Садхана Отказа Низшим Импульсам (Практика Интегральной Йоги. Глава 4)

Практика Интегральной Йоги

Садхана Отказа Низшим Импульсам

Практика Интегральной Йоги. Глава 4

Д. К. Мукерджи

Перевод с английского Э. Дунаец и В. Немчина

Шри Ауробиндо во второй главе книги «Мать» пишет, что, хотя в йоге Божественное считается Целью достижения, само Оно, в то же самое время, действует в качестве садхака и является садханой.

Тем не менее, пока садхак остаётся под контролем низшей человеческой природы, его индивидуальное усилие в йоге совершенно необходимо для того, чтобы совершить прогресс. Это личное усилие состоит из стремления, отказа и самоотдачи. В предыдущей главе мы с вами говорили о садхане стремления; в этой главе мы рассмотрим садхану отказа от низших импульсов. Шри Ауробиндо неоднократно настаивал на том, что садхак Интегральной Йоги должен отказывать всем привычным движениям низшей природы, включая «идеи Разума, мнения, предпочтения, привычки, формации»«желания витальной природы, требования, пристрастия, ощущения, страсти, эгоизм, гордость, самонадеянность, похоть, жадность, ревность, зависть, враждебное отношение к Истине»; и «глупость физической природы, её сомнения, неверие, тьму, упрямство, убогость, лень, нежелание что-либо менять, Тамас.»

Цель, которую Интегральная Йога ставит перед нами – это полная божественная трансформация всего сознания и природы человека. Но выполнить эту задачу необыкновенно трудно. И самое первое условие, которому садхак должен подчинить себя на этом пути – это его обращение к Божественному всем своим существом. Всем своим существом означает всецелое и всеобъемлющее обращение, которое охватывает, буквально, всю природу садхака до самых темных её уголков. Поэтому, садхак Интегральной Йоги не должен проявлять в своём внутреннем и внешнем сознании любое движение или импульс, которое не устремлено к Богу, но направлено к эго.

Каждый импульс и движение сознания садхака, которые не удовлетворяют всецело критерию безусловной устремленности к Истине Божественного, должны считаться препятствием на Пути. В свете такого недвусмысленного определения «препятствия» на духовном пути, нам нетрудно понять, что препятствия, которые преграждают путь садхака, могут действовать как хамелеоны, и их разнообразное проявление может варьироваться в зависимости от природы препятствия. Фактически, для искреннего и серьезного садхака, всё, что в его психологии тянет его назад и вниз, ставит палки в колёса прогресса его садханы, и сопротивляется его усилиям совершить полную и безусловную самоотдачу Божественному, представляет для него серьезное препятствие. Эти препятствия зачастую несут с собой все пагубные тенденции, все слабости низшей природы, импульсы и реакции, которые, какими бы благородными или обычными не казались внешне, противоречат духовному идеалу.

В такой ситуации не будет преувеличением сказать, что обычная жизнь садхака постоянно исполнена бесконечным количеством препятствий. Все эти психологические преграды должны быть осознаны садхаком и удалены; в этом и заключается садхана отказа низшим импульсам.

Как же следует садхаку бороться с этими разнообразными препятствиями для того, чтобы одержать над ними победу?

Прежде всего, нужно заметить, что эти препятствия различаются по своим формам и характеру у различных садхаков. Ибо, несмотря на то, что все препятствия, без исключения, приходят из одного и того же источника невежественного эгоистического сознания, тем не менее, они различаются по своему качеству, количеству, частоте проявления и интенсивности, в зависимости от стадии, на которой находится развивающееся сознание определенного садхака. Поэтому, мои препятствия могут быть отличны от ваших. Тем не менее, каждый садхак может разделить все свои слабости и недостатки на три определенные категории. Интересно то, что для каждой из этих категорий существует определенный ход садханы отказа, садханы успешных битв и решительных побед над всеми своими недостатками.

