовал, никак не затрагивая его однородную субстанцию, которая в то же время не влияла на мои повседневные взаимоотношения с миром. Иными словами, это выглядело так, как будто я дышал, двигался и действовал, окруженный чрезвычайно тонкой, невидимой и сознательной пустотой, подобно тому, как мы окружены радиоволнами, но с тем отличием, что я не воспринимал и не чувствовал существование этих волн и вынужден был при­знать их существование на основании логики определенных фактов. Я осознавал, как мое собственное ограниченное сознание превзошло свое ограничение и находилось теперь в прямом контакте со своей сущностью и первоистоком, подобно тому, как осознающая капля росы плавала в океане чистого бытия, не исчезая и не растворяясь в массе окружающей ее воды.

На протяжении последнего месяца было несколько случаев, когда я отмечал тенденцию моего сознания обращаться вовнутрь, не встречая при этом никаких преград, подобно тому, как капля масла расплывается на поверхности воды. Так могло продолжаться до тех пор, пока я не предпринимал усилия, чтобы вернуться в нормальное состояние, казавшееся теперь тоже более расширенным, чем обыч­ное поле сознания, которое было у меня до пробуждения. Однако я не придавал особого значения этой стадии, считая все это попытка­ми ума погрузиться в мечты, которые по причине своей светоносности создавали видимость дальнейшего внутреннего расширения, не требуя никакого дополнительного изменения в моем уже и без того необычном состоянии сознания.

Читать далее

Кундалини: Эволюционная Энергия в Человеке

Кундалини: Эволюционная Энергия
в человеке

Кришна Г.

Рассказ человека, который неожиданно пережил пробуждение Кундалини. Непредвзятое повествование описывает многообразные психологические и психические побочные эффекты, а также попытки автора стабилизировать свое состояние.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Однажды в рождественское утро 1937 г. я сидел, скрестив ноги, в маленькой комнате крохотного до­мика, расположенного на окраине города Джамму, зимней столицы штата северной Индии Джамму и Кашмир. Я медитировал, обратив лицо к окну, смотрящему на восток, через которое первые серые полосы раннего рассвета начали проникать в комнату. За время долгой практики я научился часами неподвижно сидеть в одной по­зе, не испытывая ни малейшего дискомфорта. И я сидел, ритмично дыша, направляя внимание на макушку своей головы, где находил­ся воображаемый расцветший лотос, лучащийся ослепительным светом.

Читать далее

Она здесь, чтобы унести меня к себе (Богиня Мантры)

Несколько лет назад, просматривая старые книги, которые удалось приобрести на пыльных полках одного из книжных магазинов Ашрама Шри Ауробиндо, я наткнулся на одну цитату, которая удивительным образом открыла новую перспективу на присутствие Богини-Шакти в сознании Шакты, того, кто посредством тантрических практик служит и поклоняется ей, и сегодня я хочу поделиться этой цитатой и с читателями нашего портала. Быть может, она покажется близкой и вам:

“Однажды, когда я был совсем маленьким, жизнь моей сестры или какого-то близкого родственника оказалась под угрозой. Я попросил своего отца, чтобы он воспользовался своей мантрой с целью оградить этого человека от опасности.

Он только покачал головой.

“Почему ты не сделаешь этого?” – спросил я.

“Я не могу”.

“Тогда попроси Мантра Девата (Богиню Мантры) сделать это, она ведь с тобой, разве не так?”

“Да, она со мной; но она не станет этого делать. Она здесь не для того, чтобы уберегать от опасностей, но чтобы смеяться, есть и жить вместе со мной”.

“Тогда почему она вообще с тобой?” –  спросил я с мальчишеским нетерпением.

“Чтобы забрать меня с собой и перенести в свою обитель, кода мое тело умрет”.

Мысли Шакты (Шри Нилаканта Махадева Джоши),
М.П.Пандит

В этих словах кроются простой и непосредственный опыт и мировосприятие, которые наша культура и цивилизация практически отрицают, и тем самым, возможно, теряют глубину и богатство внутренней жизни.

Тантра

Смелая Система Тантры

Тантра

Смелая Система Тантры

Тантрическая йога по своей природе является синтезом. Она постигла великую вселенскую истину, состоящую в том, что существуют два полюса бытия, основополагающее единство которых является тайной всего мироздания: Брахман и Шакти, Дух и Природа, и что Природа — это сила духа или же дух, проявляющий себя как сила. Её метод состоит в возвышении человеческой природы до уровня воплощенной силы духа, и она не оставляет ничего в стороне от духовного преображения. Она содержит среди своих инструментов могущественный процесс Хатхайоги, и в особенности открытие нервных центров и прохождение по ним пробужденной Шакти на её пути к воссоединению с Брахманом, более утонченный ражджайогический процесс очищения, медитации и концентрации, использование силы воли, мотивирующую силу поклонения, ключ знания. Но она не останавливается на эффективном сочетании различных движущих сил этих йогических систем. Своим синтетическим подходом она расширяет область йогического метода в двух направлениях. Прежде всего, она устанавливает твердый контроль над многими источниками человеческих способностей, желаний и действий и подчиняет их интенсивной дисциплине с начальным намерением установления владычества души и их возвышения до более высокого божественного уровня в качестве своей заключительной цели. К тому же, она включает в свои йогические цели не только освобождение, являющееся основным направлением ряда йогических систем, но также и вселенское наслаждение силы Духа, которое другие практики могут обретать попутно, временами непреднамеренно, но избегают ставить как цель или движущий мотив. Таким образом, Тантра является более смелой и обширной системой Йоги.

М.П. Пандит “Шри Ауробиндо о Тантре”