Записи

Активная медитация

Переходный период (Безмолвие Разума)

Активная медитация

Переходный период

Итак, мы заняты поисками иной страны. Но нам следует знать о том, что между той страной, которую мы покидаем, и той, которой мы еще не достигли, лежит ничейная земля, прохождение через которую может доставить множество неприятностей. Это период испытания, продолжительность которого зависит от нашей собственной решимости. Но, как известно, история духовного восхождения человека с незапамятных времен — от восточных, египетских или орфических инициаций и до поисков чаши Грааля — всегда сопровождалась испытаниями. Может быть, эти испытания и поражали воображение своей необычностью и таинственностью, но, в конце концов, что особенного в том, чтобы заключить себя в саркофаг под звуки флейт или отметить у погребального костра собственные похороны? Сегодня ритуалы с саркофагами стали публичными, а жизнь некоторых людей подобна похоронам. Поэтому имеет смысл применить некие усилия, чтобы выбраться из всего этого. А, кроме того, если вглядеться пристальнее в окружающее, то и терять-то нам почти нечего.

Основная трудность переходного периода — это внутренняя пустота. После того, как мы долго жили в ментальном возбуждении, мы вдруг начинаем чувствовать себя так, как чувствует себя выздоравливающий после серьезной болезни — немного растерянными, со странным шумом в голове; мир кажется нам ужасно шумным и утомительным. Мы становимся чрезвычайно чувствительными — создается такое впечатление, будто мы ударяемся обо все на свете: о серых и агрессивных людей, о тяжелые предметы, об отвратительные события; весь мир представляется нам сплошным абсурдом. Это верный признак начала погружения вовнутрь. Однако если мы пытаемся с помощью медитации сознательно нисходить внутрь себя, то находим там все ту же пустоту — что-то вроде темного колодца или аморфного безразличия; если мы настойчиво продолжаем наше нисхождение, то можем даже погрузиться в сон — на две секунды, десять секунд, две минуты, иногда больше; на самом деле, это не обычный сон: мы лишь переходим в другое сознание, но пока еще нет связи между ним и нашим обычным сознанием и кажется, что мы выходим из него не более просвещенными, чем вошли. Подробнее

Активная медитация

Ментальные Построения (Безмолвие Разума)

Активная медитация

Ментальные построения

Первым этапом в йоге Шри Ауробиндо и главной задачей, решение которой послужит ключом ко многим постижениям, является установление безмолвия в разуме. Могут спросить: зачем нужно это безмолвие ума? Очевидно, если мы хотим открыть новую страну внутри себя, то для начала нам необходимо покинуть старую, и все зависит от решимости, с которой мы делаем этот первый шаг. Иногда это похоже на вспышку. Что-то кричит в нас: «Довольно этой болтовни!», и мы сразу оказываемся на пути и идем, не оборачиваясь назад. Другие говорят «да», затем «нет» — они колеблются до бесконечности между двумя мирами. Еще раз подчеркнем, что мы не стремимся оторвать от себя то, что у нас уже есть и что досталось нам тяжелым трудом, во имя Мудрости—Мира—Просветленности, и постараемся избегать слов высоких и пустых; мы стремимся не к святости, а к юности — вечной юности вечно растущего существа, мы стремимся не к ущемленному бытию, но к существованию более совершенному и прежде всего более широкому: Не приходило ли вам когда-нибудь в голову, что если бы они действительно стремились к чему-то холодному, темному и мрачному, то они были бы не мудрецами, а ослами?1 — как-то шутя заметил Шри Ауробиндо.

