Слова М.П. Пандита на Портале Интегрального Самопознания “Утренняя Роса”

Записи

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Рождение и Детство Пламени (Краткое содержание «Савитри»: Книга IV. Песнь 1)

Краткое содержание Савитри

Рождение и Детство Пламени

Краткое Содержание “Савитри”

Книга IV. Песнь 1

М.П. Пандит

С самого начала своего бесконечного вращения в Пространстве и Времени Земля мчится к далёкой неведомой цели. Из первоначального Бессознательного состояния она переходит к полусознательному состоянию, из него к состоянию жизни и затем к состоянию мышления и действия. В этом цикле разума она неустанно продвигается к некоему сокрытому до поры до времени Событию.

Времена года сливаются в своего рода живописном танце в беспрерывном движении Земли вокруг Солнца. За летом приходит сезон дождей, за ним следуют осень и зима, а затем наступает весна.* В разгар одной из таких вёсен, когда Природа ликует в торжестве своей красы, на землю нисходит божественный Дух в ответ на мольбу земли о счастье; рождается Савитри. Древняя Мать возвращается к своей незавершённой работе на земле.

В Природе всегда присутствует Мать-Мудрость, трудящаяся над тем, чтобы подстегнуть рост сознательности и радости в жизни, заставить Материю осознать свою божественность. Теперь это Намерение облекается через Савитри в земную форму.

Читать далее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Видение и Дар (Краткое содержание «Савитри»: Книга III. Песнь 4)

Краткое содержание Савитри

Видение и Дар

Краткое Содержание “Савитри”

Книга III. Песнь 4

М.П. Пандит

Внезапно происходит какое-то движение. Нарастает вибрирующий звук, что-то приближается, и земную форму Ашвапати окутывает некая таинственная Форма. Божественная Мать, которой он поклонялся,  предстаёт пред ним, и всё его существо устремляется к ней. Она говорит ему:

“О, Сын Силы, что покоряет вершины творения, то, чего ты достиг – всё твоё, но большего не проси. Не умоляй меня о нисхождении в мир, который всё еще бессознателен, ибо человек слишком слаб, чтобы вынести бремя Бесконечности. Предоставь всеведающей Силе работать своим чередом. Ты же должен жить своим собственным обширным достижением, помогая миру. Не растворяйся в Неизменном, в Абсолюте. У тебя есть задача, и ты должен разделить тяжёлый труд на земле с ниспосланной сюда Силой.

Человек – это загадка. Приходя из частично озарённой Запредельности в бессознательный мир, он тщетно надеется изменить вселенскую грёзу. Но Бессознание, лежащее в основе этого мира, титаническая Тьма, преследует его и снова, и снова сводит на нет все его усилия. Человек является промежуточным звеном между зверем и полубогом. Его существование исполнено противоречий. Он не способен спасти самого себя и всё же стремится спасти целый мир. Он вечно в пути, но его цель неизменно далека. Он окружён Неведением в своей попытке завоевать и утвердить Знание. Но после всех его усилий и борьбы мир остаётся прежним.

Но конечно же, это не конец. Не стоит сбрасывать со счетов Силу, создавшую этот мир, которая медленно, но верно ведёт душу человека по предначертанному ему пути. Человек не имеет права останавливаться, пока не найдёт самого себя, ведь есть Свет, что ведёт, Сила, что поддерживает. Есть Боги, что следят за ним и помогают ему своими влияниями, внушениями и посещениями.

Читать далее

Учение Шри Ауробиндо

Философия Шри Ауробиндо – основные принципы и актуальность в современном мире

Учение Шри Ауробиндо

Философия Шри Ауробиндо

Каждый мыслящий человек в моменты прозрений задается такими вопросами: в чем заключается смысл этой жизни? И существует ли смысл вообще? Что это за мир и откуда он произошел? К чему он движется? И какова значимость того отрезка времени, в котором он живёт?

Над этими вопросами во все времена размышляли многие, и каждый давал свой ответ, часто противоречащий другим. Кто-то утверждал, что вселенная является творением Всемогущего Бога, который своей волей произвел на свет всех существ и правит ими держа в своих руках весы правосудия. Он награждает доброту счастьем, а злобу страданием. И все это будет продолжаться до тех пор, пока ему это не надоест.

