Слова М.П. Пандита на Портале Интегрального Самопознания “Утренняя Роса”

Записи

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Сатьяван и Савитри (Краткое содержание «Савитри»: Книга V. Песнь 3)

Краткое содержание Савитри

Сатьяван и Савитри

Краткое Содержание “Савитри”

Книга V. Песнь 3

Оба, и Савитри, и Сатьяван узнают друг друга в глубинах своего существа.

Сатьяван молвит: «Ты, что превосходишь смертных, как твое имя? Я знаю, что могущественные Боги являются друзьями земли; я долго странствовал душой и видел за формами много удивительного, я наблюдал за нимфами и узрел Божество. Боюсь, что ты тоже явилась из страны бессмертных, хотя я охотнее предпочел бы, чтобы ты оказалась человеком и была бы доступной для нас. Если ты способна обитать на земной тверди, то спустись с колесницы и пойдём к нам. Здесь неподалёку находится уединённое жилище моего отца”.

Она ответствует: “Я – Савитри, принцесса Maдры. Но кто ты? Почему ты здесь, когда твоя великолепная юность требует свершения героических деяний где угодно, но только не здесь, в лесной глуши?”

Сатьяван: “Прежде Дьюматсена был королём всех земель, что простираются за этими вершинами, пока злой Рок не сделал его слепым и он ни прибыл сюда в изгнание. Я – его сын, Сатьяван; я был доволен жизнью здесь, поскольку я ещё не знал тебя.

Я жил в лесной чаще, на лоне Природы. До меня долетало эхо гласа Божьего, я чувствовал его скрытое прикосновение, но не мог крепко охватить его тело. Я видел людей, частиц единого Божественного Бытия, живущих, как Его осколки, отдельно друг от друга, каждый замкнут внутри самого себя. Я сидел в медитации с лесными мудрецами и узрел Единого во всём. Но при всём при этом Материя продолжает пребывать без своего Бога. Смерть и Неведение продолжают существовать. Однако теперь, когда явилась Ты, всё изменится. Мое тело будет свободным, как и мой дух”.

Савитри: “Расскажи побольше о себе, Сатьяван, рассказывай, пока мой ум не постигнет истину наших отношений, которую чувствует моё существо”.

Сатьяван: “Савитри, слова не могут выразить того, что ты для меня значишь. Вся моя жизнь шла к этому грандиозному моменту, я вижу, что я – душа, подготовленная на земле для тебя.

Раньше я был таким же, как и любой другой человек, живущий обычной повседневной жизнью. Но вот во мне забрезжили проблески более глубокого Я, и меня поманила Тайна, сокрытая позади жизни. Я искал смысл жизни с помощью Мысли, но, как оказалось, она – неподходящий проводник. Я стремился раскрыть эту тайну посредством Красоты и Искусства, но Форма не могла показать Силу, обитающую внутри. Когда я смотрел на мир, я терял своё истинное Я, когда я находил своё истинное Я, я терял мир.

Я не мог найти связующего звена; но ныне золотое звено пришло твоими ногами; я чувствую божественное дыхание. Всё вокруг в предвкушении и ждёт тебя. Сойди, войди в мою жизнь, ставшую твоим храмом”.

Савитри: “Я услышала тебя, и я знаю, что ты – это он”.

Она спускается с колесницы, срывает цветы, быстро сплетает гирлянду и возлагает её на грудь Сатьявану, как цветочный символ своей жизни, которую она предлагает ему. Она наклоняется и благоговейно касается руками его стоп.

Сатьяван заключает её в свои обьятья, и Савитри чувствует, как её существо потоком вливается в него, как река в величественный океан.

Оба растворяются друг в друге и становятся единым целым. Извечный Бог и его Супруга обвенчались еще раз, уже на земле, и теперь эти Двое начинают новую, более великую Эпоху.

Затем он ведёт её по узкой тропинке и показывает хижину отшельника через просвет в лесной чаще. Савитри растрогана до глубины души и молвит: “Теперь я должна вернуться в дом моего отца, но моё сердце останется здесь. Я скоро возвращусь к тебе, чтобы никогда не разлучаться вновь”.

Она поднимается в свою колесницу и мчится назад, не спуская глаз с удаляющейся фигуры Сатьявана.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Сатьяван (Краткое содержание «Савитри»: Книга V. Песнь 2)

Краткое содержание Савитри

Сатьяван

Краткое Содержание “Савитри”

Книга V. Песнь 2

В этот день дорога сворачивает к нескольким людским жилищам.

Одинокая тропинка устремляется в обширный зелёный лес. Здесь Савитри впервые встречает того, ради кого она приехала в такую даль. Он появляется на самом краю леса, высокий и стройный, как копьё Бога. В его облике присутствует благородство, покой, красота и жизнерадостность.

