Записи

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Царство Тонкой Материи (Краткое содержание “Савитри”. Книга II. Песнь 2)

Краткое содержание Савитри

Царство Тонкой Материи

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 2

М.П. Пандит

Переступив пределы физического мира, Ашвапати входит в царство восторга и наслаждения – мир тонкой материи. Этот мир возвышается над нашим физическим миром. Прекрасный, симметричный в своих формах, с более тонким и далеко идущим восприятием, чем физическое; это царство является сияющим началом мира, находящегося внизу. Всё здесь на земле следует по направлению,  уже проложенному ранее в тонком мире свыше.

Он образует защитный экран для материального мира, задерживая потоки высшего Света и Силы и позволяя проникать только такому количеству, которое он может вынести, не разрушаясь от его воздействия. Он действует как канал, регулирующий поток Сил, нисходящих свыше.

Источник всех созидательных движений Красоты, Наслаждения, Грации находится там, в тонком физическом мире. Но только небольшая частица истинного вдохновения, полученная там, способна пробиться в этот мир грубой материи. Там нет пропасти между Материей и Душой, между Разумом и Формой. Каждая истина находит своё естественное выражение без искажения. Форма ничего не скрывает, но, наоборот, проявляет.

Этот тонкий мир является первой остановкой человеческой души после её выхода из физического мира на пути к высшим царствам; тонкое физическое воплощение является сияющим вместилищем души после того, как она сбросила грубое тело.

Несмотря на всё его сияние, этот мир не является безопасным. Манящий и чарующий на своих пиках, на своих низших уровнях он имеет опасные бездны. Опасность облачена в красоту, угроза наделена очарованием. Истоки того, что ведёт к смерти на земле, находятся здесь, на его низших планах.

Всё на земле является уменьшенным образом того, что имеет место быть в этом мире тонкой Материи: сила, красота, знание. Упадок её совершенных форм достигает своего апогея в хаосе разрушения на плане грубой Материи.

Несмотря на это падение, земля является колыбелью душ. Ибо в самой её сути скрыто Божественное, настаивающее на своём проявлении. Оно выражено в форме Силы Сознания, требующей воплотить на земле всё то, что было задумано Созидательным Духом. Эта работающая Сила становится самосознающей в Человеке и в нём и через него стремится основать Бессмертие на этом поле смерти.

И это возможно, потому что земля не одинока. Из Высшего Сознания сквозь различные планы многоуровневого Бытия постоянно вливаются потоки Света и Силы. Изначальная Идея продолжает оказывать давление, направленное на реализацию, и через череду попыток, одни из которых осуществлены наполовину, другие оказались несовершенными — вследствие неполноценных инструментов, — эволюционирующая Природа движется шаг за шагом к своему осуществлению.

Божественный Дух свыше побуждает все высшие устремления; он удерживает всё, что проявлено, в своём динамическом Единстве. Всё творение едино в этом Духе. Каждый план в этом обширном Творении стремится проявить эту Истину своим характерным способом и формой. На высших планах, расположенных над этой земной вселенной, работает высшая Природа, и она проявляет Божественное в совершенных формах и всесильных энергиях Знания, Красоты, Любви и Блаженства. Этот созидательный динамизм присутствует также и в человеке, но он пребывает в скрытом состоянии в его глубинах, изредка проявляясь потоками своей силы, и даже тогда только на краткое мгновение.

Этот тонкий мир, расположенный непосредственно над нашим материальным миром, уникален по своей красоте, симметрии своих форм, совершенной разработке своих замыслов. Внутри своих собственных пределов это совершенный мир, и все в этом мире счастливы пребывать в этом совершенстве. Там нет усилия к прогрессу, чтобы превзойти себя; соответственно нет ни боли, ни неудачи. Там нет места для расширения и вариаций Бесконечного Духа. Всё находится в обрамлении красоты. Душа почти теряется из виду за этим изобилием красивых форм и пышных оттенков. Природа блаженствует в чарующей игре своего радостного ритма и светлых наслаждений.

