Эпиграфы в Жизни Божественной

Разум и Сверхразум: Разум и Брахман; Единый (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 18)

Эпиграфы в Жизни Божественной

Разум и Сверхразум

Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 18


Разум и Брахман

Он обнаружил, что Разум являлся Брахманом.

(Тайтирья Уанишада, 3.4)

Когда Бригу, сын Варуны, обратился к своему отцу с тем, чтобы познать Вечного, Брахмана, тот сказал ему сконцентрировать своё сознание и найти то, из чего всё рождено, чем всё поддерживается и во что всё уходит по своему окончанию. Он обнаружил, что annam, Материя, является Брахманом. Когда ему было сказано концентрироваться дальше, он обнаружил, что prana, Жизнь, является Брахманом. Побуждаемый искать далее, он обнаружил, что manas, Разум, является Брахманом. Ибо через разум всё приходит в сферу опыта, в разуме всё удерживается в контакте, в уровни разума оно удаляется после окончания их встречи. Разум является особой формулировкой Сознания, божественной по своей природе. Это результат Божественного Разума, особая деятельность Сознания-Истины в постигающем движении, в котором Сознание рассматривает свою собственную работу в роли обладателя и свидетеля.

Разум – это особенная деятельность проявляющегося Сознания в процессе придания завершенности Бесконечному. За всеми его действиями неизменно присутствует  поддержка сверхразума. В свете духовной эволюции сознания, разум не должен быть аннулирован или уничтожен, но должен быть возвышен до его собственного более высокого выражения. Он является каналом между живущей материей и более высокими истинами духа. Он отражает высшее знание в низшей природе в соответствии с чистотой его функционирования. В определенном смысле, разум – это более близкий Брахман в иерархии манифестации, чем материя или жизненный принцип. Разум – это не результат майи, но подчиненная деятельность Разума-Истины.


Единый

Неделимый, но словно разделенный в существах.

(Гита, 13.17)

Брахман, Реальность, Един. У него нет частей. Он всегда цельный, неделимый. Но он не ограничен своим состоянием единства. Он создаёт Множество из бесконечности своего бытия, но при этом не претерпевает никакого уменьшения. Он остаётся тем, чем всегда был. «Возьмите Полное от Полного и Полное останется», говорит Писание. Множество, которое происходит из Единого не является частями, отделенными от Него. Каждый из множества – это сам Единый. Никакое число из множества не уменьшает Единство Единого. Ряд формаций Брахмана составляющих вселенную – это не множество отдельных частей единой Реальности. Только во внешней видимости формы отделены одна от другой, и неделимый Брахман кажется разделенным. На самом деле, многообразие состоит из Единого в его различных воплощениях. Ближайшей аналогией может стать Эфир, неделимый по своей природе и в то же время являющийся субстанцией многообразия форм.

Единый – это Множество, как и каждый из этого Множества. Каждый из множества не только пребывает в Едином, но также и является Единым. Единый – извечно целен.