Что представляют собой эти категории и как они различаются друг от друга? Для того, чтобы понять глубже природу недостатков, мы проведём простую аналогию. Если мы представим себе путешественника, который идёт по определенному маршруту и на пути встречает различные детали пейзажа, которые сопровождают различные участки пути: с одной стороны дороги, на его пути встречается дерево баньян, скала, с другой стороны, он видит колючий куст, пруд с лотосами и лесопосадку и т.д. и т.д. Его местонахождение на дороге может всегда быть определено с помощью этих вех, которые мы разобьем на три категории: те, что путешественник уже прошел, и почти забыл о них; те, что проходят перед его глазами в настоящее время; и те, что находятся за поворотом дороги, которые ему только предстоит встретить в будущем. Будущие пейзажи и вехи обязательно появятся перед ним со временем, в том случае, если он продолжит своё путешествие.

А теперь, давайте применим эту аналогию с путешественником к садхаку на духовном пути; будем считать, что различные препятствия, которые он постепенно встречает на своём пути, являются чем-то вроде деталей пейзажа, которые сопровождают его продвижение.

Возьмём случай любого индивидуального садхака. Его сознание продвигается вперёд довольно медленно, следуя ходу универсального эволюционного движения. Это продвижение можно разделить на две различные стадии. Первая стадия включает в себя прогресс индивидуальности, в ходе одного земного существования между физическим рождением и физической смертью, в то время как вторая стадия включает в себя многочисленные существования индивидуальности, которые представляют собой последовательность рождений, смертей и реинкарнаций. Это продвижение вперёд и рост сознания индивидуальности начались миллиарды лет тому назад из глубокой черной бездны первозданного бессознания и медленно совершали прогресс, переживая самые разнообразные опыты, счастливые и несчастливые. Трудное странствие индивидуального сознания может закончиться только тогда, когда его ограниченное сознание эго трансформирует себя и обретёт статус верховной природы божественного Сознания.

На долгом пути странствий индивидуального прогрессирующего сознания человек сталкивается со многими препятствиями, так как эти препятствия являются частью процесса роста. Препятствия не случайно появляются в жизни индивидуума. Их появление обусловлено верховной мудростью, которая ведёт индивидуальность вперёд к его божественному воплощению.

Природе каждого индивидуального человека свойственно много слабостей, из которых только некоторые известны внешнему сознанию, ибо большинство из них остаются скрытыми и действуют украдкой или исподтишка для того, чтобы затруднить рост сознания.

Во время роста сознания садхака эти неявные слабости и тенденции, которые мы называем «препятствиями» выходят из своих укрытий и постепенно поднимаются к поверхности, чтобы садхак мог обнаружить их и избавиться от них. Всё это делается под руководством божественного Провидения. Таким образом, каждое препятствие появляется в определенное время, обладает своим собственным значением и необходимостью появления. В зависимости от того, на какой стадии развития находится сознание садхака, все его препятствия можно разделить на три категории, которые мы назовём: 1) препятствия прошлого; 2) настоящие препятствия; 3) будущие препятствия. С психологической точки зрения, эти категории представляют собой: 1) слабости, которые садхак уже преодолел; 2) слабости, с которыми садхак борется в настоящее время; 3) слабости, сокрытые, с которыми садхак столкнётся в будущем, по мере дальнейшего роста его сознания.

Между прочим, когда мы говорим «препятствия», это совсем не означает, что речь идёт о нежелательных и ускользающих событиях и ситуациях в жизни, но психологические реакции садхака в ответ на эти события и обстоятельства. Таким образом, если кто-то оскорбляет меня, он не является для меня препятствием, но моя реакция гнева и раздражения является препятствием на моём пути. Болезни, которые поражают меня, не считаются препятствием, но мои волнения и нетерпение в присутствии страданий и болезненных симптомов, связанных с ними, являются препятствиями, которым необходимо отказать в проявлении.