Ашвапати осматривает это чарующее место с восхищением, задерживается здесь на время, но его высокий дух не может обрести здесь покоя. Через этот блистательный порог он выходит в обширные пространства более великого мира.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Лестница Миров (Краткое содержание “Савитри”. Книга II. Песнь 1)

Краткое содержание Савитри

Лестница Миров

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 1

М.П. Пандит

По мере того как Ашвапати продвигается в царствах Неведомого, всё, что находится за пределами человеческого познания, предстаёт перед его взором. Больше не существует никаких границ; беспредельное движение наполняет беспредельный покой. За пределами этого земного существования он вступает в другое бытие, где Душа устремляется в Единство всего сущего среди свободной игры неисчислимых возможностей, высвобожденных из Бесконечности. Здесь Невыразимый проявляется в тысячекратном выражении себя, и Душа обретает блаженство во всевозможном опыте, который постигается и осознаётся как единый замысел.

Ашвапати обретает тождество с необъятностью, которую он видит и ощущает вокруг. Каждая форма, каждое движение открывает ему какой-то аспект, какое-то состояние Невыразимого. Все миры рая и ада, созданные человеческим воображением, находятся здесь в своём истинном окружении, предоставляя в полной мере крайние проявления удовольствия и боли. Обширные оккультные владения открываются перед ним. Знание в своём новом качестве, Сила в пылающих энергиях, бесконечные волны Блаженства предлагают себя для его переживания. Но во всём этом разнообразном изобилии Бесконечного Ашвапати не находит того секрета, который удерживает всё в едином целом, той истины, что связывает Множество с Единым.

Продолжая вглядываться внутрь, Ашвапати начинает прозревать безмерное мировое строение, гигантскую колонну миров над мирами, восходящую от фундамента Материи и поднимающуюся в непостижимые высоты Духа. Он постигает в ней великую лестницу, по которой Дух низошел вниз, и по которой Душа должна взойти вверх.

Эта лестница иерархий бытия, сознания, воспроизводится в каждом индивидууме. Она связывает низшие уровни бессознания с высшими уровнями сверхсознания и делает возможным человеческое путешествие из одного конца в другой. Это многоуровневое сознание – каждый уровень которого оказывает давление на другие — увлекает всё в восходящем движении. Ступени этой лестницы сознания являются шагами Души в её возвращении.

Это уровни, которые были сформированы в нисходящем погружении Божественного Сознания, когда Оно изначально низошло, чтобы спасти и искупить дух, который отправился в созидательное приключение и затерялся в полном Несознании.

Все эти уровни сознания и миры, основанные на них, являются мощными факторами в эволюционном продвижении Земли. Она подстёгивается снизу, направляется изнутри, подтягивается сверху. Существует Верховный Интеллект, разрабатывающий процесс Мистерии, полное значение которой станет очевидным только тогда, когда всё будет завершено.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Йога Царя: Йога Свободы и Величия Духа (Краткое содержание “Савитри”. Книга I. Песнь 5)

Краткое содержание Савитри

Йога Царя: Йога Свободы и Величия Духа

Краткое содержание “Савитри”

Книга I. Песнь 5

М.П. Пандит

Вооруженный тайным Знанием, Ашвапати отчаливает от берегов материальной природы и стремительно вступает в ослепительное царство Духа, где всё знание является спонтанным, доступным, не требующим утомительной работы ума; где законы материальной жизни не имеют власти. Здесь он находит разгадку всего того, что является непостижимым в материальном мире; здесь раскрывается смысл мирового движения, предстаёт План, согласно которому Дух и Природа реализуют Божественный Замысел во Вселенной.

Получивший доступ к этой тайне загадки существования, Ашвапати обращает свой взгляд вверх, к высотам, до сих пор ему не доступным. Он больше не удовлетворён теми вещами, что служили ему до сих пор; он увидел, что то, что он может достичь в земной жизни, является лишь пародией на про-образы в царстве Духа, и он ищет способ завоевать этот мир для своей отчизны.

Его сознание удаляется от нескончаемого гула старых движений жизни на земле и пребывает в Безмолвии, которое открывается в шири за пределами земного Времени и Пространства. Свобода Силы, Знания и Блаженства захватывает всё его существо и поглощает в безмерность свыше. Там, освобожденный от своей человеческой природы, он купается в водах божественного Всеведения, Всемогущества и Блаженства. Границы его существа стёрты, его способности претерпевают трансформирующее преображение, его душа расширяется до космических размеров.

Природа раскрывает себя в его свободном от пелены видении как сознательная Сила, обладающая неограниченным могуществом, которая осуществляет изумительный замысел Души. Она обнажает перед его озарённой Волей всё поле своих работ, от твердыни материальной основы и сотворенных ею форм до верховного динамизма её Разума и могущества её Воли, соединяющих конечное с Бесконечным.