Мудрость неблагоприятной Судьбы привела его сюда, в самое лоно Матери-Природы, где он стал мудрее, непосредственно участвуя в деятельности Природы.

Этим утром, побуждаемый внутренним голосом, он свернул со своих привычных троп к этому месту.

Вначале его фигура предстаёт перед взором Савитри как часть лесной сцены. Затем внезапно что-то переполняет её изнутри, и её видение изменяется. Её сердце глядит на него и знает его лучше, чем свои собственные струны. Она удивлена и захвачена. Всё в её существе устремляется к нему навстречу. Она подпадает под чары лика, который она видит. Она вскрикивает. Колесница останавливается.

Читать далее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Предначертанное Место Встречи (Краткое содержание «Савитри»: Книга V. Песнь 1)

Краткое содержание Савитри

Предначертанное Место Встречи

Краткое Содержание “Савитри”

Книга V. Песнь 1

Приблизился час встречи, а также предначертанное для этого место. Сама не ведая того, Савитри почти достигла своей цели.

Ничего на самом деле не происходит случайно. Это лишь видимость. Всё движимо Всеведением, и всё происходит в должное время и в предначертанном месте.

Савитри, наконец, достигает места новой жизни и счастья. Предвкушение чего-то значительного витает в воздухе. Горы, леса, воды, птицы – всё погрузилось в грёзы счастья. Словно начался роман между Землёй и её возлюбленным, Небом.

За всем за этим присутствует величественный покой Природы. Ибо человек ещё не потревожил первозданного мира этого края. Вдали простираются грандиозные горы, вздымающиеся к небу подобно погружённым в медитацию аскетам.

Это – сцена, выбранная неописуемой Матерью всего, воплотившейся в форме Савитри, для её краткого счастья. Здесь, в уединении, начинается её роль в борьбе и радости мира. Здесь Любовь встречает Савитри.

Учение Шри Ауробиндо

Психическое Существо (Йога Шри Ауробиндо – I)

Учение Шри Ауробиндо

Психическое Существо

Йога Шри Ауробиндо – I

Обычно человек сознателен только о небольшой части себя. Ему известны только ум, которым он мыслит и действует, жизненная энергия, которая движет и поддерживает его, и физическое тело, в котором обитают жизнь и разум. Но это только его малая часть, внешнее существо. Он наделен более обширным, внутренним существом, проекцией которого является внешнее существо.

За обычным умом, который ограничен своими инструментами познания и формами деятельности, пребывает внутренний разум с более могущественными способностями и обширным полем действия. За жизненной сущностью, сдерживаемой рамками её воплощения здесь, находится внутреннее витальное существо, обладающее более обширным и свободным размахом действия. И параллельно физической структуре, обладающей такими явными ограничениями, существует тонкое физическое тело с более обширным диапазоном. Эти три, внутреннее ментальное, внутренняя жизнь или витальное и внутреннее физическое – маномая пурушапранамая пуруша и аннамая пуруша, о которых говорится в Упанишадах — составляют вместе внутреннее существо человека. А ещё глубже, поддерживая их в земной эволюции, находится другое существо, душа, антаратман — живая искра Божественного. Это глубинное внутреннее существо является божественной сущностью в человеке, вокруг которого, в силу важности его жизненного путешествия, сосредоточены все остальные части существа. Обозначенное Шри Ауробиндо психическим существом, чатья пуруша (существо чистого сознания), оно пребывает во внутренних глубинах сердца, hṛdaye guhāyām – не физического сердца, но позади сердечного центра.

Силы и возможности этого внутреннего существа[1] бесконечно превосходят способности внешнего поверхностного существа, и эффективность человека напрямую зависит от того было ли оно принесено на поверхность и активировано. Именно отсюда проистекают все истинные проявления Знания, Силы, Красоты и Блаженства; но ограничения внешнего инструментального существа уменьшают, ослабляют и даже искажают их выражение. Шри Ауробиндо учит, как, с помощью определенных психологических йогических практик, раскрыть эти внутренние диапазоны нашего существа и проявить их скрытые возможности, чтобы возвысить и совершенствовать человеческую природу.

“Учение Шри Ауробиндо”,
М.П. Пандит


[1] Вся протяженность этого внутреннего существа, вибрирующая своим собственным сознанием, называется Сублиминальным; но существуют диапазоны, где это сознание неактивно. Это те диапазоны, которые находятся ниже активной формы сознания – то, что может быть названо Подсознательным, и те, что расположены выше – Сверхсознательное.