Нужно заметить, что настоящая глава рассматривает только эти нежелательные проявления слабости природы садхака и предлагает эффективные методы сопротивления и борьбы с ними. Ибо, для того, чтобы обрести цель Интегральной Йоги, сознание садхака должно избавиться от всех этих внутренних слабостей и препятствий для того, чтобы оно смогло возродиться в Божественном.

Далее мы рассмотрим, как бороться с этими тремя категориями препятствий, которые осаждают сознание садхака на различных стадиях его духовного странствия. Для того, чтобы облегчить дискуссию, препятствия первой категории мы назовём «анахронизмами»; второй категории «сегодняшнего дня» и, наконец, препятствия третьей категории мы назовём «в перспективе.» Мы выбрали эти странные эпитеты, так как на определенной стадии развития садхака препятствия, которые принадлежат прошлому должны быть оставлены и забыты. Их мы называем анахроническими препятствиями. Они не нужны более для роста и развития садхака, и поэтому, их присутствие в его жизни не является необходимостью. Они всё ещё приходят и мешают садхаку только потому, что он всё ещё привязан к ним и зовёт их назад, хотя они и были преодолены в прошлом. Это происходит, так как садхак сконцентрировал своё внимание на том, что осталось позади. Неизбежным следствием этого является замедление или полная остановка духовного прогресса.

Препятствия второй категории, то есть настоящего дня, это те, которые божественное Провидение даёт садхаку в настоящее время для того, чтобы испытать и закалить его на данной стадии его развития. Этих препятствий садхак не может избежать, ибо тогда его продвижение на пути остановится или же вернётся назад. Садхаку необходимо обрести мужество, для того, чтобы бесстрашно встречать эти препятствия на своём пути, сражаться с ними и одерживать победу. Тогда препятствия настоящего дня станут анахроническими препятствиями, которые можно легко стряхнуть с себя в том случае, если садхак искренен.

Теперь мы рассмотрим третью категорию препятствий. Эти препятствия увидеть труднее всего; ибо, по природе своей, они не принадлежат ни прошлому, ни настоящему, но являются перспективными, таящимися перед сознанием садхака в его будущем. С психологической точки зрения это означает, что эти слабости и привязанности пустили глубокие корни в тайных уголках сознания садхака, наполняя его оттуда своим ядовитым влиянием. К сожалению, бороться с ними преждевременно совершенно невозможно. Такая неэффективная попытка несёт с собой довольно серьезный риск, который оказался губительным в случае многих садхаков.

Таким образом, на пути продвижения в садхане, с какой бы ситуацией или событием не сталкивался садхак, каждый раз, когда любая из его слабостей или привязанностей проявляет себя в виде психологической реакции, и садхак чувствует, что им движет темный импульс, прежде всего, садхак должен выяснить, отступив назад в свет своего спокойного и отрешенного бесстрастного сознания, к какой категории принадлежит эта слабость или импульс. Ибо метод борьбы с этим недостатком будет зависеть от того, к какой категории слабостей он принадлежит. Далее, мы поговорим о том, как садхак должен бороться с различными недостатками, каждый из которых принадлежит к одной из трёх категорий.

Давайте, прежде всего, рассмотрим категорию «анахронических» слабостей, которые принадлежат внешней области сознания. Центральная часть сознания садхака уже знает, что эти слабости и импульсы, по природе своей, темные и, поэтому, должны быть отвергнуты. И это знание не является только теоретическим: сознание садхака было в значительной степени освобождено от привязанности, которую оно чувствовало прежде к данному импульсу или слабости. Сам факт, что она всё ещё здесь, в сознании садхака, говорит о том, что садхак всё ещё находится в прошлом и идёт на поводу у прошлых привычек. Но, разумеется, такое отношение попустительства совершенно несовместимо с искренним стремлением интегральной садханы. Поэтому, верное отношение садхака Интегральной Йоги к «анахронической» слабости или импульсу должно быть следующим:

«Я не позволю любой из этих слабостей ни малейшего проявления; я должен остановить их развитие сразу же, как только они появятся в моём сознании. Я должен быть истинным сыном Божественной Матери и развить в себе верное психологическое отношение, которое сразу сделает меня преданным и радостным помощником работе Матери. Разве я не люблю всем своим сердцем Божественное? Но если это так, то эта любовь означает, что я должен очистить своё сознание от этих анахронических слабостей и привязанностей прошлого.»