На пороге этих оккультных миров, расположенных за пределами земной сцены, Ашвапати созерцает охраняющую Силу, за которой стоит невыразимое Божественное Присутствие. Здесь начинаются владения Бесконечного, Вечного, царства, ведущие от Света к более великому Свету. Здесь перед его взором также раскрывается гигантская череда, представляющая собой систему миров, которые составляют это Творение. Он постигает лестницу восходящих и нисходящих планов сознания, сформировавшуюся в ходе инволюции и эволюции Божественного Духа, восходя по которой Душа странствует во вселенной, постепенно взрастая до своего полного величия в Божественной Славе.

Затем он видит мир Света, Mahas, мир неограниченного Сознания-Истины, Истины, Правды, Широты, который на своих низших уровнях является истоком всех нижестоящих миров и в своих высших областях открывается в безграничности Сат-Чит-Ананды. Здесь пребывает Мудрость, что примиряет все враждующие во владениях Неведения истины и является истоком всего Откровения, Вдохновения и Озарения; здесь Вечный отливает себя во Времени,  Единый организует себя во Множестве. За его пределами пребывает Единый в своей беспредельности. В эти Страны Непознанного отправляется Ашвапати.

Введение в “Савитри” – Савитри: Старое и Новое

Савитри: Старое и Новое

Для меня является большой честью быть гостем этого молодого университета, ведомого очень молодым преподавательским составом, и я чувствую себя здесь как дома, потому что я – один из тех, кто признает, что будущее, новая эпоха – это удел молодых, и я полностью отождествляюсь с их устремлениями. И “Савитри” является хартией новой эпохи, воплощая высшие стремления и надежду человечества, которые приходят из прошлого, рассыпающегося в пыль и движутся по направлению к будущему, которому предстоит родиться.

То было в час пред пробуждением Богов.

Так Шри Ауробиндо начинает свою эпическую поэму “Савитри”, которую он начал писать, когда находился в Бароде и продолжал её написание на протяжении почти пятидесяти лет, работая над ней с различных уровней сознания, по которым он восходил в течение своего такого продолжительного путешествия Духа. Так что же такое “Савитри”? Мне нет необходимости рассказывать вам о том, что изначальная история, так как она звучит в нашем эпосе, повторяется в большинстве Пуран. История повествует о царе Ашвапати, у которого не было детей. И согласно традициям тех времён, он уходит в лес и проводит покаяние в течение восемнадцати лет, по окончании которых Божественная Мать Гаятри предстает пред ним и даёт ему обещание, что она родится как его дочь. Он возвращается в своё королевство и в должный срок у него рождается дочь. В благодарность он называет её Савитри.

Как вы знаете, Савитри и Гаятри являются одним и тем же Божеством. Божественное дитя растёт окруженное таким божественным сиянием, что ни один жених, ни один принц не осмеливается предложить ей свою руку. Отец вынужден просить её, чтобы она отправилась в путешествие по свету – маленькому миру тех времен – и выбрала спутника своей жизни. Ей потребовалось два года, чтобы найти Сатьявана – принца живущего в изгнании, сына слепого царя, изгнанного из своего царства. И когда она сообщает о своём выборе, Нарад – божественный мудрец, оказавшийся в то время среди присутствующих, просит её не выбирать Сатьявана, потому что он обречен умереть через 12 месяцев. Но она отказывается изменить свой выбор и выходит замуж за принца. Она практикует определенные виды религиозной аскезы такие как пост, молитвы и т.п.

Наступает роковой день и Яма – Бог Смерти приходит и забирает душу Сатьявана. Савитри следует за ним. Яме это очень не нравится. Но он знает, что дальше следует река Вайтарини, разделяющая небеса и землю и не один смертный не сможет пересечь её. Но силой своего покаяния Савитри следует за Богом Смерти через реку и вступает с ним в разговор. Он удивляется её способностям, восхищается её мастерством и дарует ей блага, одним из которых является возвращение её мужа.

Эта простая история рассказывается в наших писаниях, чтобы подчеркнуть добродетель супружеской верности. Вот и всё. Шри Ауробиндо, когда он изучал эту поэму среди прочих, был поражен истиной, которая ощущалась позади этой, казалось бы, простой истории. Он увидел в ней запись некоего великого события, которое имело место в раннем периоде Арийского народа, и которое должно быть открыто вновь. Это имена и герои поэмы дали ему ключ к разгадке. Сатьяван – тот, кто несет истину – satyam vahati iti. Сатьяван, человек, несущий божественную душу, сошел в это царство смерти. И Савитри, спасительница – дочь Савитара, Творца, созидающего чуда. Она является божественной Милостью в человеческой форме.