Подробнее

Шри Ауробиндо, или Путешествие Сознания

Путешествие Сознания – Сатпрем (электронная книга)

Путешествие Сознания

Путешествие Сознания

Книга французского автора Сатпрема «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания» известна как классическое введение в мировоззрение Шри Ауробиндо (1872—1950) — выдающегося индийского провидца, йогина, поэта и мыслителя. Получив классическое образование в Англии, по возвращении в Индию он становится одним из лидеров национально-освободительного движения, а затем неожиданно оставляет политическую деятельность и полностью посвящает себя йоге и исследованиям человеческого сознания. Литературное наследие Шри Ауробиндо насчитывает 35 томов. Особое место занимает в нем пока еще не открытый широкой публикой шедевр мировой поэзии — эпическая поэма «Савитри», в которой Шри Ауробиндо воплотил свое пророческое видение прошлого и будущего человечества.

Подробнее

Активная медитация

Активная медитация – метод преображения себя и мира

Активная медитация

Активная медитация

Когда мы сидим с закрытыми глазами с тем, чтобы установить молчание ума, вначале мы оказываемся затопленными потоком мыслей. Они появляются отовсюду, подобно испуганным или даже агрессивным крысам. Есть только один путь как их утихомирить: пытаться делать это вновь и вновь, терпеливо и настойчиво, а главное — не допускать ошибки: не бороться с умом ментально — необходимо сконцентрироваться на другом. У всех у нас над умом или глубоко внутри есть стремление — то самое, что привело нас на путь, некий пароль, который имеет для нас особое значение. Если мы придерживаемся этого стремления, то работать становится легче, из отрицательной работа превращается в положительную, и чем больше мы повторяем наш пароль, тем более действенным он становится. Можно также использовать образ, например, безбрежный океан, гладкую поверхность без зыби, на которой мы лежим, по которой мы плывем, становясь этой спокойной беспредельностью. Так мы учимся не только успокоению ума, но и расширению сознания. На самом деле, каждый должен найти свой путь, и чем меньше напряжения вкладывается в эти поиски, тем быстрее придет успех: Бывает, человек начинает тот или иной процесс, стремясь достичь цели, которая обычно требует длительной работы, и при этом происходит, даже вначале, некое стремительное вмешательство, или же на него нисходит Безмолвие, что производит результаты, несоизмеримые с теми средствами, которыми он пользовался вначале. Он начинает практику некого метода, но работу принимает на себя Милость свыше, нисходящая от Того, к чему стремятся, — или же, это другой случай, она свершается внезапным вторжением бесконечности Духа. Именно таким путем я сам пришел к абсолютному безмолвию ума, окотором не мог иметь представления прежде, чем получил реальное переживание.4 Действительно, это чрезвычайно важный момент. Ведь можно подумать, что все эти красивые и интересные йогические переживания находятся далеко за пределами обычных человеческих возможностей: куда уж таким, как мы, достичь этого. Наша ошибка заключается в том, что по нашему нынешнему «я» мы судим о возможностях другого «я». При этом в ходе йоги автоматически, вследствие одного лишь факта, что человек встал на путь, пробуждается целый ряд скрытых способностей и невидимых сил, которые во всех отношениях превосходят возможности нашего внешнего существа и могут делать за нас то, чего при обычных условиях мы делать не можем: Нужно расчистить проход между внешним разумом и чем-то во внутреннем существе, … ибо они (йогическое сознание и его силы) уже находятся внутри вас,5 и лучший способ «очищения» этого прохода — заставить замолчать ум. Мы не знаем, кто мы есть, и еще меньше знаем о том, на что мы способны.

Подробнее

Mother's Agenda

Агенда Матери на английском. Полный текст (электронная книга)

Агенда Матери

Дорогие друзья,

Полный текст Агенды Матери на английском языке в электронном формате для букридеров.

agenda-cover13http://agendamother.wordpress.com/

agenda-cover3

Агенда Матери

Пранаяма Матери – из “Агенды Матери”

Агенда Матери

Пранаяма Матери

из “Агенды Матери”

Сатпрем: Ты не возражаешь против того, чтобы я делал «пранаяму» перед началом работы?

Мать: Я думаю, мой дорогой, что это пойдёт тебе на пользу.

Я начал её делать три дня назад, но всё время меня преследует эта формация, говорящая мне: «О! Это опасно, это очень опасно, нужно быть осторожным.» Вокруг всего этого существует привычная формация. Поэтому этим утром я подумал, лучше поговорить с тобой об этом.