Учение Шри Ауробиндо

Учение Шри Ауробиндо

Учение Шри Ауробиндо

Учение Шри Ауробиндо


(не опубликовано)

  • Йога
  • Психология Социального Развития
  • Идеал Человеческого Единства
  • Тайна Веды
  • Упанишады
  • Гита

Совершенный Человек в совершенном Обществе был мечтой многочисленных пророков и святых, философов и мистиков с незапамятных времен. Каким бы несовершенным не являлся человек в настоящее время, он может достигнуть всевозрастающего совершенства в себе и своих соплеменниках. И он может сделать это путем развития своего собственного сознания за пределы узких границ своего ума и органов чувств. Потому что именно состояние сознания человека предопределяет степень его совершенства или несовершенства.

Ведические провидцы говорили о Ритам Джйоти, Свете-Истине, обретя который человек достигает Бессмертия, верховного Знания, Силы и Блаженства. Точно так же Риши Упанишад ссылаются на Махас или Виджняну, смутно вырисовывающуюся над Планами Манаса (санскр. чувственный ум в противоположность интеллекту – пер.), посредством которой человек достигает великолепий Знания и Свободы. В наши дни эту древнюю веру в Судьбу Человека во всей её полноте возродили Шри Ауробиндо и Мать. Они предрекли расцвет возрастающего совершенства в человечестве, как неизбежный результат развития высшего Сознания, духовной Силы-Истины, находящейся превыше сферы Разума – сознания, которое они назвали Сверхразумом, и посвятили свою жизнь приближению часа воцарения и проявления этого Сознания-Истины на земле.

Целью данной книги является рассмотрение принципов этого Высокого Учения и раскрытие значения Человека, Природы и Бога в свете истин этого Знания.

М.П. Пандит

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Поиск (Краткое содержание «Савитри»: Книга IV. Песнь 4)

Краткое содержание Савитри

Поиск

Краткое Содержание “Савитри”

Книга IV. Песнь 4

Вначале ум Савитри увлечён непривычными сценами, открывающимися перед ней по пути следования её колесницы. Но вскоре в ней пробуждается более глубокое сознание, и она начинает воспринимать всё, как часть самой себя, будто давно ей знакомое. Возвращаются старые воспоминания и появляется ощущение непрерывности цели и деятельности, берущих начало в далёком прошлом.

Некое водительство направляет движение её колесницы; её двигают божества, которые всегда действуют из-за завесы, предопределяя судьбу, являющуюся ничем иным, как волей Духа. Безмолвное Присутствие свыше выбирает каждый поворот на пути.

Её дорога пролегает через густонаселенные города, форты, сады и храмы. В ночное время она отдыхает во дворцах, встречающихся на пути. Затем начинается сельская местность, где ещё не потревожена Природа, где нет ещё людей с их человеческими заботами и радостями. Она чувствует близость Земли и слышит её бессловесный голос.

Читать далее

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Призыв к Поиску (Краткое содержание «Савитри»: Книга IV. Песнь 3)

Краткое содержание Савитри

Призыв к Поиску

Краткое Содержание “Савитри”

Книга IV. Песнь 3

М.П. Пандит

Одним светлым, прекрасным утром, когда воздух наполнен предвосхищением новых открытий, Ашвапати слышит едва различимый голос нерождённых Сил:

“O, люди – марионетки Судьбы, вам не предначертано вечно кружиться на малых орбитах ваших крохотных сущностей. Вы созданы из субстанции Бессмертного, в клетках вашей природы заключены могущественные Силы. Более великая судьба ожидает вас. Если вы только захотите, вы сможете обрести истинное видение, превзойти свой смертный ум и обрести божественность. Помимо земли, по которой вы ступаете, есть и другие сферы существования, есть свет позади вашей жизни. Бессмертные Силы ждут своего воплощения в вас. Земля уповает на это изменение и стремится к нему, но огонь горит всё ещё очень слабо в людских сердцах. Люди по-прежнему влюблены в своё невежество. Огни нисходят с небес, но они вынуждены возвращаться из-за людского отрицания и сопротивления Бессознательного”.

Голос умолкает. И, будто отклик от богов, во всём своём великолепии и ничем не затмеваемой красоте к Ашвапати приближается Савитри. Физическое восприятие Ашвапати отступает на задний план, и он видит за внешним обликом Савитри великий неизвестный Дух, воплощённый в его ребёнке. Побуждаемый из незримых Высей, он обращается к ней:

“O Дух, путник Вечности, ты прибыл, чтобы свершить огромный труд. Ты снизошёл на землю не один. Здесь тебя ждёт предначертанная тебе душа, которая раскроет тебе твою миссию и твою силу. Отправляйся и найди её, свою вторую половину. Ты не нуждаешься ни в каком ином проводнике, кроме Того, кто пламенеет в твоей груди. Тот, кто должен стать твоим суженным и спутником в путешествии по жизни, ждёт тебя. С ним тебе предстоит встретить испытание Небес – жизнь, прорваться через огромные искажения Природы и подняться к божественным высотам”.