Её отец Ашвапати – тот, кто повелевает Силой, владыка духовной энергии, силы и света. Ашва в Ведах символизирует энергию жизни. Ашвапати – повелитель Жизни. Только тот, кто завоевал энергии жизни, может стать отцом божественной Милости в человеческой форме. А отец Сатьявана – Дьюматсена: дьюмат означает “сияющий”, сена – “хозяин”, сияющий хозяин, то есть божественный разум полный лучей божественного света. Он был изгнан из своего царства света и приходит на землю ослеплённым неведеньем. Так Шри Ауробиндо раскрывает символизм, стоящий позади простой истории. Он называет её легендой и символом: легендой о чём-то, что произошло в истории человечества и символом того, что происходит сейчас и состоится в будущем.

Шри Ауробиндо работал над ней в течение пятидесяти лет. Как вы знаете, он был прирождённым поэтом. Поэзия была естественной для него. Он написал своё первое стихотворение в Англии, когда ему было тринадцать лет и он проводил своё свободное время сочиняя стихи. Но именно эту поэму, “Савитри”, он пересматривал и перерабатывал, некоторые части по одиннадцать раз. Когда его спрашивали, почему ему нужно вносить изменения, когда он уже и так достиг верховного вдохновения, он отвечал, что изменения тоже пришли оттуда. Он объяснял, что стремится к абсолютному совершенству. Совершенство не является окончательным состоянием. Вам будет интересно узнать, что Мать объясняет совершенство особым образом. Она говорит, что совершенство – это не вершина или пик, который будет достигнут когда-то, но оптимизация всех факторов присутствующих в данной ситуации. В каждой ситуации есть множество факторов, но максимальная координация и максимальное использование всех их вместе является совершенством данного момента. В самой природе вещей совершенство является динамической концепцией, оно постоянно движется всё дальше, придавая новый смысл прогрессу, эволюции, жизни.

Шри Ауробиндо объясняет, что всё, что он писал, он пересматривал до тех пор, пока не удовлетворялся тем, что оно становилось совершенным выражением уровня сознания, которого он достиг. Закрепившись в более высоком сознании, он поднимал это выражение на новый уровень. И так он продолжал поднимать выражение всё выше и выше силой растущего вдохновения. Он знал, что будущая поэзия – поэзия завтрашнего дня – не будет являться ментальным построением, но будет отлита в форме Ведической Мантры. Мантра ведических мудрецов, как вы знаете, не является поэтической композицией. Риши это тот, кто находится в глубокой общности с Космическим Духом, с Трансцендентным. Идея, истина плывёт, спускается в его существо; он позволяет ей погрузиться в его сознание; он не вмешивается, не вопрошает себя что это такое и что оно означает.

Он вынашивает её в безмолвии, и когда она в достаточной мере подготовлена, сформирована в сердце, hrida tashtam, она направляется к центу выражения, т.е. к Вишудха чакре, и находит там своё верное выражение, точно слово. Слово приходит к нему, и он воплощает его. Это и есть мантра. Мантра для него является средством закрепления духовного опыта, мистическим откровением, приходящим к нему свыше, и его выражением, он подтверждает его истину в себе и сохраняет его для других. Любой, кто повторяет мантру может извлечь пользу и прогрессировать посредством этой истины тем же способом, как это сделал Риши. Шри Ауробиндо работал над этим переходом поэзии, от её роли простой куртизанки ума к чему-то божественному: поэтическому выражению божественного вдохновения с божественной истиной в её чреве. И именно так он рассматривает “Савитри”.