Есть также и другие, кто заявляет, что Бога вовсе нет. Бог является лишь вымыслом антропоморфного воображения человека. Мир существует сам по себе. Всё является результатом действия и противодействия элементов и сил; каждая форма появляется на свет и исчезает механически, как результат определенного соединения и распада физических элементов. Сознание – это только производная физического организма. Нет ни прошлого, ни будущего; только настоящее реально и следует извлечь из него максимальную пользу.

Нет, этот мир тоже нереален, говорят третьи. Мир – это преходящее явление, где все ежесекундно подвержено вечной смене, человек представляет собой поток мысли и нагромождение впечатлений: вся цепь событий продолжается благодаря извечной тяге Желания. В тот момент, когда оно исчезнет, все движение прекратится. Нет никакой неизменной реальности; единственное, что действительно существует – это Ничто, Нуль, Шуньям.

Есть также и другая точка зрения, которая оказала глубокое влияние на мышление человека, согласно которой существует Верховная Реальность; но это Непостижимый Абсолют, «Один, без второго» – Брахман, что пребывает трансцендентно над всем творением. Только Он – реален; всё остальное – нереально. Вселенная представляет собой обширную тень, отбрасываемую Бытием Брахмана, или иллюзию, сотканную Его собственной силой Бытия, Майей. Таким образом, феномен мира, как и существа, населяющие его, всё это – тени мелькающие на иллюзорной сцене. Чем раньше каждый увидит эту истину или, скорее, отсутствие истины в своей жизни и удалится от неё к Единственной Запредельной Истине, тем лучше.

Существуют ряд модифицированных версий этого мировоззрения, допускающих частичную реальность мира и жизни, но все они признают лишь второстепенную роль мирского существования по сравнению с более Истинной Запредельностью. В большей или меньшей степени во всех этих теориях всегда присутствует нависшее над этой жизнью ощущение её непродолжительности и нереальности. Человек должен признать, что это деятельность низшего порядка, если вообще она признается реальной, и лучше всего обрести освобождение из этой подверженной распадку сумятицы и уйти на ту сторону или в Запредельность, являющуюся единственно Истинной и Неизменной.

Однако, для Шри Ауробиндо этот мир не иллюзия, ни беспочвенное преходящее явление. Все – реально; вы – реальны, я – реален, каждая частица того, что мы видим вокруг реальна, насколько может быть реальна Реальность. Ибо всё это представляет собой истинную формацию Брахмана, являющегося Единой Реальностью:

О Брахман, Ты – муж и жена, дочь и сын; старый и изможденный,
ты сгорбленный странствуешь с посохом;
ты – синяя птица и зеленая птица, ты – птица рубиново-окая.

Светасватара Упанишада, IV. 3, 4

Читать далее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Обитель Духа и Новое Творение (Краткое содержание «Савитри»: Книга III. Песнь 3)

Краткое содержание Савитри

Обитель Духа и Новое Творение

Краткое Содержание “Савитри”

Книга III. Песнь 3

М.П. Пандит

Теперь внимание Ашвапати обращается к Истоку всего сущего. В полном безмолвии своей души он призывает неземную Силу и запредельный Свет Истины. Но он не получает отклика. Он ощущает сопротивление всеобщего подсознательного; это сопротивление скрывается даже в нём самом. Заявляют о себе старые притязания. Он обнаруживает, где скрываются в нём эти элементы, и вырывает их с корнем.

Наконец наступает великая и окончательная трансформация. Его душа ширится подобно морю и объемлет собою весь мир; он становится единым со всем сущим душой и телом. Больше нет разделения. Преодолена человеческая природа разделённости; теперь он ожидает восхождения за пределы мира. Он также ожидает, что Всевышнее низойдёт и  спасёт мир. Исчезает всё его восприятие и признаки жизни, он погружается в транс Бесконечности.

Путешествуя по Светоносным Ширям, он достигает своей извечной основы, где всё недвижно и не затронуто никаким беспокойством Природы. Здесь нет даже тени машинерии мира. Здесь царит только недвижная Сила Духа и всемогущий, всеведающий Покой. Здесь пребывают Хранители Закона-Истины. Сознательная Природа и Душа-Свидетель находятся здесь в извечном Покое. Ашвапати оказывается наедине с Единым, он причащается мистерий Бесконечности.

Всё затихает, всё словно замерло в преддверии родов. Вселенская Сила ждёт окончательного указа Трансцендентного.