В связи с этими «анахроническими» слабостями прошлого, мы должны заметить, что, по мере эволюционного роста сознания садхака, Божественное постепенно даёт ему необходимую силу сознания, чтобы он мог успешно бороться и избавляться от всех препятствий в йоге. Теперь садхак не может объявить себя беспомощным перед лицом препятствий прошлого. Ибо, на самом деле, садхак чувствует беспомощность только потому, что он хочет оставаться беспомощным. В противном случае, он оказал бы необходимое сопротивление и избавился бы от «анахронических» препятствий.

Кроме того, ему не следует бояться подавления этих импульсов. Ибо в случае «анахронических» импульсов, речь не идёт о каком-либо подавлении, то есть вы не толкаете этот импульс в подсознание; процесс отказа в этом случае такой же простой, как стряхивание пылинки со своего плеча.

Таким образом, процедура борьбы с «анахроническими» слабостями, импульсами и привязанностями заключается в следующем:

  1. остановить их развитие сразу же, как только они появляются в сознании;
  2. никогда не лелеять их;
  3. стараться не замечать их;
  4. и, наконец, если вы задумаетесь о них, оставаться равнодушным и незатронутым, то есть не делать из этого проблему.

Если садхак будет следовать этим четырём принципам, он обнаружит, что слабости прошлого перестанут для него существовать.

Мы подошли ко второй категории препятствий, той категории трудностей, которые мы называем трудностями «настоящего дня.» Эти импульсы обладают следующими характеристиками:

Они зачастую появляются перед садхаком неожиданно, оказывая своё влияние на него и завладевая его сознанием. И, тем не менее, если садхак попытается со всей искренностью не допустить их проявления, он обнаружит, что его сознание становится свободным от влияния этих импульсов.

Разумеется, это вызывает определенный конфликт, ибо садхак ещё не интегрирован в своём сознании и остаётся разделённым существом. В результате этого, некоторые части сознания его действующей личности переходят на сторону врага и пытаются оправдать проявление этих слабостей. К садхаку приходят сомнения и неясность в сознании. Только искреннее усилие и стремление вести духовную жизнь убеждает садхака в том, что эти импульсы должны быть оставлены, и всякое их проявление в его сознании необходимо пресечь. Таким образом, стремление импульса к проявлению ни к чему не ведёт, и когда садхак принимает твёрдое решение отказывать в проявлении этому импульсу,  несмотря на то, что этот импульс неистово требует своего проявления в сердце садхака, это решение становится сильным и эффективным, и импульс постепенно оставляет садхака.

Каким должно быть верное отношение садхака в борьбе с трудностями настоящего дня? Необходимо делать следующее:

1) постоянно применять пробужденную силу воли для того, чтобы сопротивляться импульсу, что должно привести к неминуемому отказу;

2) никогда не оправдывать и не искать причину, почему данный импульс должен быть проявлен, вместо этого, нужно не давать внутреннего согласия на его проявление;

3) никогда не уступать ни пяди земли, даже в том случае, если импульс настаивает на своём проявлении со всей силой и яростью; ибо, такой импульс всегда будет пытаться соблазнить садхака обещанием немедленного наслаждения или удовлетворения;

4) всегда действовать с непоколебимостью воина против темных тенденций, представляя собой воплощение высших сил света;

5) наряду с личными усилиями, садхак должен обязательно обратиться к Божественному и его Шакти, и молиться настойчиво и страстно, чтобы слабости и импульсы его природы оставили его.