Эти слова, подобно Мантре, погружаются в её существо и сеют семя преображения. Она пробуждается в новой обширности сознания, и ей становятся близки и понятны тайны незримых царств.

Перед рассветом следующего дня Савитри отправляется на поиск.

Краткое Содержание Савитри Шри Ауробиндо

Взрастание Пламени (Краткое содержание «Савитри»: Книга IV. Песнь 2)

Краткое содержание Савитри

Взрастание Пламени

Краткое Содержание “Савитри”

Книга IV. Песнь 2

М.П. Пандит

Могущественные влияния и древние Божества присматривают за Савитри, пока она взрослеет в царстве красоты, изящества и величия. Земная мудрость общается с её умиротворённым сердцем: её разум устремляется за пределы мысли и открывает горизонты, которые человеческий ум не в состоянии познать и охватить.

Её окружение изобилует талантами в таких областях как философия, скульптура, архитектура, музыка, живопись, танцы, поэзия, наука и ремёсла. Она постигает их суть, но ощущает их недостаточность и пытается привнести в жизнь более высокие великолепия, ожидающие своего воплощения. Она расширяет свои диапазоны, чтобы объять всё вокруг и духовно возвысить.

Но мало кто откликается на её зов, и ещё меньше тех, кто чувствует её божественность. Они не в состоянии следовать за ней и снова возвращаются к своему малому человеческому уделу. Она – их предводительница, близка их сердцам, и всё же так далека от их природы. Они поклоняются ей, льнут к ней, но не могут дотянуться до её высот. Некоторые пытаются получить от неё удовлетворение своих мелочных амбиций и восстают против её бремени любви, которую в то же время не хотят и потерять.

Однако нет никого, кто мог бы стать её спутником и общаться с ней на равных. Она, как Мать, должна снизойти до всех и поддерживать их души. Она должна жить во внутреннем одиночестве. Она часто ощущает себя единой с животным миром Природы, который с готовностью отзывается ей. Она живёт и учится всему в узком кругу без какой-либо связи с более широким миром. Но атмосфера полнится предвосхищением, о ней ширится молва, люди начинают узнавать о ней, и её имя начинает звучать повсюду. Однако ею восхищаются и обожают издалека. Никто не может сравняться с нею.

Она вынуждена оставаться в одиночестве, пока не настанет час её судьбы.

Учение Шри Ауробиндо

Божественная Мать – движущая сила йоги Шри Ауробиндо

Учение Шри Ауробиндо

Божественная Мать

Высшая Реальность – Едина и Неописуема. Но когда она воспринимается в связи с проявленным, Она раскрывает себя как Бытие, Сущее, обладающее верховным Сознанием. Сознание изначально присутствует в нем, оно, по сути, является самой природой Бытия. И это не просто самоосознание; это Сознание, которое сознает как себя, так и всё сущее. Оно исполнено динамизма – это Сила Божественного Бытия. Из беспредельности Бытия, Брахмана, она проявляет мириады Имен и Форм, отмеряет конечные сущности из глубин Бесконечности, формирует Множество из Единства –  Майю. Эта сила есть Шакти, через которую Нераздельное Сознательное Бытие, Единый Пуруша, осуществляет многоуровневое целенаправленное Творение.[5] Она не только воплощает то, что содержится в Бытии Господа, Ишвары, но и продолжает направлять, вести и править тем, что воплотила в жизнь; Она – Ишвари.

Божественное Бытие и Сознание-Сила, Пуруша и Шакти – это не что-то отдельное и различное. Воистину, Сознание-Сила является самим Бытием, проявляющимся в качестве Сознания-Силы. Они являются двумя состояниями одной и той же Божественной Реальности в Ее проявлении. В их взаимодействии присутствует нечто общее, а именно, единство существования в Верховной Истине. Божественное Бытие является Господом, Тем, кто порождает и правит; Его Сознанием-Силой является Она, верховная Шакти, Исполнительница, которая содержит в Себе истину Его созидательного аспекта и осуществляет Его Намерение. Она проявляет; Он – проявляемое. Без Нее – Он остаётся не проявлен; без Него – не существует Её.

Это основополагающая истина, что правит всем Творением во всем разнообразии форм. Неразрывный союз Бытия и Силы, Пуруши и Шакти – это та ось, вокруг которой происходит всё Движение. Всё потенциально существует в Бытии и привносится и вливается в действительность Сознательной Силой, неотъемлемым Могуществом Бытия, Шакти. Именно так это семикратное Существование, которым является нынешнее Творение, было проявлено из Сущности Господа Его Божественной Шакти. Она содержит в себе Истины, которым предстоит проявиться, высвобождает их в Своем созидательном движении и без устали совершенствует их выражение согласно Воле и на основании Указа Верховного Господа; так она действует на каждом уровне Проявления, в каждом элементе Творения.

Читать далее