Читать далее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Поклонение Божественной Матери (Краткое содержание «Савитри»: Книга III. Песнь 2)

Краткое содержание Савитри

Поклонение Божественной Матери

Краткое Содержание “Савитри”

Книга III. Песнь 2

М.П. Пандит

По мере приближения души к самораскрытию наступает абсолютная тишина; исчезает всякое восприятие; всё, что знал ум, теряет свою реальность. Остаётся только Непостижимость. Наступает освобождение от всего.

Но это не конец. Это избавление не является завершением трудов души; у души есть цель, которую она должна достичь, загадка, которую она должна разрешить. Безмолвие и освобождение – это только врата в Путешествии души. За Пустотой находится лик Бессмертного, которому предстоит проявиться в образе этого материального мира.

В то время как Ашвапати переживает это состояние угасания, Присутствие, которого он так жаждал, становится ближе. Проявляется Существо мудрости, силы и восторга, привлекающее к своей груди Природу, мир и душу. Это Существо испускает великолепное сияние и соединяется с сердцем Ашвапати. Всё наполняется красотой и счастьем.

Читать далее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

В Погоне за Непостижимым (Краткое содержание «Савитри»: Книга III. Песнь 1)

Краткое содержание Савитри

В Погоне за Непостижимым

Краткое Содержание “Савитри”

Книга III. Песнь 1

М.П. Пандит

Всё, что может дать мир – это такая малость, которая не способна удовлетворить жажду человека, ищущего Реальность, из которой происходит всё творение. В конце своего поиска Ашвапати обнаруживает, что всё его Знание заканчивается в Непознаваемом. В его устремлённом сердце устанавливается Безмолвие. Не влекомый более мирскими желаниями, он обращается на Зов Невыразимого. Его непрестанно манит не поддающееся описанию Бытие.

Читать далее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Царства Высшего Знания (Краткое содержание «Савитри»: Книга II. Песнь 15)

Краткое содержание Савитри

Царства Высшего Знания

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 15

М.П. Пандит

Из состояния “в душе” Ашвапати вновь возвращается во внешнее состояние. Он пребывает в царстве Безмолвия, одиноком и недвижном. Он вышел за пределы господства Природы, за пределы сферы Разума. Это план неограниченного ничем Духа за пределами Мысли. Здесь звучит голос, который не слышим человеческим ухом, обитает Знание, которое обретается тождественностью, Любовь, которая объединяет. Здесь находится изначальное обширное изобилие Силы предшествующее творению. Это место духовного зарождения всего сущего.

Читать далее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Мировая Душа (Краткое содержание «Савитри»: Книга II. Песнь 14)

Краткое содержание Савитри

Мировая Душа

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 14

М.П. Пандит 

Вдали в Пространстве Ума появляется светящийся проход, ведущий в таинственные глубины Бога. Он манит Ашвапати трепетным экстазом Света, и тот входит в раскрывающийся туннель. Он ведом таинственным звуком, состоящим из многих звуков: зова флейты, стрёкота сверчка, звона ножных браслетов, бряцания каравана, звука храмового гонга, напевного гудения пчёл и шума морских волн.

Ашвапати достигает бестелесных царств: сердца Пространства, сердцевины Времени – обители Души мира.

Здесь пребывает единое Существо, Личность, которая преображает движения Природы в их божественные формы, ведёт Вселенную к её божественному свершению, через все превратности судьбы.

Здесь находится исток всей воплощённой жизни.

Читать далее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

В Высшей Сущности Разума (Краткое содержание «Савитри»: Книга II. Песнь 13)

Краткое содержание Савитри

В Высшей Сущности Разума

Краткое содержание “Савитри”

Книга II. Песнь 13

М.П. Пандит

Ашвапати достигает внезапного Безмолвия, где восходящая лестница миров останавливается. Он остаётся наедине с необъятной Сущностью Разума, всемогущественной, но отстранённой от мира, который из неё произошёл.  Высшая Сущность Разума не принимает участия ни в каких движениях этого мира, но переносит их одинаково. Эта обширная созерцательная отстранённость отражается и в Ашвапати.

Это наблюдающее Безмолвие является реальной основой Мыслителя и истоком Слова. Здесь встречаются созерцающее Высшее “Я” Разума  и могущественная Энергиия, в результате чего начинается творение. Ашвапати смотрит на мир с этой выси, и ему кажется, что он улавливает смысл его намерений и сил. Он чувствует, что эта Тишина и этот Покой – предел всего.

Читать далее