Нама-Джапа

Нама-Джапа в Йоге Трансформации

Нама-Джапа

Нама-Джапа

Рамкришна Дас

Воздействие Ма-Нама-Джапы

В одном из писем ученикам Шри Ауробиндо писал: «Как правило, единственной мантрой, используемой в этой Садхане, является мантра Матери, либо наших с Матерью имён».

А вот что говорила Мать: «только джапа оказывает непосредственное воздействие на тело». Она также сказала, что при помощи одной лишь джапы осуществила десятилетнюю садхану за несколько месяцев.

Мантра-джапа является ключом к садхане и приносит реализацию. Она также приносит реализацию Ишта Деваты, избранного человеком божества. Садхак может реализовать живую форму божества, которого он почитает, через повторение его имени. Вот почему мы говорим, что Ишта и его имя неотделимы; каждый может совершенно точно реализовать Ишта Девату, выполняя нама-джапу.

Даже в обычной жизни мы обнаруживаем, что имя и форма неразделимы; если вы зовёте кого-то по имени, то он непременно отзовётся, даже если вы с ним не знакомы. Подобным же образом, в определённых мантрических ритуалах божество, чьё имя повторяется во время совершения ритуала, обязательно появится.

В этой йоге трансформация совершается Супраментальной Силой. Супраментальная Сила и Мать – это одна и та же Истина. Присутствие Матери абсолютно необходимо с самого начала садханы.

Когда садхак выполняет Ма-нама-джапу, Сила Матери нисходит в него и начинает работу по трансформации. Само действие трансформации и является присутствием Матери. Когда начнётся работа по трансформации, Психическое Существо будет пробуждаться все больше и больше, самоотдача будет возрастать, а стремление – становиться интенсивным. С этой точки зрения Нама-Джапа Матери очень важна и полезна в садхане.

С помощью Джапы Ма тяжелый путь трансформации становится легким. Но существует и другая причина, почему эта трудная садхана становится легкой благодаря Нама-Джапе.

В священных писаниях говорится, что санскритская буква «М» сама по себе является Чандра-биджей*. Чандрам ( санскр. «луна» – прим. автора) содержит в себе амриту, божественный нектар. Она является символом невозмутимости, покоя и блаженства. Если повторять эту букву, то в уме, витале и теле садхака устанавливаются покой, блаженство и преданность. Все те враги, которые являются препятствиями в жизни садхака, такие как депрессия, жадность, привязанность, вожделение и гнев, теряют свою активность. Садхак обретает поддержку, радость и интерес в садхане. Препятствия становятся сравнительно легкими; и поскольку его ум, витал и тело становятся очищенными, Божественная Сила нисходит в них и начинает работу по трансформации.

Присоединив санскритскую букву «А» к сансткритской букве «М», мы получаем слово Ма. «А» – это агни-биджа (агни – санскр. «очищающий духовный огонь» , прим. авт.) И поскольку буква «А» в слове Ма олицетворяет очищающий духовный огонь, то три типа кармы садхака, являющиеся результатами его прошлых неприглядных действий и поступков – санчита (результаты действий в прежних жизнях), криямана (результаты действий в этой жизни) и прарабдха (судьба в этой жизни) – сжигаются джапой Ма. Когда результаты всех неправильных деяний, совершаемых садхаком из жизни в жизнь с сотворения мира будут уничтожены, и пробудится психическое существо, с его ума, витала и тела будет снята завеса неведения, привязанности и иллюзии. Тогда, под влиянием психического существа, его интеллект станет ясным и чистым, позволяя ему видеть насквозь отвратительные формы, которые принимают враждебные силы, когда пытаются привлечь его на свою сторону и сбить с пути садханы.

[clear-line]

*Биджа (санскт बीजा, bīja, «семя») или Биджа-мантра (санскр. बीजामन्त्र, bīja-mantra, «семенная мантра») — термин в индуизме, буддизме, сикхизме. Наиболее древней и известнейшей из биджа-мантр является слог «Ом» (санскр. ॐ, oṃ T).