Таким образом, это совместное взаимодействие истинного усилия воли и отказа со стороны садхака, и вмешательства Божественной Матери в ответ на его чистосердечную молитву, со временем ослабляют интенсивность ложного импульса и уменьшают его разрушительное действие на сознание садхака. Слабость теряет всю настойчивую нужду проявления и отступает, становясь безвредным «анахроническим» препятствием прошлого.

В то время, как садхак борется с трудностями второй категории, то есть слабостями и импульсами, которые противодействуют ему в настоящее время, он должен знать оккультные характеристики такого рода слабостей.

1) Садхак не должен прилагать значительные усилия в борьбе со всеми своими слабостями и импульсами, так как если он искренне сопротивляется проявлению одной слабости, и одерживает над ней победу, вместе с ней уходят другие неизвестные ему слабости из его сознания.

2) Успешный отказ одной слабости делает садхака сильным и способным одержать победу над многими другими.

3) Если, вместо того, чтобы бороться со слабостями, садхак идёт на поводу у своей инерции, не только данная слабость обретает силу и становится неискоренимой в будущем, но также садхак теряет силу своего стремления и воли, которые нужны ему для того, чтобы успешно бороться с другими импульсами и слабостями.

4) Искреннее и своевременное усилие со стороны садхака встретить лицом к лицу и завоевать настоящие трудности, как только они пытаются себя проявить, сделают его садхану исполненной внутренней радости, которая не зависит от внешних обстоятельств существования садхака. В таком случае садхана теряет свой характер трудного путешествия, полного ошибок и заблуждений вдоль едва проложенной тропы; вместо этого, садхана становится радостным движением в чистом потоке.

И наконец, мы начинаем обсуждать глубоко таящиеся потенциальные трудности будущего. Они составляют третью категорию в нашей классификации. С психологической точки зрения, эти трудности представляют собой все глубокие неискоренимые импульсы и привязанности садхака, все его иррациональные страхи, волнения, комплексы, все настойчивые эгоистические требования, страсти и амбиции. Но каковы же их характеристики? Как узнать, что они принадлежат к третьей категории недостатков?

Те слабости, при первом появлении которых, почти всё существо садхака приходит в необыкновенное волнение и возбуждение, являются слабостями третьей категории. Дело в том, что эти слабости пустили такие глубокие кори в сознании садхака и распространили своё влияние до такой степени, что садхак считает эти слабости неотъемлемой и неискоренимой частью самого себя и своей природы, и знает, что их уход вызовет невыносимую пустоту внутри него.

Фактически, такие слабости и трудности напоминают айсберги, основная часть которых таится в глубине восприятия садхака. В результате, садхак не считает эти импульсы и привязанности своими слабостями, и они продолжают подниматься из подсознательных глубин, время от времени, приводя садхака в необыкновенное волнение.

В такие моменты садхана теряет всю свою стройность и сознание приходит в великое смятение; его разум теряет способность ясного суждения; и его неудовлетворенное витальное сознание гоняет его вокруг, как дикого зверя. Одним словом, в такие критические моменты садхак становится легкой добычей разрушительной ярости психологической бури. Но почему возникает такая ситуация? Потому что, садхак ещё не является интегрированным сознанием, и значительная часть его сознания всё ещё глубоко отождествляется с такими слабостями и слепо пытается воплотить свои сильные желания с помощью их проявления.

Какое же отношение необходимо усвоить садхаку при появлении этих глубоко сидящих импульсов и слабостей?

Прежде всего, садхак должен спокойно избегать все ситуации, в которых они могут проявить себя. Основным принципом здесь должно быть: «Не будите спящую собаку.» Ни в коем случае нельзя рваться вперёд в состоянии неподготовленности для того, чтобы сразиться с такими импульсами в открытом бою.

Ибо, совершенно невозможно одержать победу над ними с помощью индивидуальных усилий. Таким путём вы не можете получить эффективный результат.