Он превращает эту простую легенду о супружеской верности, в извечную историю о победе над смертью для человека, для человечества, божественной Милостью, спустившейся на землю и сражающейся ради него с владыкой Смерти. И в процессе этого Шри Ауробиндо описывает свою одиссею и сагу духовного путешествия Матери в работе для эволюции новой ступени сознания, за пределами разума, виджняны, гнозиса, сверхразума и, неизбежного следствия этого, трансформации жизни – смерти в жизнь, тьмы во свет, небытия в бытиё. В этом эпосе он работает на огромном полотне истории, географии, поэзии, науки и философии. Он рассматривает происхождение человека, зарождение вселенной, рождение богов с разных точек зрения – религиозной, мифологической, научной, философской и йогической. Снова и снова он рассматривает одну и ту же самую тему, но с разных сторон. Шри Ауробиндо был великим хранителем. В некоторых вопросах он был неизменным консерватором, в то же самое время, являясь отважным революционером в других. Он был верен духу индийской Дхармы. Он всегда говорил о времени Санатана Дхармы до своего прибытия в Пондичерри. Санатана в его понимании означает не ортодоксальную дхарму, но вечную дхарму. В «Эссе о Гите» он пишет во вступлении: Каждое писание состоит из двух элементов. Один из них – исключительно временное и ограниченное отражение обычаев, верований и практик той эпохи. Посмотрите на Библию, на Гиту, и вы найдёте там элементы описывающие общество того времени. Это не имеет особого значения для нас. Но в каждом писании так же есть нечто вечное, нечто основополагающее, нечто имеющее извечную важность для людей. Наша цель изучения этих писаний заключается в открытии и установлении связи с этими вечными истинами, чтобы увидеть, насколько они могут быть полезными для нас в нашей нынешней эволюции к Божественному.

Введение в “Савитри” – Предисловие

Дорогие друзья,

Сегодня мы начинаем публиковать в нашем блоге книгу “Введение в Савитри”, которая представляет собой серию лекций М.П.Пандита прочитанных в марте 1981 года в Университете Южного Гуджарата в Сурате. Ранее мы опубликовали несколько небольших отрывков из этой книги, которые нам показались удивительно емкими по своему смыслу и своевременными.

Данный материал, по нашему мнению, может послужить подспорьем для тех искателей на пути Интегральной Йоги, которые либо хотят только начать изучение “Савитри”, либо хотят расширить своё понимание значения этого эпического произведения и его места в мировой литературе и судьбе человечества.

Владимир

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Тайное Знание (Краткое содержание “Савитри”. Книга I. Песнь 4)

Краткое содержание Савитри

Тайное Знание

Краткое содержание “Савитри”

Книга I. Песнь 4

М.П. Пандит

Когда Ашвапати поднялся на высочайший пик бытия, его взору открылись ещё более высокие вершины. Ибо горизонты Бесконечного — нескончаемы, и то, чего путём восхождения достигает человек, является только обещанием более великих завоеваний в будущем. Ашвапати увидел и осознал, что нынешнее состояние ограниченности и смерти не является постоянным условием жизни на земле. Состояния свободы и бессмертия ждут своего открытия человеком. Сознаёт он это или нет, его существо постоянно взрастает к ним под воздействием эволюционной работы, которому он подвергается. Временами человек осознаёт этот рост; временами он испытывает в себе нисхождение божественного Света, Силы, Покоя и видит, как растворяется его собственное маленькое эго.

Человек начинает осознавать в себе более великое “Я”, которое не вовлечено в динамику жизни, но которое наблюдает за всем со своего плацдарма, расположенного за покровом природы в неведении. Там лежит ключ к загадке существования, там находится источник блаженства, без которого ничто не могло бы жить.

Без этого восприятия кажется, что существование мира не имеет смысла и направления; невозможно никакое определённое знание его характеристик. Только движение выглядит реальным, движение, вызываемое непрерывной внутренней нуждой. И всё же земля не чувствует себя покинутой в своём труде. Она чувствует и начинает осознавать могущественные Силы во Вселенной, помогающие и поднимающие её вверх самим своим присутствием и своим непреодолимым действием. Земной разум ищет и стремится к Истинам Знания, Силы и Блаженства, которыми обладают эти Божества свыше, но которые могут показаться такими недостижимыми для земного духа, трудящегося внизу.

Фактически, именно действие этих Сил, скрытых за поверхностью жизни, предопределяет курс внешних обстоятельств. Человек обычно не осознаёт внутреннюю работу ни в себе, ни во Вселенной. Но внутреннее побуждение и руководство свыше продолжаются до тех пор, пока цель земного движения не будет достигнута, пока земная жизнь не расцветёт в божественное существование. Настоящее состояние эволюционирующего Сознания на земле является промежуточным; оно характеризует стадию, которая покинула изначальное Несознание в своей основе, но всё же ещё далека от полного Сверхсознания на вершине бытия, в которое оно развивается. Следовательно вся деятельность этого Сознания несовершенна. Однако на это Сознание, чтобы развить и расширить его, оказывается постоянное давление с обоих полюсов существования — Материальной Природы и Духовного Бытия.