Методика Выполнения Нама-Джапы

…С самого начала садханы Йоги Трансформации Шри Ауробиндо, садхак может постоянно повторять имя Матери, Ма, артикулируя его губами. Таким образом садхаку будет намного легче устремляться и подносить всё своё существо к стопам Матери. В этом случае садхак сможет распознавать различные виды помех и препятствий, возникающих в результате атак враждебных сил и из-за его собственного внутреннего сопротивления, а также видеть, какие отвратительные формы эти помехи обычно принимают. Тем самым он получит возможность подносить все эти трудности к стопам Матери. Именно поэтому садхаку следует оставаться бдительным и осознанным, постоянно с твёрдой решимостью повторяя имя Матери. Ему не следует прерывать практику Нама-Джапы ни на одно мгновенье.

Следует делать Нама-Джапу до самого отхода ко сну вечером и немедленно возобновлять её, пробудившись утром. Нама-Джапу нужно делать непрерывно – умывая лицо, чистя зубы, выпивая воду, стирая одежду, поглощая пищу, разговаривая с другими или занимаясь любой другой деятельностью. Чтобы быть способным на это, садхак должен поддерживать в себе состояние полной осознанности, внимания и твёрдой решимости. Необходимо оставаться бдительным, когда моешь рот, поскольку в этот момент невозможно артикулировать Нама-Джапу губами, поэтому нужно делать её про себя, в уме. Точно так же нужно быть внимательным, когда пьёшь воду или ешь. В это время невозможно повторять имя Матери губами, но Нама-Джапа должна продолжаться в уме. Если вы хотите что-то сказать, говорите только то, что необходимо, возобновляя Нама-Джапу сразу же после того, как закончите говорить.

Только с помощью Нама-Джапы садхаки всех уровней могут быть осознанными с самого начала своей садханы. Садхак с сильным стремлением и с непрекращающейся Нама-Джапой на губах сможет уберечься от тисков самого сильного и неодолимого из врагов – механических мыслей.

Нама-Джапу следует делать постоянно. Джапа – это существенная составляющая всех видов йоги, и ей отводится важное место во всех формах садханы, но в Интегральной Йоге Шри Ауробиндо никакие другие практики не могут помочь в садхане, кроме Нама-Джапы Ма, устремления и самоотдачи. Это оттого, что в данной йоге Мать является и садхаком и садханой, и трансформация ума, витала и тела садхака в Свет и Истину невозможна без её Силы. Доказательством этого является то, что до сих пор ни в какой йоге и ни при какой садхане ни у одного из садхаков не произошло трансформации ума, витала и тела в Божественную Истину и Свет, и ни один садхак полностью не освободился от болезней, старения и смерти. Более того, существующее в мире неведение, ложь и преступность всё продолжают нарастать. Но как только ум, витал и тело садхаков трансформируются, ложь, несправедливость и преступность тут же исчезнут из мира. И тогда этот подверженный смерти мир станет Божественными Небесами.

Медитация

Помимо постоянного повторения Ма, Ма, Ма… необходимо медитировать – регулярно и в одно и то же время. Если во время медитации ваше сознание входит глубоко внутрь сердца, и Божественная Шакти начинает работать в теле, тогда Нама-Джапу можно на время прекратить, если только привычка повторять Ма уже не закрепилась достаточно прочно в том месте, в котором вы концентрируетесь или там, где работает Божественная Шакти. Если привычка уже установилась, то джапу следует продолжать всё время, поскольку в таком случае Божественная Шакти сможет работать интенсивнее, и ни одна мысль не сможет прийти и помешать её работе.

Мать и Шри Ауробиндо в различных книгах писали о том, что медитация в Интегральной Йоге Шри Ауробиндо может осуществляться либо над головой, либо в точке между бровей (аджна чакра), либо в сердечном центре. Но особо отмечалось, что наиболее предпочтительными являются медитации в сердечном центре и над головой. Если садхак медитирует над головой, его сознание открывается и поднимается всё выше и выше. Тогда Покой, Сила, Свет, Знание и Ананда, все эти Силы Матери, нисходят в адхар (ум, витал и тело садхака) и Божественная Шакти начинает в адхаре работу по трансформации.