Ты выполняешь её без инструкций?

Есть традиционный способ её выполнения, я знаю метод.

Какой же?

Время меняется. Делается вдох через левую ноздрю продолжительностью 4 секунды, затем дыхание задерживается в течение 16 секунд, поднимая диафрагму и перекрывая все отверстия; задержка 16 секунд и затем выдох через другую ноздрю, 8 секунд.

Это «официальные» цифры?

Да, другими словами, существует такая пропорция: 4 вдох, 16 задержка, 8 выдох.

Шестнадцать?

Это должно быть двойным временем выдоха. Если ты делаешь 8, тогда формула составляет 8-32-16.

Я делала её многие годы, и моя система была следующей: вдохнуть, задержать, выдохнуть и оставаться пустой. Но оставаться пустой, мне кажется, это опасно, поэтому я тебе этого не советую. Я делала это в течение многих лет. Мы делали, Шри Ауробиндо и я, не зная того, почти одно и то же, а также массу других вещей, которые делать не полагается! Я говорю это тебе для того, чтобы показать, что опасность, главным образом, заключается в том, что человек думает. Мы оба, в определенных движениях, выпускали воздух через верхушку головы – кажется, что это делают, когда хотят умереть! (Мать смеется) Но нас это не убило!

Нет, опасность, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ заключается в мысленной формации.

Достигается превосходный контроль над сердцем. Но я не делала ничего насильственного, что требовало бы усилий. 16, задержка 16 секунд, мне кажется, это слишком. Я делала просто вот так: очень медленно вдохнуть, считая до 4, затем задержать на 4, вот так (у меня всё еще сохранилась привычка!) поднимая диафрагму и опуская голову (ouddiyânabandha и jâlandharabandha) (мать наклоняет свою шею), это для того, чтобы сжать воздух, перекрывая всё (это также мгновенно излечивает любую икоту, очень практично!) И затем, во время задержки вдоха, я заставляю его циркулировать с силой (ты знаешь, он содержит силу) и также сохраняя покой, и не имеет значения, где находится физическое расстройство, я концентрировалась (на боли или на больном месте). Это очень эффективно. Я делала вот так: вдох, задержка, выдох, и оставаться пустым – оставаться совершенно пустым. Это очень полезно, например для тех, кто занимается подводным плаванием.

Трудность, с которой я встретилась, это быть способным совершать достаточно медленный вдох. Это вызывает определенную трудность. Я начала с 4 и дошла до 12. Я делала 12-12-12-12. Мне потребовалось много месяцев, чтобы достичь этого, это нельзя сделать быстро. Трудно дышать очень медленно и быть способным удержать весь этот воздух.

Сейчас я утратила привычку, я не могу задержать больше 6 (Мать демонстрирует это). Я считала вот так: 1-2-3-4…, не быстрее этого.

И медленно выдыхать – это очень трудно – и следить за тем, чтобы опустошить всю верхнюю часть легких, потому что это та часть, которая нелегко опустошается и там остается испорченный воздух. Мне кажется, что это одна из наиболее частых причин насморка и всего остального: остается испорченный воздух. Я узнала об этом, когда болела бронхитом, я научилась полностью опустошать легкие. И главное, я занималась пением, и поэтому была знакома с методом: воздух задерживается, и затем он выпускается медленно-медленно, чтобы быть способным петь без остановки.

Я тебе советую это делать.

Как долго ты это делаешь?

Девять или десять минут, три раза в день перед своей джапой.

О! Очень хорошо.

Не знаю, почему я связан этой привычной формацией, которая говорит о том, что это опасно.

Но это кто-то наложил её на тебя, мой дорогой!

Меня это беспокоит.

Нет, это совсем не опасно. По крайней мере, если не делать глупостей. Но если делать просто… Я думаю, что есть люди, которые делают это с идеей о «силе», с тем, чтобы обрести силу. Главным образом, именно эта идея обрести силу всё портит. Но если делать просто для того, чтобы быть способным совершить прогресс, тогда нет никакой опасности.