Через все превратности судьбы проявляется Свет, что ведёт, Сила, что продвигает, Блаженство, что поддерживает. Воля созидающего Бога работает в каждый момент Времени, на каждом уровне мироздания для предначертанного проявления Божественного в земном творении.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Йога Царя: Йога освобождения Души (Краткое содержание “Савитри”. Книга I. Песнь 3)

Краткое содержание Савитри

Йога Царя: Йога освобождения Души

Краткое содержание “Савитри”

Книга I. Песнь 3

М.П. Пандит

Рождение Савитри в этом мире стало ответом на стремление Земли, озвученное Ашвапати – предводителем человечества и Владыкой Жизни. Он был тем, кто воплотил призыв человечества и смог принести вниз Искупающую Милость в форме своей дочери Савитри.

Сам Ашвапати не был простым смертным, смирившимся с темпом и волей эволюционирующей Природы. Он был особым существом, которому была дана особенная миссия подготовки изнурённого борьбою человечества к следующему этапу продвижения к Божественному. Внешне он был наделён всеми атрибутами, присущими обычному представителю человечества, но внутренне он знал о своём высшем происхождении, своей роли и силах, готовящихся в его существе к часу своего проявления.

Он поставил своё существо на службу Мастера Эволюции, привёл свои действия в гармонию с действиями высочайшего космического Духа и превратился в сознательное вместилище могущественных Сил Сверхприроды, которые спустились в него. Он расширил своё существо, чтобы заключить всю вселенную в своё сознание; он прорвался ввысь через твердыню разума и возвёл мост между материальной вселенной и Божественностью за её пределами. Земля и Небеса в нём соединились.

Он видел великие преображения, происходящие в нём самом, великие инструменты знания, силы, восприятия и блаженства, заменяющие ограниченные инструменты, свойственные ментальному человеку. Всё стало для него открытой книгой – жизнь людей вокруг него и миры свыше.

Перед ним открылись истоки вселенной в Сверхсознательном, источник божественного Желания, из которого произросло, как из семени, творение, грандиозные линии Процесса, по которым проявление следует своим предначертанным курсом.

Он испытал в себе не только созидающие энергии Света, Силы и Блаженства, но также сопротивление и отступления, вызванные всё ещё нетрансформированными элементами бессознания, тьмы и инерции в его физических частях.

Он продвигался вперёд, неся всю свою природу – не оставляя ни одной части, какое бы сопротивление она не оказывала – и достиг прочного, незыблемого статуса в Вечном Духе.

Из этой области сознания, раскинувшейся над вихрями Природы, он протянул свою помощь изнурённому миру, помощь, ещё более действенную, поскольку сам он уже добился  освобождённого состояния и обрёл контроль над Силами и Энергиями Высшей Природы. Его озарённое восприятие проявляющейся Истины Духа и его намерение содействовать эволюционному движению расы, облекая его в ту форму, которую он видел в своём восприятии, неизгладимо запечатлевались в  жизнях и умах людей.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Предмет Спора (Краткое содержание “Савитри”. Книга I. Песнь 2)

Краткое содержание Савитри

Предмет Спора

Краткое содержание “Савитри”

Книга I. Песнь 2

М.П. Пандит

Какое-то время Савитри погружена в размышления; перед её мысленным взором пролетает вся её жизнь: её детство, юность, её судьбоносная встреча с Сатьяваном, последние двенадцать месяцев любви, прожитые под сенью Смерти.

В этот критический момент её внешняя личность вытесняется её внутренним духом, который выступает вперёд и завладевает всей ситуацией. Ибо только так может быть отменена предопределённость Природы. Судьба тела может быть изменена только волей души. Для неё это не только вопрос личной судьбы; вовлечённая в спор Смерти с Жизнью, Судьбы с Любовью, она готовится к часу испытания. Она не ищет никакой внешней помощи, а также никто не знает о той роли, которую она готовится сыграть в космической битве. Уединённость Природы, в которой она провела последние двенадцать месяцев, помогла в углублении её внутренней жизни.

Именно здесь, в глубине буйной зелени Природы, Любовь, наконец, обрела свой дом в Савитри, которого она не могла найти прежде нигде в мире людей. Широта и высота сознания, чистота и возвышенность существа, её несгибаемая сила были под стать Любви, и Савитри была достойна Её божественной сути.

