Эпиграфы в Жизни Божественной

Сверхразум, Разум и Майя Надразума: Скрытый Золотым Колпаком; Сатьям, Ритам, Брихат; Истина и Ложь (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 28)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Сверхразум, Разум и Майя Надразума

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 28


Скрытый Золотым Колпаком

Там пребывает Неизменный, Истина, скрытая Истиной, где Солнце распрягает своих скакунов. Десять тысяч (его лучей) сошлись вместе – Это Единый. Я созерцал самые великолепные Формы Богов.

(Риг Веда, 5.62.1)

Лик Истины скрыт золотым покровом; сними его, о Пестующее Солнце, ради Закона Истины, ради видения. О Солнце, О единый Провидец, выстрой свои лучи, собери их воедино – позволь мне узреть самую радостную твою форму; это Сознательное Бытие повсюду, Он есть Я.

(Иша Упанишада, 15,16)

В движении обращенном к манифестации, Сат-чит-ананда устанавливает себя в состоянии где она собирает все истины, которые должны быть проявлены из её бесконечного Бытия, можно сказать, она претерпевает самоограничение, выбирая некоторые истины из того бесчисленного множества которые она содержит в своём лоне. Эта концентрация является семенем, Истиной-Идеей того, что должно быть проявлено, индивидуально и коллективно. Этот статус является сверхразумом, супраментальной истиной-сознанием, которое удерживает все истины в полной гармонии: Единый забавляющий себя как Множество и Множество неизменно сознательное о том, что оно является множественным состоянием Единого. Это царство супраментального Пуруши, Совершенного, Светоносного, Владыки всего сущего.

В последующем устремленном вниз движении Сознание проходит саморазвитие, посредством которого каждому из Множества даётся полная свобода в выборе своего направления, независимо от других; Единство присутствует там, как и прежде, но оно отступает на задний план, и преобладает множественность. Этот статус является Надразумом, который действует подобно светоносному покрову скрывающему Сверхразум.

Он зовётся золотым, потому что освещен Истиной, хотя, сам по себе, не является ею. Он находится перед сияющим Солнцем Истины и препятствует непосредственному видению Солнца для Творения внизу. Он также вмешивается между Творением и Законом Истины, правящим в супраментальном. Только когда рассеянные лучи Солнца, формирующие Майю Надразума, собраны воедино и расположены в своей естественной гармонии – выстроены, только тогда можно увидеть ясную и особую Форму верховного Божества. И эта Форма – самая великолепная из всех форм, самая радостная, которую может принять созидающий Дух.

Но это не последнее откровение, ожидающее человека. В тот момент, когда он обозревает эту самую прекрасную Форму, в нём происходит осознание, что Верховное Божество также является и им самим. Поистине, он не может увидеть этого до тех пор, пока не будет подготовлен серией последовательных трансформаций сознания своего существа в ходе его восхождения к Солнцу Истины.

Этот выдающийся образец одного и того же духовного и мистического опыта нашел своё выражение в Ведах и Упанишадах. То, что загадочно и скрыто в словах Ведического Риши, становится явным в воззвании Провидца более поздней эпохи, в его менее символическом и более непосредственном языке.


Сатьям, Ритам, Брихат

Истина, Правота, Обширность —

(Атарва Веда, 12.1.1)

Этот статус Сат-чит-ананды как Супраментального, виджняны, обладает тремя характеристиками. Это сатьям, фундаментальная Истина бытия. Эта Истина является краеугольным камнем всего сущего и всего, что выходит за пределы наших представлений о внешнем существовании. И это та же самая Истина в динамическом действии, ритам. Это упорядоченная истина активного бытия, закон Истины в становлении. Правота – это действие Истины. Это ритам Вед, который стал известен в более поздней эволюции индийской духовности как Дхарма: закон, который удерживает объект в его статусе, будь то бытия или становления.

Что по своей сути истинно, динамически истинно, не имеет пределов. Оно безгранично в сознании, какую бы формулировку оно не приняло для целей деятельности в проявлении. Это Обширность, брихат. Игра в формах – это только намеренное, целенаправленное самоограничение ради самой игры; оно не лишается присущей ему обширности супраментального бытия или сознания.

Все эти три истины должны присутствовать там, где есть супраментальное существование. Можно заметить, что существует близкое соответствие между этими тремя формами манифестации и тремя аспектами Сат-чит-ананды. Сатья соответствует сат, Ритам – чит (шакти); Брихат – ананде, то, что обширно, бесконечно в своей свободной протяженности, без пределов – это Восторг, bhumaiva sukham, обширность – это блаженство.


Истина и Ложь

Оно стало истиной и ложью. Оно стало Истиной, даже всем тем, что существует.

(Тайтирья Упанишада, 2.6)

В своём Становлении Божественное Бытие утверждает себя во всех возможных состояниях, не только в том, что мы называем позитивным, но также и в их противоположных возможностях, для того, чтобы обратить их обратно к их изначальным истинам. Всё является элементами манифестации Бытия. Реальность – Едина, и не может быть ничего другого. Мы должны искать Реальность даже в том, что кажется её противоположностью, что на самом деле является её масками. Таким образом, Божественное Бытие утверждает себя как истина; но оно также является истиной в становлении, в процессе созидания, частичной, неуместной, искаженной истиной. Обе – истина, какой мы её знаем, и ложь, какой мы её уличаем, являются изменяющимися утверждениями Реальности, изменяющимися, потому что это проявление динамично, оно постоянно развивается и эволюционирует. Всё, что мы видим и чего не видим нашими органами восприятия – это Брахман в движении: «Он – тот, кто пребывает за пределами.»

До тех пор, пока мы не достигнем статуса сверхразума, который является ничем не скрытой Истиной-Волей, всё будет оставаться смешанным, развивающимся полем бесчисленных возможностей, борющихся за своё воплощение в протяженности Божественного Бытия. Даже то, что поражает нас как небожественное, это – божественное, действующее под временной маской, свет под прикрытием тьмы, истина под покровом ошибки и неистинности.

Всё по своей сути является Истиной, хотя не всё является полной истиной в каждое мгновение.