В любом случае, я делала, также как и Шри Ауробиндо, множество вещей, которые считаются опасными, и с нами абсолютно ничего не случилось. Не обязательно делать опасные вещи (!), но с нами ничего не произошло, и, следовательно, всё зависит от того, как это делается. Я думаю, что ты, можешь отбросить весь страх об опасности.

Но возможно вместо того, чтобы делать с равными промежутками времени, будет лучше делать более короткий вдох и более длинную задержку вдоха – о! Задержка вдоха, это очень интересно! Когда ты задерживаешь свой воздух внутри, представь, например, что у тебя болит голова, или боль в горле, или боль в руке, неважно где, тогда ты берешь свой воздух… (Мать демонстрирует) и ты направляешь его в больную часть – это очень-очень легко, и приятно, и занятно. Занятно: ты видишь силу, которая движется туда, устанавливается, остаётся, всевозможные вещи.

Из «Агенды» Матери,
24 февраля 1962 года

Агенда Матери

Агенда Матери

Агенда Матери

Агенда Матери

Беседы Матери с Сатпремом

Агенда – это хроника Супраментального воздействия на Землю, – опыты Матери, рассказанные ученику, которого Мать назвала Сатпрем.

6000 страниц в 13 томах. История о 22 годах работы Матери, о ее проникновении в сознание тела и открытии “разума клеток”, способного изменить природу тела и законы вида так же радикально, как появление однажды “мыслящего разума” трансформировало природу обезьяны.

К периоду после ухода Шри Ауробиндо (1950 год) и вплоть до 1957 года относятся лишь отрывочные заметки или редкие тексты, записанные по памяти. Вместе с “Беседами”, которые Мать вела с учениками на Площадке для игр Ашрама (Playground), они остались единственными свидетельствами того времени. Некоторые “Беседы” приводятся здесь, поскольку они знаменуют этапы Супраментального Воздействия.

“Начиная с 1957 года, дважды в неделю Мать призывала нас (Сатпрема) в кабинет Павитры, самого старшего французского ученика, под предлогом какой-нибудь работы, и выслушивала вопросы. Она рассказывала о йоге, оккультизме, своих прошлых переживаниях в Тлемсене и во Франции, а также о настоящих опытах: объясняла мировые законы, игру сил, механику предыдущих жизней.

Мать сидела в кресле с высокой резной спинкой, поставив ноги на маленькую табуретку, а мы (Сатпрем) – покоренный, очарованный, непокорный и вечно неудовлетворенный, но все же сильно заинтригованный – у Ее ног, на немного выляневшем ковре. Сокровища мысли не записывались и пропадали вплоть до того дня, пока мы, пустившись на невероятные ухищрения, не смогли уговорить Мать смириться с присутствием магнитофона. Но и после этого Она заставляла вычеркивать или убирать из записей то, что казаось Ей слишком личным, – впрочем, несколько раз мы ослушались…

Лишь с 1958 года мы начали записывать на магнитофон беседы, составившие Агенду Матери.

К 1960 году Агенда станет самой собой и в таком виде будет расти в течение тринадцати последующих лет вплоть до мая 1973 года, заполнив тринадцать томов; однако обстановка, в которой проходили беседы, несколько изменится в 1962 году, после Великого Поворота в йоге Матери, когда Она, подобно Шри Ауробиндо в 1926 году, окончательно переместится в свою комнату наверху. С тех пор наши беседы протекали в этой похожей на корабельную каюту просторной комнате с золотистым шерстяным ковром. Мать сидела в кресле из розового дерева, повернувшись лицом к могиле Шри Ауробидо, словно сокращая тем самым расстояние, разделяющее два мира.

Так продолжалось до того момента, когда ученики закрыли перед нами  дверь. Это произошло 19 мая 1973 года.”

Агенда Матери
Сатпрем