Вплоть до этой встречи с Любовью (принесшей с собой призрак Смерти), Савитри не ведала земных печалей, неся в себе светлые воспоминания о блаженстве высших миров, из которых она пришла. Но в этом мире Неведения радость не может длиться долго. Проблема жизни встаёт перед ней в своём наиболее остром виде, и Савитри призвана встретиться с ней лицом к лицу.

Но Савитри не простая смертная, чтобы уклониться от вызова и смириться со своей судьбой. Она не приемлет ограничивающих её воплощенное сознание тисков Несознания и оков Неведения. Она намерена изменить господствующий порядок и утвердить верховенство Света над Тьмою, Жизни и Любви над Смертью. Собрав все свои внутренние силы, соединившись с трансцендентной Волей и Силой, Савитри встаёт, готовая к решающей схватке. Божественное Могущество вздымается в её существе, она останавливает колесо Судьбы и прорывается сквозь конечное в Бесконечность.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Символическая Заря (Краткое содержание “Савитри”. Книга I. Песнь 1)

Краткое содержание Савитри

Символическая Заря

Краткое содержание “Савитри”

Книга I. Песнь 1

М.П. Пандит

Час проявления ещё не настал. Боги, которые участвуют в проявлении и руководят им, всё ещё отдыхают.

На груди Безмолвия лежит недвижно разум Ночи, преграждая путь Божественному Проявлению. Один на всём протяжении безвременья, разум Ночи огромен и полон предчувствия.

В этом незрячем раздумье Ночи ощущаются глубины Бесконечности, которая не имеет никакой формы; это непроницаемая тьма. Всё заполонил бездонный ноль.

Этот разум – сила духа, бывшего некогда беспредельным, но впоследствии падшим –  пробуждается между двумя Небытиями: Бездной вверху и Бездной внизу. Он вспоминает тёмное лоно Неведения, из которого появился, и хочет прекратить своё существование в этой бездне, отворачиваясь прочь от призыва к приключению рождения и следующего за ним трудного путешествия.

Беззвучные и бесформенные очертания Неведомого, т.е. Несознания, пребывают в некоем движении; Несознание нескончаемо повторяет это бессознательное движение, продлевая механическую волю, стоящую позади него, и служит колыбелью космического сна неведающей Силы, чьи ритмические движения в этом сне сами собой зажигают солнца во вселенной и поддерживают жизни всех существ в этом бессознательном ритме.

В этой необъятности безмолвного пространства, где нет ни разума, ни жизни, ни души, в этой Бездне беспомощно вращается Земля, в очередной раз затерявшаяся в своих подсознательных снах, полностью позабыв о своём духе и своей цели.

Но что-то начинает шевелиться в этой таинственной тьме. Это некое движение, настоятельная нужда быть, пока ещё не знающая как, которая пробуждает Неведение в Несознании.

Появляются острая боль и трепет; старое не воплощённое желание, до настоящего момента пребывавшее в подсознании, поднимает свою голову в поисках света, воспоминания о котором все ещё живы в нём. Такое ощущение, что в глубинах этого Небытия сохранилась сущность давно погребённого прошлого, которая вынуждена подняться вновь и возобновить свои усилия и борьбу в очередной безысходной попытке.

Бесформенное сознание жаждет света, и смутное предчувствие ищет грядущей смены. Пробуждается сильное желание, и Ночь – Мать всего сущего, которая до этих пор была безразличной и невнимательной, вспоминает о неудовлетворённой Нужде.

Незаметно в этой тьме появляется проблеск, луч света, жизни; начинается проявление; словно посланник свыше пришёл в поисках одинокого, отчаявшегося духа, который позабыл о своём прошлом блаженстве. Одновременно с приходом света жизни в эту безмолвствующую вселенную прокрадывается и призыв к путешествию сознания и радости, и он вынуждает сопротивляющуюся Природу-Ночь возобновить жизнь, вновь видеть и чувствовать.

Это – начало: посеяна мысль, рождено чувство, пробуждается память; словно давно умершая душа вновь возвращается к жизни, но последствия предыдущего цикла уничтожили все следы прошлого.

Теперь снова нужно будет пройти через все прошлые опыты и выстроить всё заново. Но, несомненно, всё возможно с Милостью Господа.