И не только это; необыкновенно серьезная опасность грозит садхаку каждый раз, когда он встречается лицом к лицу с этими порочными слабостями третьей категории. Он может пытаться подавить силой внешние проявления своих глубоко сидящих привязанностей, под влиянием эгоистических и витальных побуждений, которые ожидают получить дешевое удовлетворение своих амбиций от такого доказательства, что он идеальный садхак на Пути йоги! Но результатом такого порыва будет совершенное бедствие. Ибо преждевременная попытка подражать великим йогам в то время, как садхак психологически не готов к этому, так как основная часть его природы упрямо отождествляется с данной привязанностью, обязательно приведёт к внезапному взрыву, нарушая равновесие сознания. Результатом этой ошибки станет то, что прогресс садхака будет остановлен или садхак будет отброшен назад.

Нет, мы должны следовать методу успешной борьбы с трудностями третьей категории. Необходимо оставить все попытки подавить их или бороться с ними. В таких случаях процедура садханы должна заключаться в следующем:

1) при первом проявлении такой трудности, слабости или привязанности в сознании садхака, необходимо держать её перед своим сознанием, не испытывая страха и не отождествляясь с ней;

2) идти внутрь и искать корень или источник данной трудности;

3) пытаться понять, какие части сознания садхака привязаны к данной слабости в такой степени, что малейшее её проявление приводит эти части в необыкновенное волнение;

4) всегда сохранять в себе дух отстраненности в то время, как он совершает настойчивое усилие внутреннего поиска, и никогда не чувствовать себя подавленным или расстроенным в том случае, если нечистое содержимое некоторых частей сознания поднимается к поверхности.

Такое спокойное и безмолвное отстраненное наблюдение, тщательный анализ тайной слабости и привязанности со временем заставит её подняться к поверхности в качестве отдельного нечистого импульса и потеряет всю свою былую силу. Истинное знание является необыкновенно эффективным средством для очищения и освобождения сознания.

5) одновременно с этим настойчивым внутренним поиском источника слабости, садхак должен лелеять в своём сердце сильное и искреннее стремление к тому, чтобы избавиться от этой привязанности. Он должен обратить свою искреннюю молитву к Божественной Матери, чтобы с помощью действенного вмешательства её Милости, эти глубоко укоренившиеся слабости и привязанности потеряли свою силу и стали бы настолько безобидными в природе своей, чтобы их можно было бы легко преодолеть.

Такие молитва и стремление, сопровождаемые тщательным самоанализом, постепенно сделают трудности третьей категории одолимыми слабостями второй категории и, наконец, превратятся в легко преодолимые препятствия прошлого.

Таким образом, подводя итог садхане отказа, мы видим, что садхак должен отказывать всему тому, что оказывает сопротивление его духовному продвижению на каждом шагу своего Пути. Садхана отказа необыкновенно важна для Интегральной Йоги. И поэтому, мы приводим здесь список всего того, что садхак должен искоренить в себе. Этот список довольно длинный, ибо садхак не должен игнорировать ни одну из своих слабостей и несовершенств по невнимательности или забывчивости. По словам Шри Ауробиндо:

«…отказ движениям низшей природы – отказ идеям Разума, мнениям, предпочтениям, привычкам, формациям, для того, чтобы истинное знание могло найти для себя место в безмолвном разуме, – отказ желаниям витальной природы, требованиям, пристрастиям, ощущениям, страстям, эгоизму, гордости, самонадеянности, похоти, жадности, ревности, зависти, враждебному отношению к Истине, для того, чтобы истинная сила и радость могли излиться свыше в спокойное обширное, сильное и отдавшее себя на службу Божественному витальное сознание, – отказ от глупости физической природы, её сомнений, неверия, тьмы, упрямства, убогости, лени, нежелания что-либо менять, Тамаса для того, чтобы истинная стабильность Света, Силы, Ананды могла установить себя в теле, которое становится всё более и более божественным…» (The MotherSABCLp.7)