Если садхак медитирует в сердечном центре, то пробуждается Психическое Существо, которое готовит ум, витал и тело, а также всё существо к нисхождению Божественной Силы и стремится поднести всё существо к стопам Матери. Психическое Существо направляет садхака к тому, чтобы он выбрал прямую дорогу к достижению цели. По этой причине очень важно медитировать в сердце.

В книге Вопросы и Ответы Мать сказала о медитации следующее:

«Концентрируйтесь в сердце. Войдите в него; идите внутрь и так глубоко, как только сможете. Соберите все разрозненные нити вашего сознания, скрутите их вместе, нырните и погрузитесь вниз».

«Там, в глубокой тиши вашего сердца, горит огонь. Это божественность в вас – ваше истинное существо. Слушайте его голос, следуйте его велениям».

Кроме этого существуют другие центры для концентрации; например, над головой и другой, между бровями. Каждый вид концентрации имеет своё предназначение и приводит к определённому результату. Но Центральное Существо располагается в сердце, которое является источником всех главных движений, всех импульсов и действий по трансформации.

Если вы не можете медитировать, как описано выше, тогда на начальной стадии медитации можно открытыми глазами смотреть на фотографию Матери или на общую фотографию Матери и Шри Ауробиндо; спустя некоторое время закройте свои глаза и попытайтесь увидеть фото с закрытыми глазами. Если после того, как закроете глаза, вы сможете видеть его ясно, тогда представьте это изображение в сердце, а себя, сидящим перед ним. Старайтесь концентрироваться на этом и в то же время идите всё глубже. Если вы не можете идти глубже, остановитесь там, где вы есть. Когда приходят мысли, не позволяйте им проникать внутрь, удерживайте их снаружи. Делайте так в течение 5 мин. Если вы сможете концентрироваться таким образом с лёгкостью, тогда продолжайте дальше. Если во время медитации на фото Матери приходят мысли, тогда быстро шепча губами повторяйте Нама-Джапу. Если вы будете так делать, то не сможет прийти ни одна мысль. Если вы будете делать это искренне, то концентрация наступит автоматически. Тогда фотография Матери пропадёт, и свыше начнёт нисходить Божественная Сила в виде Покоя, Блаженства и Знания, а сознание выйдет из сердца и распространится по всем конечностям и другим частям тела или будет действовать любым другим выбранным им способом. Садхак не должен ни в малейшей степени мешать его действиям, но напротив должен позволить ему работать там с полным доверием и своим согласием на эту работу. Старайтесь не создавать никаких препятствий его продвижению. Это работа Божественной Силы по трансформации. В этой йоге нисхождение Божественной Силы и работа по трансформации не могут быть обеспечены одной лишь медитацией. Ранее было сказано, что ключом к этой йоге и её основанием являются самоотдача и устремление. При повторении имени Матери – Ма, Ма, Ма…, самоотдача и устремление становятся лёгкими, и ум, витал и тело постепенно очищаются. Тогда пробуждается Психическое Существо. Когда оно пробуждается, оно устремляется. В ответ на его устремление свыше нисходит Божественная Шакти и начинает в существе садхака работу по трансформации. На начальном этапе эта работа по трансформации происходит очень медленно. В этот период в ум проникают мысли извне и мешают работе Божественной Силы по трансформации. Если садхак в этот период, на фоне деятельности Божественной Шакти, где бы она ни работала, будет безмолвно, не шевеля губами или языком, повторять имя Матери, Ма, не отождествляясь при этом с мыслями, тогда они не будут его беспокоить, и работа Божественной Шакти будет более интенсивной.

Мать говорила: «Я также пришла к выводу, что для садханы тела необходима Мантра… потому что только Джапа оказывает прямое воздействие на тело».