Так в этом мире отчаявшегося безразличия зарождается надежда. В уголке небес начинает происходить нечто удивительное. Оттуда начинает непрерывно изливаться вниз свет. Вся эта непрекращающаяся игра света видоизменяет сцену действа. Это заставляет тьму отступить перед светом, а пребывающий во сне мир ощущает прикосновение красоты и чуда жизни.

Разлом ширится, и свет изливается вниз, своим присутствием рассеивая тьму. Вспыхивает сияние величественных тонов, и на краю творения встаёт во всей своей славе Заря с её посланием и обещанием прихода Вечного Света.

Заря сияет в течение краткого мгновения на тонкой границе жизни, записывая языком земли Красоту,  Блаженство и величие Божественного Духа на пороге своего проявления. Она зароняет семя Величия в плотность безбрежных ширей.

Затем, отворяя небеса, является Фигура Богини вечного Света. Видя, что пространство готово для неё, она ступает вперёд во всей полноте своего всеведения и откровения.

Земля чувствует её приближение; её ухо слышит шаги Богини, её око обращается к её Очертаниям. Сияющая улыбка Божества воспламеняет всю жизнь, которая до этого оставалась недвижной. Вся Природа поднимается в поклонении Божественности; деревья, холмы, ветер, небеса, воздух – всё участвует в её почитании. Земля пробуждается к Свету Жизни.

Однако божественное вдохновение не может длиться долго; условия на смертной земле не готовы для его пребывания. Оно удаляется, оставляя позади себя живую память своего Присутствия, духовную Красоту и стремление к его обязательному рождению в будущем.

Остаётся лишь обычный день. Все, как обычно, просыпаются и приступают к своим ежедневным делам.

Среди пробудившихся и Савитри. Хотя она живёт среди людей, традиционно любящих жизнь за её удовольствия и дары, Савитри не принимает участия в этих маленьких радостях жизни. Она осознаёт, что у неё иное происхождение, а также понимает свою миссию, и ей чуждо всё, что в обычном человеке вызывает страстный отклик. Божественные силы, воплощённые в ней, томятся в своём заключении в человеческой форме. Малость земной жизни неспособна выдержать и намеренно отвергает широту, блаженство и силу, которые принесла с собой Савитри. Земля, нуждающаяся в соке удовольствий и слёз, отвергает её дар  блаженства, предлагая Савитри вместо этого любовь, обречённую на гибель.

Савитри свободно излучает то, что несёт в себе, надеясь, что на земле сможет расцвести более великое сознание. Но земная природа поступает с Савитри так же, как этот мир неведения обходится  с сынами Бога, несущими с собой спасительный свет: она отвергает её свет – с ненавистью и гневом.

Так она и живёт в этом мире вдалеке от свойственного ей счастья высей, равно как и вдали от страданий смертной жизни, которые она пришла искупить.

Не узнанная никем, не имея никакой поддержки, она несёт в себе страдания человеческой жизни, готовясь к противостоянию со смертью в назначенный час. Она слишком великодушна, чтобы разделить свою опасность и боль со своими близкими. Она хранит их в себе.

Несмотря на всю эту отчуждённость, её сердце открыто всему. Внутренне она отождествляет себя со всей Природой. Её любовь – это любовь вселенской Матери. В суровом испытании, что ожидает её, она видит отражение зла, которым поражена жизнь в своих основах, и, готовясь встретить свою судьбу, в действительности она готовится встретиться лицом к лицу с Детерминизмом, который правит материальной Природой.

В первые годы жизни всё существо Савитри пребывает в неизменном покое, разделяя забытьё и сонливость всей земли. Она не знает ни печали, ни забот. По мере её взросления к ней начинают приходить смутные воспоминания; она ощущает в своей груди глубокую, щемящую боль. Она пытается отыскать её причину, но не может этого сделать, потому что разум ещё не достаточно сознателен. Инструменты жизни и чувства отказываются работать с охотой, при отсутствии причитающегося им наслаждения. Однако со временем она пробуждается окончательно; возвращается её истинный дух, пробуждается память, и она обнаруживает себя в центре космической битвы, развернувшейся между тремя участниками: Землёй, Любовью и Роком.

Глядя внутрь себя, она видит духа боли, воцарившегося в её природе и непрестанно требующего приношения скорби и печали.

Проблема земной жизни во всей полноте оживает в ней. Она принимает вызов, и её душа восстаёт, чтобы противостоять Времени и Року.

Ибо пришёл тот день, когда Сатьяван должен умереть.